Кто должен решать, какой ИКПУ подходит больше

preview

У налогоплательщиков по-прежнему возникает множество вопросов о присвоении и применении ИКПУ. Но – нет нормативного документа, который бы позволил найти ответы на них. К примеру, это мог бы быть Порядок ведения Единого электронного национального каталога продукции (товаров и услуг), предусмотренный ПКМ №249 от 28.04.2021 г.

C какими важными моментами нужно определиться, принимая такой документ, по просьбе buxgalter.uz рассказала налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА:


– Среди наиболее «горячих» вопросов – правильность и точность подбора ИКПУ к товару и услугам. Этому способствовали две ситуации:

  • с 1 марта 2023 года за отражение в ЭСФ или кассовых чеках ИКПУ, не соответствующих номенклатуре приобретенных товаров (услуг) или виду деятельности, применяется штраф по ст. 223 НК. Он и сам по себе не маленький, но еще и относится к статье про занижение и сокрытие налоговой базы. Это означает, что ошибки в ИКПУ приравниваются к сокрытию и занижению налоговой базы, а эти правонарушения также наказываются в соответствии со ст. 174 КоАО и ст. 184 УК;
  • краткосрочное внедрение функционала, ограничивающего продажу товара, который информационные системы налоговых органов не обнаружили в «приходе». Это нововведение проработало всего несколько часов, после чего все ограничения были сняты также внезапно, как и были внедрены. Такому исходу, судя по всему, способствовало возмущение налогоплательщиков. Но налогоплательщики обеспокоены тем, что через какое-то время эту норму налогового администрирования, возможно, снова внедрят и теперь уже – на постоянной основе.

 

Зерновой хлебец – это не хлеб, но доказать это невозможно

Беспокойство предпринимателей связано с отсутствием четких правил подбора и применения ИКПУ, регламентов работы с ИКПУ. На практике это приводит к спорным ситуациям.

На днях ко мне обратился производитель хлебцев, он выпускает свою продукцию с ИКПУ «01904001002000000 готовые завтраки быстрого приготовления, из зерна и злаков», который он подобрал из базы ИКПУ на tasnif.soliq.uz самостоятельно. Этот ИКПУ – самый подходящий для его продукции, так как предназначен для готовых пищевых продуктов, полученных путем вздувания или обжаривания зерна, злаков или зерновых продуктов. Однако предприниматель решил удостовериться, что поступает правильно, и обратился с запросом в налоговые органы. И – получил ответ с рекомендацией использовать ИКПУ «01905002004000000 Прочие виды хлеба».

Похоже сотрудник ведомства, готовивший ответ, ориентировался на схожесть названия продуктов «хлеб» и «хлебцы», особо не вникая в то, что это два совершенно разных продукта – с разной рецептурой, технологиями производства и предназначением. Предложенный им ИКПУ предназначен для печенья и прочих хлебобулочных и мучных кондитерских изделий, вафельных пластин. Переубедить представителя налоговых органов не удалось. Более того, он не только настаивает на своем, но и рекомендует ко всем ранее выставленным ЭСФ на данный товар выставить исправленный – якобы по причине неправильного ИКПУ. Как быть в данной ситуации? Не в суд же идти... Предприниматель следовать рекомендациям не стал, отложил вопрос, так как претензий к нему никто не предъявлял. Но сам факт говорит о том, что такой спор возможен и при проверке.

 

Что делать, если ИКПУ действительно неправильный?

Очевидно, что приведенная ситуация с хлебом и хлебцами – это не единственный спорный случай. Но может случиться так, что именно предприниматель в какой-то ситуации окажется неправ. И тогда возникает вопрос – что делать с ранее оформленными счетами-фактурами и чеками? С какой даты их корректировать?

Однозначно – такой новости будут не рады все контрагенты, особенно – розничная сеть.

Еще сложнее ситуация обстоит в общепите и сфере услуг. Несмотря на то, что и для них оптимизировали ИКПУ, сориентироваться в них все равно очень сложно. Потому что специфика этой сферы такова, что решения принимаются в процессе обслуживания конкретного клиента. И в итоге получается сложный микс, к которому невозможно подобрать конкретный ИКПУ.

Считаю, что к каждому имеющемуся ИКПУ для сферы общепита и сферы услуг нужно утвердить инструкции по применению в налоговом администрировании в разных ситуациях.

 

Какие меры помогут урегулировать ситуацию

ПКМ №249 от 28.04.2021 г. было дано поручение разработать и утвердить порядок ведения Единого электронного национального каталога продукции (товаров и услуг), но его до сих пор нет. Конечно же он очень нужен, он будет способствовать единообразию применения ИКПУ и поможет снять многочисленные вопросы, возникающие на практике:

  • Что делать если в классификаторе нет подходящего ИКПУ?
  • Как рассматривать заявки на введение новых ИКПУ?
  • Как рассматриваются споры по решениям, принятым по заявкам на присвоение новых ИКПУ?
  • В каких случаях и в каком порядке могут меняться ИКПУ и последствия замены ИКПУ?

Вопросов – масса, и они сейчас решаются так, как считают нужным отдельные специалисты.

Считаю, что без этого документа мы не готовы в полной мере применять ИКПУ, как инструмент налогового администрирования, а тем более – как инструмент для выявления правонарушений, за которые предусмотрены санкции.

Этим документом нужно ввести правила присвоения ИКПУ. ИКПУ должен получить статус учетных данных для товаров и услуг, аналогично тому, как идентификатором физлиц является ПИНФЛ, юридических лиц – ИНН. Было бы правильно вменить правило, согласно которому ИКПУ:

1) должен стать обязательным реквизитом товара и услуги;

2) нужно указывать во всех документах, оформляемых при совершенствовании хозяйственных операций с товарами и услугами.

Информационные системы налоговых и иных органов нужно настроить так, чтобы налогоплательщику не нужно было вручную переносить ИКПУ из одной системы в другую. Например, из ЭСФ – в онлайн-ККТ. Этот процесс вполне можно автоматизировать.

При этом процесс присвоения ИКПУ товару нельзя отдавать на усмотрение производителю и импортеру. Нужно предусмотреть механизм, который обеспечит единообразие, исключит влияние человеческого фактора.

Решение этой задачи уместно связать с ЗРУ №819 от 27.02.2023 г. – «О техническом регулировании», который вступит в силу в августе 2023 года. В соответствии с п. 4 ПКМ №249 с 1 января 2023 года действует порядок обязательного отражения идентификационного кода продукции (товаров и услуг) (ИКПУ) в процессе сертификации продукции. Считаю уместным непосредственно в технических регламентах прописать ИКПУ, с которым должен выходить готовый продукт, выпущенный в соответствии с этим регламентом.

Нужно продумать четкий порядок присвоения ИКПУ для продукции, на которую не распространяется требование обязательной сертификации.

Важно четко прописать и создать инструменты администрирования в ситуациях:

  • когда закупаются товары в качестве сырья, для производства продукции, оказания услуг;
  • когда продавец реализует закупленные товары и услуги комплектом или набором.

Подготовил Олег ГАЕВОЙ