Как не попасть под санкции из-за маркетплейса

preview

ГНК напомнил, что в соответствии со ст. 2271 НК нарушение установленных законодательством требований или порядка по отображению фискальных отметок или обеспечению интеграции с информационными системами налоговых органов влечет штраф в размере чистой выручки, полученной в том отчетном квартале, когда была реализация. Эта норма вступила в силу 12 июня 2022 года.

Налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА разъяснила, что нужно иметь в виду, чтобы избежать проблем.

 

– Фискальная отметка – это обязательный реквизит чеков ККТ . Онлайн-ККМ и виртуальные кассы изначально устроены так, что их чеки продажи и возврата содержат фискальную отметку. Если ее в чеке нет, то, значит, это – чек авансового платежа или платежа в счет погашения рассрочки. Также это может означать, что чек сформирован не контрольно-кассовой техникой, а каким-то другим устройством.

С 1 февраля 2022 года к информационным системам налоговых органов должны быть подключены платежные организации и маркетплейсы . Это нужно им, чтобы формировать фискальные чеки в соответствии с ПКМ №255 от 12.05.2022 г. Ранее эти организации с чеками ККТ практически не работали, для них и их партнеров – это новое требование законодательства. Именно им сегодня нужно проявить активность, чтобы не подпасть под санкции по ст. 2271 НК.

Хочу еще раз обратить внимание:

  • с мая 2022 года ГНК публикует напоминание, что фискальные данные по маркетплейсам в отчетах по налогам формируются автоматически;
  • штраф за нарушение требования об интеграции с информационными системами налоговых органов и отражении фискальной метки в соответствии со ст. 2271 НК вступил в силу 12 июня 2022 года;
  • с 10 июля ограничивается возможность выставлять односторонние ЭСФ для оформления выручки, прошедшей через ККТ. Согласно п. 3 Положения о порядке применения системы онлайн-ККМ и виртуальной кассы при осуществлении денежных расчетов с населением это требование распространяется на маркетплейсы.

По перечню этих нововведений можно сделать вывод, что интеграция и настройка формирования фискальных меток в чеках маркетплейсов успешно завершена и все идеально работает. Однако это не так.

Ко мне нередко обращаются за советом организации, у которых реализация нормы, предусмотренной п. 5 №ПП-5252 от 04.10.2021 г. вызывает массу вопросов и сомнений. К сожалению, на некоторые вопросы невозможно получить твердый и однозначный ответ даже в налоговых органах.

Во-первых, понятие «маркетплейс», применяемое в нашем налоговом администрировании, в частности, – в формах налоговой отчетности и нашем законодательстве значительно шире, чем в практике других стран. Более того, он приравнен к контрольно-кассовой технике. Получается, что в Узбекистане «маркетплейсы» – это все торговые площадки и системы, которые попадают под понятия Положения о порядке предоставления электронного фискального чека через электронную платежную организацию и (или) электронные коммерческие платформы.

К маркеплейсам в Узбекистане относятся электронные торговые площадки (Alibazar.uz, Alifshop.uz и т.п.), онлайн-магазины (altech.uz, evos.uz и т.д.), платежные мобильные приложения (Click, PayME, Oson и другие), а также банковские приложения. Подтверждают это и практические шаги налоговых органов по подключению этих организаций к своим информационным системам.

Во-вторых, есть немало организаций, которые до сих пор не могут определиться, нужно ли им интегрироваться с инфосистемами налоговых органов. Среди них организации, реализующие товары и услуги собственного производства через свои сайты, но принимающие оплату через Click, PayME и другие платежные системы. Не понятно, нужно ли им в этом случае проходить интеграцию?

На мой взгляд, – нет, не нужно, достаточно того, что в информационные системы налоговых органов будут интегрированы платежные системы, через которые принимается оплата. Но на этот счет было бы хорошо заручиться официальным разъяснением ГНК, которого пока нет.

В-третьих, платежные системы находятся в процессе настройки интеграции и отражения фискальной метки в чеках. К примеру, на днях одна организация, которая дистанционно предоставляет доступ к своим программным продуктам и получает оплату от клиентов через платежные приложение Click и PayME, обратилась с просьбой ускорить настройки в отношение тех чеков, которые выдаются на оплату ее услуг. Сотрудники обеих платежных систем ей ответили, что подключают всех клиентов в порядке очереди, торопиться не стоит, так как многие моменты еще находятся на стадии доработки. Такие ответы заставляют бизнес нервничать, поскольку нет фискальных чеков – нет их автоматического отражения в налоговых отчетах.

В–четвертых, не ясно, на все ли транзакции через маркетплейс должен формироваться фискальный чек (с фискальной меткой и QR-кодом)?

Из норм Положения о порядке предоставления электронного фискального чека через электронную платежную организацию и (или) электронные коммерческие платформы следует, что – нет, не всегда. Эти два реквизита должны присутствовать только в электронных чеках, которые, как правило, формируются при дистанционных формах расчетов. Но возможны также расчеты через маркетплейс на местах, когда клиенту выдается чек онлайн-ККМ и виртуальной кассы. В этом случае маркетплейс формирует только чек транзакции. Чтобы вникнуть в эти тонкости и начать работать по этим правилам, тоже нужно время.

В-пятых, и маркетплейсам, и компаниям, реализующим через них товары, нужно разобраться с особенностями содержания чеков. Электронный фискальный чек по содержанию должен соответствовать требованиям, предъявляемым к бумажным чекам онлайн-ККМ и виртуальных касс . Если маркетплейс реализует не собственный товар, в чеке должен быть отражен ИНН комитента (компании, продающей товар или услугу). Этот реквизит отвечает за правильное отражение выручки в отчетах по налогу. Сумма от продажи «сядет» в отчет по налогу у комитента, который по итогам месяца оплатит комиссионеру (маркетплейсу) комиссионное вознаграждение.

Как видим, все упомянутые технические решения находятся в процессе внедрения. Поэтому просьба к налоговым органам – не торопиться со штрафами. Ситуация пока такова, что штраф по ст. 2271 НК может получить и тот, кто пока не разобрался и не успел все настроить, и тот, кто уклоняется от требований налоговиков намеренно.

К штрафам нужно прийти поэтапно. Сейчас нужно сконцентрироваться на выявлении организаций, которые должны работать по правилам, установленным для маркетплейсов, и оказать им практическое содействие в настройке.

Нужно учитывать, что размер штрафа весьма внушительный – это самый большой штраф, который предусмотрен НК. Для многих организаций он будет иметь катастрофические последствия, так как после него придется все начинать «с нуля». Считаю целесообразным пересмотреть его размер и установить в размере той выручки, которая прошла через маркетплейс, не интегрированный с системами налоговых органов.

Вместе с тем норма ст. 2271 остается в силе, и она – такая, какая есть. Предпринимателям в случае проверки и соответствующих претензий со стороны налоговиков остается надеяться только на уважительные причины. Обоснуйте, почему вы до сих пор интегрированы и не завершили настройки. Возможные причины: маркетплейс не справляется с нагрузкой. Если речь идет о вашем собственном маркетплейсе, – разработка ТЗ и его реализация потребовали у программистов больше времени, чем на это было отведено.

Подготовил Олег ГАЕВОЙ


Экспертлар ўз нуқтаи назарларидан келиб чиққан ҳолда тушунтириш берганлар, бу Сизнинг мустақил қарор қабул қилишингиз учун асос бўлади.
Налоговый контроль в Узбекистане: виды проверок и права налогоплательщиков налоговый контроль, налоговая проверка, камеральная проверка, выездная проверка, права налогоплательщика, консультации по налогам Налоговый контроль: какие виды налоговых проверок существуют, как проходит камеральная и выездная проверка, какие права есть у налогоплательщика, как обжаловать действия инспекции. Консультации по подготовке документов и налоговой ответственности. Все ответы на вопросы на Buхgalter.uz! /uz/publish/doc/text182645_kak_ne_popast_pod_sankcii_iz-za_marketpleysa