Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Закон Республики Узбекистан от 07.09.2017 г. N ЗРУ-443 "О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней" (Принят Законодательной палатой 15.08.2017 г., одобрен Сенатом 24.08.2017 г.)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

07.09.2017 г.

N ЗРУ-443



О РАСПРОСТРАНЕНИИ ПРАВОВОЙ

ИНФОРМАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИИ

ДОСТУПА К НЕЙ


Принят Законодательной палатой 15 августа 2017 года

Одобрен Сенатом 24 августа 2017 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней.



Статья 2. Законодательство о распространении

правовой информации и обеспечении доступа к ней

Законодательство о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


правовая информация - тексты нормативно-правовых актов, официальных толкований к ним, разъяснений о порядке применения нормативно-правовых актов, решений Конституционного суда Республики Узбекистан, постановлений Пленума Верховного суда Республики Узбекистан по вопросам применения законодательства, а также материалы обобщения судебной практики;


доступ к правовой информации - возможность свободного получения правовой информации и ее использования;


распространение правовой информации - действия, направленные на ознакомление неопределенного круга лиц с правовой информацией.



Статья 4. Основные принципы распространения

правовой информации и обеспечения доступа к ней

Основными принципами распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней являются гласность, открытость, своевременность распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней, свобода поиска и получения правовой информации.



Статья 5. Гарантии доступа к правовой информации

Государством гарантируется доступ к правовой информации.

Граждане обладают правом беспрепятственно искать, получать и распространять правовую информацию.

Государственные органы, другие организации и должностные лица обязаны в установленном порядке обеспечивать каждому доступ к правовой информации.

Доступ к правовой информации ограничивается в случае, если данная информация отнесена в установленном порядке к сведениям, составляющим государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.



ГЛАВА 2. ОРГАНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ

И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТУП

К ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья 6. Полномочия Кабинета Министров

Республики Узбекистан в области распространения

правовой информации и обеспечения доступа к ней

Кабинет Министров Республики Узбекистан в пределах своих полномочий:

распространяет в установленном порядке правовую информацию, в том числе путем рассылки, опубликования нормативно-правовых актов, размещения их на своем официальном веб-сайте;

направляет в Министерство юстиции Республики Узбекистан тексты постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан и при необходимости информационно-аналитические материалы по ним для официального опубликования и доведения до исполнителей;

обеспечивает разработку и реализацию необходимых мероприятий, направленных на своевременное распространение правовой информации и обеспечение доступа к ней;

осуществляет контроль за исполнением законодательства о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней;

утверждает перечень государственных органов и организаций для обязательной рассылки нормативно-правовых актов;

осуществляет международное сотрудничество в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 7. Полномочия министерств и ведомств

в области распространения правовой информации

и обеспечения доступа к ней

Министерства и ведомства в пределах своих полномочий:

распространяют в установленном порядке правовую информацию, в том числе путем рассылки, опубликования нормативно-правовых актов, размещения их на своих официальных веб-сайтах;

направляют в Министерство юстиции Республики Узбекистан тексты принятых ими нормативно-правовых актов и при необходимости информационно-аналитические материалы по ним для рассылки и официального опубликования;

обеспечивают своевременное доведение до своих структурных и территориальных подразделений текстов нормативно-правовых актов, поступивших в центральный аппарат;

осуществляют контроль за исполнением законодательства о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней в своих структурных и территориальных подразделениях;

организуют необходимую работу по разъяснению сути и значения норм, содержащихся в текстах нормативно-правовых актов, направленную на повышение правового сознания, правовой культуры в обществе и укрепление законности;

формируют фонды правовой информации по сфере своей деятельности;

ведут в установленном порядке систематизированный учет нормативно-правовых актов;

по запросам физических и юридических лиц предоставляют им правовую информацию по сфере своей деятельности;

в установленном порядке дают разъяснения о порядке применения нормативно-правовых актов.

Министерства и ведомства могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.


Статья 8. Полномочия Министерства юстиции

Республики Узбекистан в области распространения

правовой информации и обеспечения доступа к ней

Министерство юстиции Республики Узбекистан является специально уполномоченным государственным органом в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней.

Министерство юстиции Республики Узбекистан в пределах своих полномочий:

получает от государственных органов и организаций тексты принятых ими нормативно-правовых актов и при необходимости информационно-аналитические материалы по ним (пояснительная записка с изложением концепции нормативно-правового акта, сопоставительная таблица с разъяснением изменений и дополнений и др.) на бумажном носителе и в электронной форме;

обеспечивает рассылку текстов нормативно-правовых актов и при необходимости соответствующих информационно-аналитических материалов до всех государственных органов и организаций в электронной форме по перечню, определяемому Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

осуществляет официальное опубликование нормативно-правовых актов;

утверждает порядок ведения систематизированного учета нормативно-правовых актов;

осуществляет государственный учет нормативно-правовых актов и работу по систематизации законодательства;

ведет контрольные экземпляры законов Республики Узбекистан и постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан, нормативно-правовых актов министерств и ведомств, органов государственной власти на местах;

формирует фонд нормативно-правовых актов;

формирует и ведет Национальную базу данных законодательства Республики Узбекистан, обеспечивает в установленном порядке доступ к ней физических и юридических лиц;

организует работу Межведомственного совета по координации работы государственных органов по правовой пропаганде и просвещению;

осуществляет координацию, методическое руководство и контроль за деятельностью государственных органов и организаций в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней;

организует системный мониторинг за соблюдением требований законодательства о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней;

проводит системный анализ состояния распространения правовой информации и готовит предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в данной сфере;

организует правовую пропаганду в обществе с привлечением государственных органов, органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации и других институтов гражданского общества;

утверждает типовой план мероприятий по доведению нормативно-правовых актов до исполнителей и разъяснению их сути и значения среди населения;

осуществляет международное сотрудничество в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней.

Министерство юстиции Республики Узбекистан и его территориальные органы ежегодно представляют соответственно в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей и города Ташкента информацию о состоянии правовой пропаганды и просвещения.

Министерство юстиции Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 9. Полномочия органов государственной власти

на местах в области распространения правовой

информации и обеспечения доступа к ней

Органы государственной власти на местах в пределах своих полномочий:

распространяют в установленном порядке правовую информацию, в том числе путем рассылки, опубликования нормативно-правовых актов, размещения их на своих официальных веб-сайтах;

направляют в Министерство юстиции Республики Узбекистан через его территориальные органы тексты решений, имеющие нормативно-правовой характер, принятых ими и при необходимости информационно-аналитические материалы по ним для их рассылки;

обеспечивают своевременное доведение до своих структурных и территориальных подразделений и органов самоуправления граждан текстов нормативно-правовых актов, поступивших в органы государственной власти на местах;

организуют необходимую работу по разъяснению сути и значения норм, содержащихся в текстах нормативно-правовых актов, направленную на повышение правового сознания, правовой культуры в обществе и укрепление законности;

формируют фонды правовой информации;

в установленном порядке ведут систематизированный учет нормативно-правовых актов;

предоставляют правовую информацию физическим и юридическим лицам по их запросам;

в установленном порядке дают разъяснения о порядке применения нормативно-правовых актов.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 10. Участие информационно-библиотечных

учреждений в распространении правовой информации

и обеспечении доступа к ней

Информационно-библиотечные учреждения:

формируют фонды правовой информации по направлению своей деятельности;

обеспечивают доступ пользователей информационно-библиотечных ресурсов к фонду правовой информации;

предоставляют правовую информацию по запросам пользователей информационно-библиотечных ресурсов.

Информационно-библиотечные учреждения могут участвовать в распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней и в иных формах в соответствии с законодательством.



Статья 11. Участие образовательных учреждений

в распространении правовой информации

и обеспечении доступа к ней

Общеобразовательные, средние специальные, профессиональные и высшие образовательные учреждения, а также образовательные учреждения по повышению квалификации и переподготовке кадров (далее - образовательные учреждения) обеспечиваются правовой информацией соответственно Министерством народного образования, Центром профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования и Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, а также другими министерствами и ведомствами, в структуре которых они находятся.

Образовательные учреждения:

формируют фонды правовой информации по направлению своей деятельности;

обеспечивают доступ обучающихся к фонду правовой информации;

предоставляют правовую информацию по запросам обучающихся.

Образовательные учреждения могут участвовать в распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней и в иных формах в соответствии с законодательством.



Статья 12. Участие органов самоуправления граждан,

негосударственных некоммерческих организаций

и граждан в распространении правовой

информации  и обеспечении доступа к ней

Органы самоуправления граждан:

участвуют в распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней;

участвуют в повышении правовой культуры населения;

формируют фонды правовой информации по своей деятельности;

обеспечивают доступ граждан к фонду правовой информации.

Органы самоуправления граждан могут участвовать

в распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней и в иных формах в соответствии с законодательством.

Негосударственные некоммерческие организации и граждане могут участвовать в распространении правовой информации путем оказания содействия и необходимой помощи органам и организациям, осуществляющим распространение и обеспечивающим доступ к правовой информации.

Органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и граждане могут осуществлять общественный контроль за исполнением законодательства о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней.



ГЛАВА 3. ПОРЯДОК РАСПРОСТРАНЕНИЯ

ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ДОСТУПА К НЕЙ

Статья 13. Способы распространения правовой информации

Способами распространения правовой информации являются:

рассылка текстов нормативно-правовых актов;

официальное опубликование нормативно-правовых актов;

неофициальное опубликование нормативно-правовых актов;

осуществление правовой пропаганды;

предоставление правовой информации физическим и юридическим лицам по их запросам.



Статья 14. Распространение текстов

нормативно-правовых актов путем рассылки

Тексты нормативно-правовых актов в течение одного дня со дня их подписания и при необходимости информационно-аналитические материалы по ним (пояснительная записка с изложением концепции нормативно-правового акта, сопоставительная таблица с разъяснением изменений и дополнений и др.) на бумажном носителе и в электронной форме направляются принявшими их органами в следующем порядке:

законы Республики Узбекистан, указы и постановления Президента Республики Узбекистан - в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинет Министров Республики Узбекистан и Министерство юстиции Республики Узбекистан;

постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан - в Администрацию Президента Республики Узбекистан, Кабинет Министров Республики Узбекистан и Министерство юстиции Республики Узбекистан;

постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан - в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Администрацию Президента Республики Узбекистан и Министерство юстиции Республики Узбекистан;

нормативно-правовые акты министерств и ведомств - в Министерство юстиции Республики Узбекистан.

Рассылка нормативно-правовых актов и при необходимости информационно-аналитических материалов по ним в другие государственные органы и организации осуществляется Министерством юстиции Республики Узбекистан путем направления их текстов в день поступления в Министерство юстиции Республики Узбекистан в электронной форме по перечню, определяемому Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Нормативно-правовые акты министерств и ведомств направляются в другие государственные органы в течение одного дня со дня их государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.

Рассылка решений органов государственной власти на местах осуществляется этими органами путем направления их текстов и при необходимости информационно-аналитических материалов по ним в течение одного дня в структурные и территориальные подразделения данных органов, территориальные подразделения государственных органов и организаций, органы самоуправления граждан, а также территориальные органы юстиции для их последующей передачи в Министерство юстиции Республики Узбекистан.



Статья 15. Распространение нормативно-правовых

актов путем официального опубликования

Официальными источниками опубликования нормативно-правовых актов являются издания, предусмотренные в статье 39 Закона Республики Узбекистан "О нормативно-правовых актах".

Официальные источники опубликования нормативно-правовых актов издаются в сроки, установленные законодательством, и распространяются путем открытой подписки.

Публикуемые в официальных источниках нормативно-правовые акты располагаются последовательно в хронологическом порядке.

Тексты ведомственных нормативно-правовых актов располагаются в "Собрании законодательства Республики Узбекистан" последовательно в хронологическом порядке в соответствии с их номером и датой государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.

При опубликовании части нормативно-правового акта в официальных источниках опубликования после наименования нормативно-правового акта располагается надпись "Извлечение".

Текст нормативно-правового акта, публикуемый в официальных источниках опубликования нормативно-правовых актов, должен соответствовать тексту нормативно-правового акта, официально направленному органом, принявшим данный акт.

Тексты нормативно-правовых актов большого объема могут быть опубликованы в виде приложения к официальным источникам опубликования нормативно-правовых актов.



Статья 16. Распространение нормативно-правовых

актов путем неофициального опубликования

Опубликование нормативно-правовых актов в источниках, не предусмотренных в статье 39 Закона Республики Узбекистан "О нормативно-правовых актах", является неофициальным опубликованием.

Неофициальное опубликование нормативно-правовых актов может осуществляться физическими и юридическими лицами путем опубликования текстов нормативно-правовых актов в периодических изданиях, на веб-сайтах, в электронных справочных системах законодательства, а также публикации брошюр, сборников и комментариев к нормативно-правовым актам.

При издании кодексов, сборников актов законодательства, а также при реализации электронных справочных систем законодательства они должны быть приведены в контрольное состояние на дату их издания (реализации).

В неофициальных изданиях, в том числе в электронных справочных системах законодательства, могут публиковаться неофициальные переводы нормативно-правовых актов на другие языки. Неофициальные переводы нормативно-правовых актов должны иметь отметку о неофициальном переводе.



Статья 17. Распространение нормативно-правовых актов

и обеспечение доступа к ним путем размещения

нормативно-правовых актов в Национальной базе

данных законодательства Республики Узбекистан

Официальное опубликование нормативно-правовых актов в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан осуществляется в течение одного дня с момента их поступления в Министерство юстиции Республики Узбекистан в разделе "Официальное опубликование нормативно-правовых актов".

Конституционный суд Республики Узбекистан и Верховный суд Республики Узбекистан направляют в Министерство юстиции Республики Узбекистан решения Конституционного суда Республики Узбекистан, постановления пленумов Верховного суда Республики Узбекистан о даче разъяснений по вопросам применения законодательства в течение одного дня со дня их подписания.

Тексты международных договоров Республики Узбекистан и тексты нормативных документов в области технического регулирования, размещенные в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан, имеют справочный характер и обновляются по мере поступления и обработки документа, но не позднее трех дней после их официального опубликования.

Доступ пользователей к Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан осуществляется бесплатно.



Статья 18. Размещение правовой информации

на официальных веб-сайтах государственных органов

Электронные версии текстов нормативно-правовых актов подлежат обязательному размещению на официальных веб-сайтах принявших их органов в установленном порядке.

Правовая информация на официальных веб-сайтах государственных органов должна размещаться на государственном языке. Официальный веб-сайт может иметь версии на других языках.

Правовая информация, размещенная на официальных веб-сайтах государственных органов, должна быть достоверной и иметь равнозначную силу с информацией, публикуемой в средствах массовой информации.



Статья 19. Распространение нормативно-правовых

актов путем правовой пропаганды

Распространение нормативно-правовых актов путем правовой пропаганды осуществляется всеми государственными органами и организациями, а также органами хозяйственного управления.

Негосударственные некоммерческие организации также могут осуществлять правовую пропаганду.

Органы, принимающие и (или) разрабатывающие нормативно-правовые акты, в недельный срок после их принятия должны разработать и утвердить план мероприятий по правовой пропаганде на основании типового плана мероприятий, утверждаемого Министерством юстиции Республики Узбекистан.

Правовая пропаганда осуществляется следующими способами:

проведение конференций, встреч, семинаров, круглых столов и бесед;

посредством средств массовой информации, в том числе организаций теле- и радиопередач, размещений статей и информационно-правовых материалов в печатных и электронных средствах массовой информации;

распространение комментариев, брошюр, плакатов, буклетов и флаеров;

через социальные рекламы (видеоролики, инфографики и др.) и другими видами пропаганды, не запрещенной законодательством.

Координация работы государственных органов и организаций в области правовой пропаганды осуществляется Межведомственным советом по координации работы государственных органов по правовой пропаганде и просвещению и его территориальными комиссиями.



Статья 20. Предоставление правовой информации

физическим и юридическим лицам по их запросам

Физические и юридические лица имеют право обращаться с запросом в государственные органы и организации о предоставлении правовой информации, касающейся их деятельности.

Запрос о предоставлении правовой информации подлежит рассмотрению в срок не более пятнадцати дней со дня его поступления.

При запросе правовой информации, опубликованной в официальных изданиях или размещенной на официальных веб-сайтах, в ответе на запрос государственные органы и организации могут дать ссылку с указанием названия, даты выхода и номера официального издания, в котором опубликована запрашиваемая информация, или электронного адреса официального веб-сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.

Предоставление правовой информации в электронном виде осуществляется бесплатно. За предоставление правовой информации на бумажном носителе может взиматься плата по соглашению сторон.

Отказ в удовлетворении запроса о предоставлении правовой информации должен быть мотивированным.



ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 21. Разъяснение порядка применения

нормативно-правовых актов

По запросу физических и юридических лиц государственные органы и организации разъясняют порядок применения нормативно-правовых актов по вопросам, связанным с их деятельностью.

Разъяснения о порядке применения нормативно-правовых актов, подготовленные государственными органами и организациями, имеют обязательную силу для структурных и территориальных подразделений этих органов и организаций.

Пленум Верховного суда Республики Узбекистан при необходимости дает разъяснения по вопросам применения законодательства.

Разъяснения Пленума Верховного суда Республики Узбекистан, а также государственных органов и организаций о порядке применения нормативно-правовых актов публикуются в средствах массовой информации, в том числе на официальных веб-сайтах соответствующих органов и организаций.

Негосударственные некоммерческие организации, научно-исследовательские организации в пределах своих полномочий могут подготавливать и распространять разъяснения о порядке применения нормативно-правовых актов рекомендательного характера.



Статья 22. Обязательность ведения систематизированного

учета нормативно-правовых актов в государственных органах

В государственных органах в обязательном порядке ведется систематизированный учет нормативно-правовых актов, регламентирующих их деятельность.

Порядок ведения систематизированного учета нормативно-правовых актов в органах государственного управления и органах государственной власти на местах определяется Министерством юстиции Республики Узбекистан.

Ведение систематизированного учета нормативно-правовых актов осуществляется работником юридической службы. В случаях отсутствия работника юридической службы данная обязанность руководителем государственного органа возлагается на другое лицо.



Статья 23. Устранение недостатков, допущенных

при опубликовании нормативно-правовых актов

В случае, если при опубликовании нормативно-правового акта в официальных изданиях в его тексте были допущены ошибки, опечатки, иные неточности, то в ближайшем номере издания публикуются соответствующие поправки.

В случае, если в неофициальных изданиях были допущены ошибки, опечатки, иные неточности в сравнении с официальным источником опубликования нормативно-правовых актов, издателем в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня их выявления, публикуются соответствующие поправки в республиканских периодических изданиях (газеты, журналы и т.п.) или в следующем номере (выпуске) неофициального издания.

В случае, если в электронных базах данных законодательства были допущены ошибки, опечатки, иные неточности, то они должны быть устранены незамедлительно.



Статья 24. Разрешение споров

Споры в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней разрешаются в порядке, установленном законодательством.



Статья 25. Ответственность за нарушение

законодательства о распространении правовой

информации и обеспечении доступа к ней

Лица, виновные в нарушении законодательства о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней, несут ответственность в установленном порядке.



Статья 26. Обеспечение исполнения, доведения,

разъяснения сути и значения настоящего Закона

Министерству юстиции Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 27. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 28. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Часть первая статьи 17 настоящего Закона вводится в действие с 25 сентября 2017 года.



Президент

Республики Узбекистан                                                        Ш. Мирзиёев



"Народное слово", 8 сентября 2017 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

11 сентября 2017 г., N 36, ст. 944


"Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан",

2017 г., N 9, ст. 507