Ноябрь ойидаги бухгалтер учун фойдали ахборот:
Как оперативно исправить ошибку в чеке онлайн-ККМ
Бывают ситуации, когда покупатель на выходе из магазина обнаруживает в чеке онлайн-ККМ или виртуальной кассы ошибку и обращается к продавцу с просьбой ее исправить. В этом заинтересован и продавец. Как сделать это быстро и не навредить учету, по просьбе buxgalter.uz разъяснили специалист по обслуживанию онлайн-ККМ ООО ЦТО «Mарон» Рустам ЯКУБОВ и эксперт «Нормы» Ольга БУСАРОВА:
– Исправить ошибку в чеке онлайн-ККМ в тот же день важно для продавца, чтобы выручка по онлайн-ККМ точно отражалась в расчетах по налогу с оборота и НДС. Также покупатель заинтересован, чтобы в чеке не было ошибок, так как получает с него кешбэк в размере 1% от стоимости покупки.
Операция по исправлению ошибок в кассовых чеках в день совершения покупки не имеет последствий для бухгалтерского учета, поэтому, как правило, ее не отражают в бухгалтерских проводках. Однако, если ваша касса и программа бухгалтерского учета интегрированы и автоматически взаимодействуют при отражении данных онлайн-ККМ в бухгалтерском учете, обратите внимание на этот момент и действуйте согласно настройкам вашей бухгалтерской программы.
На наш взгляд, со временем в системе онлайн-ККМ должен появиться специальный функционал для оперативного исправления ошибок в кассовых чеках – простой, позволяющий исправить наиболее распространенные ошибки буквально путем нажатия нескольких кнопок онлайн-ККМ или виртуальной кассы. За рубежом такой функционал уже давно применяется.
В Узбекистане пока придется воспользоваться меню «Коррекция чека» интерактивной услуги «Данные по онлайн-ККМ и виртуальным кассам» персонального кабинета налогоплательщика. Он предполагает работу с электронным экземпляром чека, поэтому покупатель не получит бумажный документ в подтверждение исправления.
Самый большой минус этого функционала заключается в том, что исправление ошибки потребует времени, в некоторых случаях это может занять даже несколько дней. Кассиру нужно передать данные для корректировки бухгалтеру, имеющему доступ к персональному кабинету налогоплательщика. Бухгалтер готовит документы, подтверждающие факт ошибки, и отправляет их в налоговый орган через форму меню «Коррекция чека». Налоговый орган рассматривает их и принимает решение, и это тоже требует времени. Кроме того, данный функционал не позволяет исправлять ошибки, связанные с наименованием товара.
В качестве более оперативного и гибкого решения можно рассматривать процедуру оформления возврата. В принципе, любую ситуацию на кассе, связанную с необходимостью исправить ошибку в чеке, можно представить, как требование покупателя об оформлении возврата товара, после которой оформляется новый чек с правильной информацией.
Во избежание проблем рекомендуем оформлять возврат на весь чек, даже если ошибку содержит информация только по одному из товаров.
В этом случае придется соблюсти все требования, предусмотренные п. 35–38 Положения о порядке применения системы онлайн-ККМ и виртуальной кассы при осуществлении денежных расчетов с населением, оформив:
- заявление покупателя на имя руководителя торговой точки;
- накладную на возврат товара;
- акт о возврате товара;
- расходный кассовый ордер (если средства возвращаются наличными).
К этому пакету документов прилагается чек продажи, возвращаемый покупателем. И далее кассир выбивает чек возврата. А после этого – правильный чек.
Многое зависит от функциональных возможностей вашей онлайн-ККМ или виртуальной кассы, а также навыков кассира по их применению. Особенно это касается ситуации, когда наименование и/или цена товара введены в память онлайн-ККМ с ошибкой. Тогда нужно будет сначала исправить данные в памяти онлайн-ККМ. Либо – при наличии соответствующего функционала – ввести правильные данные в ККМ в процессе формирования чека.
Детально «плюсы» и «минусы» каждого из вариантов мы рассмотрели в таблице:
Что нужно исправить |
Способ исправления |
||
Реквизит |
Ситуация, при которой может произойти ошибка |
Функционал «коррекция чека» |
Оформление возврата товара |
Наименование товара |
В чек попал лишний товар |
Не предусмотрено |
Возможно. Если возврат оформляется с целью исправить ошибку в наименовании товара и выдать правильный чек, можно либо изменить данные в памяти онлайн-ККМ, либо ввести наименование вручную (если такая функция предусмотрена). Рекомендуется в любом случае при оформлении возврата дополнительно оформить объяснительную кассира. Это поможет избежать ошибок в учете |
Покупатель решил отказаться от товара, не отходя от кассы |
|||
Наименование товара указано с ошибкой |
|||
Количество товара |
Например, покупатель купил 2 одинаковые пачки чая, но при выходе из магазина решил от одной отказаться |
Возможно, но займет много времени |
Возможно. Этот вариант представляется более оптимальным |
Случайно, в чеке указана лишняя единица товара |
|||
Стоимость товара |
Ошибка в данных, введенных в онлайн-ККМ |
Возможно, но займет много времени |
Возможно. Но чтобы после возврата оформить чек с правильной информацией, ваш аппарат должен иметь функционал для исправления или ввода цены во время формирования чека, а кассир должен уметь им пользоваться |
Ошибка допущена кассиром при вводе цены с помощью клавиатуры |
|||
Форма платежа |
Ошибка кассира |
Возможно. И для данной ситуации этот вариант представляется наиболее оптимальным. Покупатель скорее всего не будет настаивать на немедленном исправлении ошибки, поскольку его интересы в данном случае практически не затронуты. Исправить эту ошибку нужно для правильного учета у продавца. Главное – вовремя проинформировать бухгалтера, что допущена ошибка |
Возможно. Однако в данной ситуации наиболее оптимальным представляется вариант исправления ошибки через функционал «Коррекция чека», так как он позволит освободить покупателя от ненужных ему хлопот, связанных с оформлением заявления и других документов, необходимых при возврате |
ИКПУ |
У покупателя не получается получить с чека кешбек в размере 1% от стоимости покупки в полном объеме из-за того, что в чеке не ко всем товарам указаны корректные ИКПУ |
Возможно. И для данной ситуации этот вариант представляется самым оптимальным. Наверняка покупатель будет согласен на то, что ошибка будет исправлена в течение нескольких дней. Кассиру важно информировать об ошибке бухгалтера |
Возможно. Но вариант подходит для тех ситуаций, когда покупатель и вовсе хочет отказаться от товара. Так как кассир навряд ли сможет самостоятельно исправить ошибку в ИКПУ в данных онлайн-ККМ в течение короткого времени, так как одних знаний устройства ККМ для этого недостаточно. В этой ситуации предстоит еще определить подходящий ИКПУ в соответствии с tasnif.soliq.uz |
В любом случае рекомендуем обсудить различные варианты исправления ошибок в чеке со специалистами вашего ЦОТУ. Это будет предметный разговор с учетом технических возможностей вашей онлайн-ККМ или виртуальной кассы.
Подготовил Олег ГАЕВОЙ