Полезное для бухгалтера в ноябре:
Какую систему идентификации активов применить
«В организации на каждой материальной ценности наклеен стикер с инвентаризационным номером. Но члены инвентаризационной комиссии сочли, что применяемая на предприятии система идентификации активов – устарела, и предлагают внедрить современные технологии. Какие системы идентификации разрешены к применению в Узбекистане»?
По просьбе buxgalter.uz на вопрос читателя ответила директор аудиторской компании ООО «TRI-S-AUDIT» Светлана ГОЛОСОВА:
– «Вариантов – масса и, в принципе, любой из них может быть применен на предприятии. Выбор – за руководством. При этом нужно исходить из конкретной ситуации на предприятии: насколько та или иная система идентификации будет целесообразна и удобна, насколько она соответствует финансовым возможностям предприятия.
Для учета важно, чтобы каждый актив можно было четко идентифицировать. Самый простой и дешевый вариант – наклеить на каждый актив бумажный инвентаризационный номер. Номера можно присваивать по каждому материально ответственному лицу, нумерация может быть сплошной или по группам и т.п. Если предприятие небольшое и активов, в принципе, не очень много, этот способ решит ваши задачи.
Автоматизированные технологии потребуют затрат на техническое оснащение и ПО. Принцип их работы схож с предыдущим, только инвентаризационный номер распечатывается, как правило, в виде штрих-кода или QR-кода и точно так же наклеивается на подучетные ценности. А при инвентаризации применяется специальный сканер, считывающий эти коды. От проверяющих требуется пройти и считать эти коды, все остальное сделает компьютер. Конечно, это – быстрее, точнее и проще. Такая система оправдывает себя на крупных предприятиях.
Любой способ идентификации – разрешен и применим, судить об их актуальности только по времени разработки технологии, на мой взгляд, неправильно.
Вариант, применяемый в организации, должен быть прописан в учетной политике предприятия. В документе подробно опишите применяемую технологию, потому что проверяющий, при необходимости проверить данные вашего учета, будет руководствоваться именно этими правилами. Следовательно, и в учете отступать от того, что прописано в учетной политике, – нельзя.
Если вы решили поменять систему идентификации активов, все подготовительные работы проведите в течение текущего года, так как это достаточно хлопотное дело, требующее времени. А перед утверждением учетной политики на следующий календарный год – внесите в нее соответствующие изменения. И уже с 1 января можно будет пользоваться новой системой идентификации».
Подготовил Олег ГАЕВОЙ