Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 23.06.2023 г. N 16 "О некоторых вопросах прямого применения норм Конституции Республики Узбекистан при осуществлении правосудия"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

23.06.2023 г.

N 16



О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ

ПРЯМОГО ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ

КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ



Статьей 55 Конституции Республики Узбекистан каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных решений, действий и бездействия государственных органов и иных организаций, их должностных лиц, восстановление нарушенных прав и свобод путем рассмотрения его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом в установленные законом сроки.

В целях полноценного обеспечения гарантий прав человека путем прямого и единообразного применения судами норм Конституции Республики Узбекистан Пленум Верховного суда Республики Узбекистан на основании Конституционного Закона N ЗРУ-837, принятого по итогам референдума, проведенного 30 апреля 2023 года, а также статьи 22 Закона Республики Узбекистан "О судах" ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. В соответствии с частью второй статьи 15 Конституции Республики Узбекистан (далее Конституция) Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и образует основу единого правового пространства на всей территории страны.

Высшая юридическая сила Конституции означает верховенство ее норм над другими законами и нормативно-правовыми актами.

В связи с этим судам следует оценивать содержание закона или иного нормативно-правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и применять нормы Конституции как акта прямого действия, обладающего непосредственно действующей высшей юридической силой.

Судам следует обратить внимание на недопустимость отказа в применении норм Конституции в связи с тем, что соответствующие законы и иные нормативно-правовые акты не приняты.

В случаях, когда нормы Конституции, которые должны быть применены в конкретном деле, содержат ссылку на иной нормативно-правовой акт, судам, рассматривающим дело, следует руководствоваться нормами Конституции и закона, регулирующего соответствующие правовые отношения.


2. Согласно частям третьей и четвертой статьи 15 Конституции международные договоры Республики Узбекистан наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права (Всеобщая декларация прав человека, Пакт о гражданских и политических правах, Пакт об экономических, социальных и культурных правах и другие) являются составной частью правовой системы Республики Узбекистан.

При этом, если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора Республики Узбекистан.

Судам необходимо обращать внимание на то, ратифицирован ли международный договор в Республике Узбекистан либо прошел другие внутренние государственные процедуры, предусмотренные в законодательных актах, необходимые для вступления в силу и на наличие оговорок.

Вместе с тем, в случаях применения норм международных договоров при рассмотрении дел, в мотивировочной части судебного акта следует ссылаться на нормы данного международного договора.


3. Обратить внимание судов, что Конституцией установлено, что никто не может быть осужден, подвергнут наказанию, лишен имущества или какого-либо права на основании закона, который официально не опубликован, и то, что опубликование нормативно-правовых актов является обязательным условием их применения (часть первая статьи 30, часть одиннадцатая статьи 99 Конституции).

Порядок опубликования нормативно-правовых актов определен законами от 20 апреля 2021 года N ЗРУ-682 "О нормативно-правовых актах", от 10 декабря 2019 года N ЗРУ-591 "О Кабинете Министров Республики Узбекистан", от 7 сентября 2017 года N ЗРУ-443 "О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней", а также постановлением Кабинета Министров от 22 декабря 2017 года N 1013 "О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней".


4. В соответствии со статьями 3 и 4 Конституционного Закона N ЗРУ-837 "О Конституции Республики Узбекистан", принятого 30 апреля 2023 года по итогам референдума (далее Конституционный закон), законы и иные нормативно-правовые акты, действовавшие на территории Республики Узбекистан до вступления в силу Конституционного закона, применяются в части, не противоречащей Конституции в редакции Конституционного закона; нормы Конституции в редакции Конституционного закона действуют напрямую с момента его вступления в силу и независимо от принятия или наличия соответствующих законов и иных нормативно-правовых актов.

Судам следует учитывать, что правовым основанием судебных актов являются прежде всего как правило соответствующие нормы Конституции, а затем иные нормативные правовые акты в зависимости от их юридической силы; в случае, если установлено, что законы и иные нормативно-правовые акты противоречат нормам Конституции, следует руководствоваться только соответствующими нормами Конституции.

Вместе с тем несоответствие Конституции нормативно-правовым актам, примененным в судебных актах судов первой инстанции, принятым до 1 мая 2023 года, установленное при их пересмотре вышестоящими судебными инстанциями в порядке, установленном Гражданским процессуальным, Экономическим процессуальным кодексами и Кодексом об административном судопроизводстве, не может быть основанием для отмены или изменения судебного акта.

При рассмотрении дел судами по гражданским делам, экономическими и административными судами, исходя из статьи 4 Гражданского кодекса и статьи 41 Закона Республики Узбекистан "О нормативно-правовых актах", необходимо установить, когда возникли права и обязанности сторон по спорному правоотношению.


5. Статьей 20 Конституции установлено, что права и свободы человека действуют непосредственно; права и свободы человека определяют суть и содержание деятельности государственных органов, органов самоуправления граждан и их должностных лиц.

Судам в целях обеспечения эффективной защиты прав граждан в отношениях с государственными органами, органами самоуправления и их должностными лицами следует проверять соблюдение этими органами и их должностными лицами установленного Конституцией принципа соразмерности при применении мер правового воздействия на человека.

При этом все противоречия и неясности в законодательстве, возникающие во взаимоотношениях человека с государственными органами, толкуются в пользу человека.

Также следует учитывать, что если вред, причиненный незаконными решениями, действиями или бездействием государственных органов или их должностных лиц, не возмещен в добровольном порядке, статьей 55 Конституции гарантировано его возмещение государством по заявлению заинтересованного лица.


6. Судам, исходя из требований статьи 20 Конституции, следует учитывать, что меры правового воздействия, применяемые в отношении лица, должны основываться на принципе соразмерности и быть достаточными для достижения целей, предусмотренных законами.

При этом наказание либо иная мера правового воздействия, применяемая в отношении лица, виновного в совершении правонарушения, должна быть справедливой, то есть соответствовать тяжести правонарушения, степени вины и общественной опасности его личности.


7. Судам при рассмотрении конкретных дел следует проверять соблюдение нормы статьи 21 Конституции, согласно которой ни на кого без его согласия не может быть возложена обязанность, не установленная законодательством.

При этом следует учитывать, что под понятием законодательство подразумеваются не только законодательные акты, но и подзаконные нормативно-правовые акты.


8. Судам следует учесть, что в соответствии с требованиями статьи 28 Конституции отсутствие возможности устранить все сомнения в виновности является основанием для признания лица невиновным.

Признание лицом своей вины может быть основанием для вынесения обвинительного приговора только в случае, если его вина доказана другими проверенными в суде доказательствами.

Нарушение в производстве по уголовным делам установленных Конституцией прав и свобод касательно того, что подозреваемый, обвиняемый, подсудимый не обязан доказывать свою невиновность, имеет право в любое время воспользоваться правом хранить молчание, не обязан давать показания против самого себя и своих близких родственников, признается грубым нарушением норм процессуального права.


9. Обратить внимание судов на то, что согласно части четвертой статьи 29 Конституции при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Разъяснить, что доказательства, полученные с нарушением установленных Конституцией прав и свобод человека порядка, установленного законами, а также в результате действий, не предусмотренных законом, признаются доказательствами, полученными с нарушением закона.


10. В соответствии со статьей 29 Конституции каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи и в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государства.

Каждое лицо имеет право пользоваться помощью адвоката по своему выбору на любой стадии уголовного процесса, а при задержании лица с момента фактического ограничения его права на свободу передвижения.

Также обвиняемый или подсудимый имеет право быть ознакомленным с сутью и основаниями обвинения, требовать проведения допроса свидетелей, дающих показания против него либо в его пользу.

При оценке случаев нарушений конституционных норм, гарантирующих свободы и неприкосновенность человека, судам следует руководствоваться разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного суда от 19 декабря 2003 года N 17 "О практике применения судами законов, обеспечивающих подозреваемому, обвиняемому право на защиту".

Обратить внимание судов на то, что доказательства, полученные в результате следственных действий в отношении лица, которому конституционные права на помощь адвоката не разъяснены, либо не обеспечена реальная возможность пользоваться помощью адвоката, являются недопустимыми и не могут быть использованы при осуществлении правосудия.


11. Судам необходимо иметь в виду, что с 1 мая 2023 года ограничение прав лиц на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, электронных и иных сообщений, проведение обыска в жилище допускается только в соответствии с законом и на основании решения суда.

Результаты оперативно-следственной деятельности, проведенной с ограничением прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, электронных и иных сообщений, прав на неприкосновенность жилья, могут использоваться в деле в качестве доказательства лишь в случаях, когда эти мероприятия проведены на основании разрешения суда и согласно Закону от 25 декабря 2012 года N ЗРУ-344 "Об оперативно-розыскной деятельности".


12. Обратить внимание судов на то, что статьей 139 Конституции участникам процесса, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, гарантировано право на ознакомление с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и выступление в суде на родном языке.

В соответствии с указанной нормой Конституции и согласно статье 20 Уголовно-процессуального кодекса, статье 273 Кодекса об административной ответственности, статье 11 Гражданского процессуального кодекса, статье 10 Экономического процессуального кодекса и статье 12 Кодекса об административном судопроизводстве судам необходимо разъяснять участникам процесса их право выступать в суде на родном либо ином доступном им языке, делать устные или письменные заявления, давать показания и объяснения, заявлять ходатайства и жалобы, а также право пользоваться услугами переводчика.


13. Статьей 16 Конституции установлено, что законы и иные нормативно-правовые акты Республики Узбекистан принимаются на основе и во исполнение Конституции, ни один закон или иной нормативно-правовой акт не может противоречить принципам и нормам Конституции.

В случае установления в ходе рассмотрения конкретных дел противоречия нормативно-правовых актов Конституции, судам следует вносить в Верховный суд предложения об обращении по данному вопросу в Конституционный суд.

Разъяснить, что решение Конституционного суда о признании части соответствующего нормативно-правового акта противоречащей Конституции не препятствует применению судами данного нормативно- правового акта в остальной части.


14. В случаях, когда в ходе рассмотрения спора установлено, что ведомственный нормативно-правовой акт противоречит правам и свободам лица, гарантированным Конституцией, судам следует разъяснять заинтересованному лицу его право обратиться в Верховный суд в порядке главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве с заявлением о признании такого акта недействительным полностью или в части.

Судам следует принять во внимание, что противоречие ведомственного нормативно-правового акта принципам и нормам Конституции является основанием для признания его Верховным судом полностью либо в части недействительным по заявлению заинтересованного лица.


15. По каждому установленному по результатам рассмотрения дела случаю нарушения конституционных норм, гарантированных прав и законных интересов лиц, судам следует, тщательно изучив причины и условия, повлекшие нарушение закона, реагировать на незаконные действия (бездействие) соответствующих должностных лиц путем вынесения частных определений.


16. Всем судам, применяющим законодательство государственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям, а также должностным лицам следует строго следовать разъяснениям данного Постановления Пленума.


17. Судебным коллегиям Верховного суда, областным и приравненным к ним судам следует провести семинарские занятия по разъяснению нижестоящим судам сути и содержания данного Постановления Пленума и обратить внимание на формирование единой практики.



Председатель

Верховного суда

Республики Узбекистан                                                         Б. Исламов



Секретарь Пленума,

судья Верховного суда                                                           Н. Хакимова



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz)