Какие проблемы создает работодателям и работникам КОДП-2024

preview

13 декабря 2024 года вступил в силу новый Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих (КОДП-2024).

Какие проблемы этот национальный стандарт создает работодателям и их работникам и как можно было бы их избежать, по просьбе buxgalter.uz рассказал кандидат юридических наук Михаил ГАСАНОВ:

Внимание

Чтобы не пропустить нужное разъяснение эксперта, подпишитесь на наш Телеграм-канал.

 

– Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих – это национальный стандарт, который используют все организации, независимо от формы собственности. На его основе определяются наименования должностей и профессий, составляются штатные расписания, делаются записи в трудовых книжках, в том числе – электронных, регистрируются трудовые договоры, оформляются кадровые приказы, устанавливаются квалификационные требования к должностям и профессиям.

От правильного применения классификатора зависит право работника на льготную пенсию. Если наименование профессии или должности не соответствует специальным спискам производств, учреждений, работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию на льготных условиях, у работника могут возникнуть серьезные проблемы при оформлении льготной пенсии.

Важно понимать, что классификатор – это живой документ, который постоянно обновляется. Это связано с цифровизацией экономики и внедрением новых форм управления. Появляются совершенно новые профессии, которых раньше не существовало. Кроме того, даже к традиционным профессиям начинают предъявляться новые требования – меняются требования к образованию, корректируются названия должностей и профессий.

Проблемы

Первая проблема нового КОДП-2024 – это его доступность. Согласно Закону «О стандартизации» национальные стандарты должны быть доступны для широкой общественности ст. 23 №ЗРУ-800 от 03.11.2022 г.. Закон «О гарантиях и свободе доступа к информации» предусматривает, что государственные органы, органы самоуправления граждан, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации и должностные лица обязаны обеспечивать каждому возможность ознакомления с актами законодательства, а также документами, решениями и иными материалами, затрагивающими его права и законные интересы. Доступ к такой информации обеспечивается путем ее опубликования и распространения ст. 7 ЗРУ №400-I от 24.04.1997 г. ст. 47 №ЗРУ-682 от 20.04.2021 г..

Важно обратить внимание, что в соответствии со статьей 8 этого Закона информация, затрагивающая права и законные интересы граждан, должна предоставляться бесплатно.

Вопросы обеспечения доступности национальных стандартов регламентирует также Положение о порядке разработки, утверждения, регистрации, отмены и внесения изменений и дополнений в национальные стандарты. В соответствии с пунктом 50 этого Положения национальный стандарт в течение 5 календарных дней со дня его принятия размещается на официальном сайте Института стандартов для всеобщего пользования и регулярно актуализируется.

Однако на практике, чтобы получить доступ к новому классификатору, нужно заплатить 5 млн 40 тыс. сум.

Помимо финансовой доступности есть еще одна серьезная проблема – механизм применения классификатора. Даже если организация заплатила деньги и получила доступ к документу, возникает вопрос: как его применять на практике? Любой национальный стандарт может работать только при наличии механизмов его применения. Без этого он остается просто декларацией.

Приведу конкретный пример: организация хочет принять работника на должность с названием из нового классификатора. Но при попытке зарегистрировать трудовой договор или внести запись в электронную трудовую книжку через Единую национальную систему труда возникают проблемы. Программа часто не принимает новые названия должностей, поскольку она не приведена в соответствие с новым классификатором.

Получается замкнутый круг. С одной стороны, вступил в действие новый классификатор, а с другой – технически применять его невозможно. В итоге работодатели вынуждены использовать старые названия должностей и профессий.

Что делать

Нужно сделать как минимум две вещи. Во-первых, – обеспечить реальную доступность классификатора – убрать платный доступ. Во-вторых, – привести единую национальную систему труда в соответствие с новым классификатором.

Меня удивляет, почему это не было сделано заранее. Классификатор был утвержден 13 ноября 2024 года, а вступил в действие 13 декабря. При этом по Закону «О стандартизации» после опубликования могло пройти до 60 дней ст. 18 №ЗРУ-800 от 03.11.2022 г.. Т. е. была возможность взять два месяца на подготовку, а не один. За это время можно было создать все необходимые механизмы для практического применения классификатора.

 

 

 

 

Прием на работу Прием на работу Прием на работу /uz/publish/doc/text206294_kakie_problemy_sozdaet_rabotodatelyam_i_rabotnikam_kodp-2024