Декабрь ойидаги бухгалтер учун фойдали ахборот:
Как усовершенствовать налоговое администрирование
Информационное сообщение Министерства финансов и Государственного налогового комитета от 27.01.2022 г. наметило пути решения проблем в налоговом администрировании. В ближайшее время ведомствам предстоит все осмыслить и доработать, в том числе – внести уточнения в НПА.
Buxgalter.uz разделяет позицию своих читателей: у нас появился шанс сбалансировать интересы налогового ведомства и налогоплательщиков.
Как показал опрос в ТГ-канале buxgalter.uz, большие сложности в работе бухгалтеров вызывают не только E-aktiv, ИКПУ, система риск-анализа (НДС) и новый подход к исчислению налога на имущество. Множество проблем создала предприятиям методика расчета коэффициента разрыва НДС. Также налогоплательщики сообщают о возникающих у них проблемах в системах ЭСФ и электронного документооборота, E-ijara, онлайн-ККМ, при заполнении электронных форм налоговой отчетности и работе в персональном кабинете налогоплательщика.
В числе наиболее частных причин, которые не позволяют им оперативно справляться с возникшими сложностями, читатели называют:
- неожиданные нововведения, к которым сложно приспособиться (69% респондентов на дату публикации статьи);
- недостаточно подробные инструкции и разъяснения по нововведениям (59%);
- технические сбои электронных сервисов (55%);
- отсутствие возможности оперативно получить квалифицированную консультацию или помощь при конкретной проблеме (54%).
Все эти проблемы негативно сказываются на бизнесе и результатах работы бухгалтеров, о чем свидетельствуют истории из практики, которые нам продолжают рассказывать читатели.
По просьбе buxgalter.uz налоговый консультант Гульнара ЭРГАШЕВА обратила внимание на ключевые моменты, на которые нужно обратить внимание, чтобы предоставленные возможности были использованы с максимальной эффективностью:
– «Хочется верить, что данное Информационное сообщение – это начало большой работы, масштабы которой на самом деле будут значительно шире, чем это очерчено в самом сообщении.
К примеру, сейчас много вопросов вызывает коэффициент разрыва НДС. Его применение в исчислении налога и влияние на репутацию субъектов предпринимательства. Об этом в Информационном сообщении ничего не говорится, хотя очевидно, что нужно поработать над формулой его расчета. На величину коэффициента разрыва не должны влиять случаи, когда контрагент является плательщиком налога с оборота или же применил льготу по НДС, которую в соответствии с НК он просто не имеет права не применить.
Проблемы есть даже в тех сферах, которые в свете нововведений уходят на второй план. В частности, давно назрела необходимость перепроверить функционал персонального кабинета налогоплательщика. Устаревшие опции – удалить или доработать.
К примеру, интерактивная услуга «ЮШ НКМларни рўйхатдан ўтказиш» не соответствует требованиям времени, поскольку ее правовой основой является ПКМ №306 от 17.11.2011 г., регламентирующее применение ККМ с фискальной памятью. А такие устройства с 1 января 2022 года не применяются. Современные онлайн-кассы в соответствии с ПКМ №943 от 23.11.2019 г. можно поставить на учет только через ЦОТУ.
Такие недоработки вводят налогоплательщиков в заблуждение, мешают нормальной работе, приводят к ошибкам.
При нажатии на кнопку «Инструкция», которая есть в каждой интерактивной услуге персонального кабинета налогоплательщика, должна появляться четкая и подробная инструкция, а не пустой экран и не сообщение об ошибке информационной системы.
Специалисты, по телефонам, указанным в интерактивных услугах персонального кабинета, должны поднимать трубку по звонку налогоплательщика и быть готовы предоставить ему квалифицированную помощь в решении проблемы. К сожалению, на практике редко удается дозвониться даже после нескольких попыток, а предоставленные консультации не дают необходимой информации в полном объеме.
Если исполнение НПА предполагает использование конкретной интерактивной услуги персонального кабинета налогоплательщика, то в НПА нужно конкретно прописывать название этой интерактивной услуги.
Например, если заявление о постановке на учет в качестве плательщика НДС нужно подавать при помощи интерактивной услуги «ҚҚC тўловчиси сифатида махсус рўйхатдан ўтказиш», именно так и нужно прописать в положении.
Сегодня, к сожалению, это не практикуется. А общие фразы типа «заявление подается через персональный кабинет» приводят к тому, что налогоплательщик может отправить заявление через другой, не предназначенный для этого функционал. В результате пропускаются сроки, применяются санкции.
Важно, чтобы процесс совершенствования прошел максимально продуктивно. Для этого Минфин и ГНК намерены работать в диалоге с бизнес-сообществом. Чтобы этот диалог получился эффективным, как мне представляется, необходимо подготовить и довести до сведения общественности регламенты по каждой информационной системе.
Это должны быть документы, аналогичные Положению о порядке специального регистрационного учета плательщиков НДС в налоговых органах, в котором достаточно четко прописаны правовые основы и регламент автоматизированной системы риск-анализа плательщиков НДС.
Налогоплательщики должны четко понимать, что именно закладывают в программу разработчики – специалисты Минфина и ГНК. Иначе получится диалог «ни о чем», в котором каждый высказывается в меру своего понимания.
К сожалению, на сегодняшний день таких подробных документов не имеет ни система налогового разрыва НДС, ни E-ijara, ни E-aktiv, ни система ИКПУ. В результате многие налогоплательщики не имеют даже приблизительного представления, для чего нужны эти системы, не говоря уже о том, чтобы грамотно разбираться в принципах их работы. У многих налогоплательщиков понимание предназначения этих систем на уровне «надо, потому что так сказали в налоговой». В этой ситуации невозможно при доработке систем учесть всевозможные варианты, которые могут быть на практике. А, следовательно, и создать эффективный ресурс представляется невозможным.
Появление таких регламентов будет способствовать более тщательной проработке проектов и технических заданий. В свою очередь это позволит избежать ситуаций, аналогичных той, что мы получили после выхода ПКМ №249 от 28.04. 2021 г. За 8 с небольшим месяцев внедрения ИКПУ эти коды менялись многократно! Сначала они были 5-значные, затем 8-значные, теперь 17-значные, а что в итоге? Работа по формированию ИКПУ продолжается… Это означает, что в течение ближайшего года нужно быть начеку, чтобы не пропустить важных изменений.
Да, нам обещают еще в течение года не применять штрафы за ошибки в ИКПУ. Но нужно понимать, что непостоянство системы очень сильно усложняет работу законопослушных налогоплательщиков. Ведь нужно не только отследить изменения, но и оперативно внести их в «Избранное» на сайте системы Единого классификатора. Чтобы в электронных документах указывать правильные ИКПУ. А также – в систему онлайн-ККМ. Если номенклатура товаров у налогоплательщика насчитывает десятки и сотни единиц, это очень затратно и сложно.
В НПА не должно быть норм, которые позволяют регуляторам вносить изменения в критерии, в структуру оценки в одностороннем порядке – путем издания приказа. Сегодня такие нормы есть в ПКМ №249 от 28.04. 2021 г., регламентирующем внедрение ИКПУ, и в ПКМ №595 от 22.09.2021 г., которым утверждена система риск-анализа плательщиков НДС.
Регламенты информационных систем налогового администрирования согласно ст. 76 НК утверждает Кабинет Министров. Госрегулятор не должен иметь возможность своим приказом вносить изменения в нормативный акт Кабинета Министров, иначе таких изменений, как показала практика, бывает очень много. Налогоплательщикам просто тяжело поспевать за таким обилием изменений. Хотя очевидно, что они были бы не нужны, если бы на стадии разработки программного продукта все было продумано и записано в регламентах.
Хочу обратить внимание, что в Информационном сообщении содержится много норм, которые меняют сроки, установленные постановлениями Кабинета Министров и другими законодательными актами. Чтобы эти отсрочки имели юридическую силу и завтра не было бы ни у кого сомнений в их легитимности, в соответствии со ст. 45 №ЗРУ-682 от 20.04.2021 г. нужно, чтобы органы принявшие эти нормативные акты либо их вышестоящие организации, внесли соответствующие изменения.
К примеру, Информационным сообщением переносится категоричный срок внедрения программного продукта «E-aktiv», установленный в ПКМ №595 от 22.09.2021 г., – 1 января 2022 года. Кроме того, предполагается, что процесс пойдет на выборочной основе. Эти корректировки будут иметь юридическую силу только после того, как Кабмин внесет их в ПКМ №595 от 22.09.2021 г.
А в целом, конечно, после прочтения Информационного сообщения Министерства финансов и Государственного налогового комитета от 27.01.2022 г. – я счастлива! Реально счастлива, что нас услышали и регуляторы взяли тайм-аут, чтобы устранить явные недоработки. Надеюсь, мои чувства разделяют все мои коллеги и налогоплательщики».
Подготовил Олег ГАЕВОЙ