Полезное для бухгалтера в ноябре:
Предприятие реорганизовалось, что будет со стажем работника в ЕНСТ?
Предприятия могут реорганизоваться или менять название. Не помешает ли это впоследствии определять стаж работников в ЕНСТ? Ведь сегодня в этой системе не отражаются изменения в реквизитах компании.
Buxgalter.uz получил комментарии эксперта «Нормы» по кадровым вопросам Валерии ЛЯНДРЕС и начальника отдела Дирекции по управлению МПАК «ЕНСТ» Зарнигор АБДУРАХМАНОВОЙ.
Валерия ЛЯНДРЕС: – «Внося данные о прошлой трудовой деятельности в электронные трудовые книжки работников, я лично столкнулась с проблемой. В базе ЕНСТ есть данные только по действующим организациям. Многие реорганизованные или переименованные организации в базе отсутствуют. Человек, работавший в организации и уволенный до преобразования (переименования), может не знать об этом. А в трудовой книжке у него вписано прежнее наименование, по которому внести данные уже невозможно.
Например, наша организация до декабря 2017 года называлась ООО «NORMA НАМКOR». С января 2018 года название поменялось на ООО «NORMA». В нее вошли прежде самостоятельные – «NORMA ONLINE», «GOROD SKIDOK», «GISINFO». Бывшее ИНН организации «NORMA НАМКOR» присвоено ее правопреемнику – ООО «NORMA». А еще раньше с 2007 по 2015 годы существовало другое ООО «NORMA» – с совершенно другим ИНН.
Наверняка многие бывшие работники не знают о произведенной реорганизации. А в трудовых книжках у них указано прежнее наименование организации, которого нет в базе ЕНСТ, видимо, из-за одного и того же ИНН. При этом данные о трудовой деятельности в ООО «NORMA НАМКOR» внести в ЕНСТ не представляется возможным – ни по наименованию, ни по ИНН. Сложности возникнут и у тех, кто работал в ООО «NORMA» до 2015 года. Я думаю, аналогичных примеров – много, и их будет еще больше в дальнейшем.
Также возникает много вопросов к информации о предыдущих местах работы, внесенной работником самостоятельно. При работе с бумажными трудовыми книжками сталкиваемся с тем, что в них немало ошибок или неразборчивых записей. Печати и штампы тоже не всегда четко просматриваются. В итоге на основании таких нечитабельных или содержащих неточности записей в систему невозможно внести реальные данные. Следовательно, в системе ЕНСТ возникнет путаница, а у работников будут проблемы и сложности, когда придется подтверждать информацию о стаже.
Считаю, что в электронную трудовую книжку целесообразно внести данные только с начала 2020 года. Постепенно эти данные будут нарастать. А информация до 2020 года должна подтверждаться на основании данных, внесенных в бумажные трудовые книжки, и архивных справок. И только после 2020 года ЕНСТ сможет реально подтвердить стаж работника.
Кроме того, очевидно назрела необходимость создания в ЕНСТ системы верификации данных, внесенных сотрудником самостоятельно. А также – технической возможности отражать сведения о реорганизации, смене названия ИНН и других реквизитов работодателя».
Зарнигор АБДУРАХМАНОВА: – «Согласно п. 13 №ПП-4502 от 31.10.2019 г. физические лица имеют право самостоятельно вносить информацию о прошлых периодах трудоустройства в систему ЕНСТ. Введенные данные будут входить в трудовой стаж работника после их подтверждения органами внебюджетного Пенсионного фонда при МФ.
Функционал, позволяющий подтвердить информацию о прошлых периодах трудоустройства органами внебюджетного Пенсионного фонда, уже создается, в скором времени работы будут завершены.
Поэтому в настоящее время формировать информацию о предыдущих местах работы сотрудника нужно в той мере, насколько это позволяет информационная база системы ЕНСТ в части наименований организаций.
Вводить сведения о прошлых периодах трудоустройства нужно, в первую очередь, чтобы сформировать базу данных сотрудника.
Деловая история и персональные данные будут использоваться при будущем трудоустройстве, независимом конкурсном отборе наиболее перспективных кадров в госорганы и организации и т.п. Также это значительно упрощает задачу будущего работодателя и самого работника, поскольку личные данные последнего уже будут в базе, их не нужно будет восстанавливать или подтверждать. Наконец, формирование информации о трудовой деятельности сотрудника в электронном виде предотвращает возможные проблемы при оформлении пенсионных прав (недостоверный расчет трудового стажа, непригодность трудовой книжки для использования и получения точной информации, ее подделка или утеря).
Также п. 4 №ПП-4502 от 31.10.2019 г. установлено, что трудовой стаж работника до 1 января 2020 года будет исчисляться в порядке, установленном на этот момент (по сведениям бумажной трудовой книжки), после 1 января 2020 года – на основе данных, содержащихся в системе ЕНСТ (по сведениям электронной трудовой книжки).
Сведения о работе после 1 января 2020 года вопросов не вызывают, так как их вносит ответственное лицо работодателя и никто другой их не может изменить.
Для оформления пенсионных прав работника, расчета пенсионных выплат необходим номер ИНН работодателя (организации), как налогоплательщика, а не название организации. Информация о начисленной зарплате и уплаченных суммах НДФЛ, взносов на ИНПС граждан будет получена по номеру ИНН работодателя.
В перспективе в системе ЕНСТ планируется также создать возможность для отражения изменений в наименовании и иных реквизитах организаций».
Подготовил Олег ГАЕВОЙ