Какие владельцы онлайн-ККМ станут «изгоями» с 12 августа 2022 года

preview

С 12 августа 2022 года из государственного реестра будут исключать ЦОТУ, если в чеках обслуживаемой ими кассовой техники останутся товары без ИКПУ или с неправильными ИКПУ . По просьбе buxgalter.uz специалист по обслуживанию онлайн-ККМ ООО ЦОТУ «Марон» Рустам ЯКУБОВ разъяснил, чем это чревато для владельцев онлайн-ККТ:

 

– Предприниматели уже немного подустали от внедрения ИКПУ. Это – дополнительный объем работы и ответственности, осложняемый частыми изменениями в классификаторе ИКПУ. Скорее всего, многие предприниматели встретили эту норму ПКМ №255 с облегчением: «наконец-то свалилась гора с плеч, отвечать за ИКПУ будут ЦОТУ». Но это очень ошибочное мнение…

Уже сейчас информационные системы налоговых органов умеют достаточно хорошо распознавать ИКПУ в чеках и определять, где ошибка, а где они и вовсе не указаны. Покупатели, регистрирующие чеки в мобильном приложении Soliq, это могут подтвердить.

Уже сегодня за неправильно указанный или вообще не указанный ИКПУ в чеке можно заплатить весьма высокую цену. Правда, пока только если вы пользуетесь льготой по НДС или налогу с оборота. Льготы не применяются в отношении товара, к которому не указан или указан ошибочный ИКПУ.

Далее с 1 июля 2022 года вступит в силу новая норма ст. 223 НК. Отражение в счетах-фактурах или чеках неправильных ИКПУ влечет наложение штрафа на предпринимателя в размере 1% от стоимости реализованных товаров (услуг).

С 12 августа ЦОТУ, обслуживающие кассовый аппарат или виртуальную кассу, которая пробивает чеки с ошибками в ИКПУ, будут исключаться из государственного реестра. Исключение ЦОТУ из реестра означает, что организация не сможет работать на рынке обслуживания контрольно-кассовой техники. В свою очередь серьезные проблемы возникнут у всех организаций, которые используют кассы, обслуживаемые этим ЦОТУ (от нескольких десятков до нескольких десятков тысяч субъектов предпринимательства сразу). В одночасье все они должны будут приобретать другие онлайн-кассы, чтобы не останавливать торговлю и работать без нарушения закона.

Оставшееся до вступления этих норм в силу время, я думаю, пройдет в формате жесткого диалога ЦОТУ с клиентами. С неразговорчивыми и упрямыми предпринимателями, скорее всего, придется попрощаться – расторгнуть договоры. Цена продолжения отношений с ними слишком высока.

И я думаю, что после такого расторжения предпринимателю будет сложно найти другой ЦОТУ, который согласится с ним работать. Эти предприниматели фактически становятся «изгоями» по своей собственной вине.

 

Будут ли ЦОТУ сами проверять и вводить ИКПУ в онлайн-ККМ

Нет, этого не произойдет. Это – огромный объем работы, у ЦОТУ просто не хватит людских ресурсов для этого.

Конечно, если предприниматель очень захочет, ЦОТУ, скорее всего, окажет ему такую услугу за дополнительную плату. При этом от предпринимателя все равно потребуется предоставить в ЦОТУ полный перечень товаров с выверенными ИКПУ!  ЦОТУ не будет их сверять с классификатором, просто введет в онлайн-кассу и возьмет за это деньги.

Рассматривать ЦОТУ, как организацию, которая будет вам постоянно мониторить и исправлять ранее введенную информацию, не нужно. У ЦОТУ немного другие задачи и ограниченные людские ресурсы.

Хочу еще раз подчеркнуть: все нововведения говорят о том, что товар может быть реализован только после того, как вся выверенная вами информация о нем, особенно – в части ИКПУ, введена в онлайн-ККМ. Иначе ошибок в чеках и последствий – не избежать.

 

Что делать

Самый оптимальный вариант – организуйте работу так, чтобы у вас был свой специалист, который будет отвечать за все эти вопросы. Он должен владеть всеми необходимыми навыками, уметь вводить информацию о товаре в онлайн-ККМ.

ЦОТУ поможет подготовить такого специалиста. А он потом будет поддерживать связь со специалистами ЦОТУ на случай, когда нужно оперативно решить какую-то нестандартную ситуацию, возникшую при работе с кассой.

Я считаю, что всем нам, предпринимателям, нужно потратить оставшиеся месяцы на подготовку необходимого количества специалистов.

В каждой торговой точке должен быть квалифицированный специалист по работе с товарами в онлайн-ККМ или виртуальной кассе.

Есть пожелания и к ГНК: нужно скорее автоматизировать процесс ввода информации по товарам в память онлайн-ККМ и виртуальных касс, чтобы максимально упростить его для предпринимателей и минимизировать ошибки.

Большинство товаров поступают в магазины и розничную сеть с ЭСФ, где в обязательном порядке указывается ИКПУ товара. В интерактивной услуге «Информация по онлайн-ККМ и виртуальным кассам» персональных кабинетов налогоплательщика, работающих с онлайн-ККМ, есть меню «Мои товары и услуги». Сегодня оно формируется вручную. Все это работает в рамках информационных систем ГНК.

На мой взгляд, самое время автоматизировать процесс, чтобы перечень вкладки «Мои товары (услуги)» формировался автоматически на основании данных счетов-фактур. А совместно с производителями онлайн-ККМ и виртуальных касс нужно проработать вопрос, чтобы перечень товаров в памяти онлайн-ККМ и виртуальной кассы автоматически формировался на основании данных меню «Мои товары (услуги)» в режиме реального времени.

При этом информационные системы ГНК на стадии формирования ЭСФ и ввода данных по товарам в онлайн-ККМ должны сигнализировать о том, что допущена ошибка при вводе ИКПУ. А у предпринимателя должна быть техническая возможность  исправить ее оперативно, чтобы она не попала в онлайн-ККМ и чеки.

Подготовил Олег ГАЕВОЙ

 

Коды на товары и услуги Коды на товары и услуги Коды на товары и услуги /uz/publish/doc/text181438_kakie_vladelcy_onlayn-kkm_stanut_izgoyami_s_12_avgusta_2022_goda