Полезное для бухгалтера в ноябре:
Во что обойдется непроведение инвентаризации
Законодательство не предусматривает прямой ответственности за непроведение инвентаризации или нарушение сроков ее проведения. Но это вовсе не означает, что на практике все сойдет с рук. О последствиях халатности в этом вопросе по просьбе buxgalter.uz рассказала директор аудиторской компании «TRI-S-Audit» Светлана ГОЛОСОВА:
– «Инвентаризация – это, прежде всего, инструмент внутреннего контроля, позволяющий выявить недочеты и привести бухучет в соответствие с требованиями законодательства. Правила ее проведения установлены НСБУ №19.
За сохранность активов перед собственниками отвечает руководитель предприятия. Он – главное материально ответственное лицо. Его задача – правильно организовать бухучет, обеспечить сохранность активов, и контроль за эффективностью их использования . Уполномоченные им лица также несут ответственность за учет.
Аудиторские организации при проверке в первую очередь обращают внимание, соблюдаются ли на предприятии требования НСБУ №19 по проведению инвентаризаций. Если – нет, аудиторы либо организуют проведение инвентаризации в их присутствии, либо сами выборочно проведут ее, либо – если руководство препятствует проведению инвентаризации – сделают соответствующую запись в своем заключении.
Непроведение инвентаризаций свидетельствует о том, что контроль за ведением первичной документации и, в целом, бухгалтерского учета на предприятии организован на очень низком уровне. Своеобразный сигнал для проверяющих...
Я не могу привести в пример ни одну инвентаризацию с участием аудиторов, по итогам которой бы вышло, что на предприятии все хорошо. Всегда найдется что-то, в чем нужно навести порядок: недостачи, неучтенные излишки, пересорт. Инвентаризация дебиторской/кредиторской задолженностей позволяет оценить, как руководство обеспечивает своевременное поступление денежных средств, как их расходует, насколько правильно ведется учет. Во время инвентаризации также проверяется имущество, определяется его состояние и по результатам может производиться переоценка.
Подчеркну: проблемы у предприятия возникают не из-за отсутствия актов инвентаризации, а из-за того, что можно было бы подправить в результате нее.
Можно провести инвентаризацию чисто номинально и составить все документы, формально – расхождений не будет. Но это чревато не только доначислениями налогов и пересдачей отчетности вследствие реально проведенной инвентаризации или проверки, но может закончиться административной, а иногда и уголовной ответственностью должностных лиц.
У нас в практике был случай, когда мы настояли на проведении инвентаризации. В результате это позволило не только внести исправления в учет, но и спасти руководство предприятия от претензий контролирующих органов. Уголовная ответственность наступает, если контролирующий орган признает бухгалтерскую отчетность фиктивной (поддельной). Такое может произойти в случае недостоверного указания каких-либо активов и обязательств».
Подготовил Олег ГАЕВОЙ