Полезное для бухгалтера в ноябре:
Как обеспечить бесперебойную работу онлайн-ККТ
Чтобы внезапная остановка работы онлайн-ККМ или виртуальной кассы не застала вас врасплох, воспользуйтесь советами директора ООО «RIG» Рустама ЯКУБОВА. Все они были озвучены на вебинаре «Как обеспечить бесперебойную работу онлайн-ККТ»:
– В праздничные выходные дни перестала работать онлайн-ККМ из-за того, что отключили фискальный модуль за неуплату ежегодного платежа 1 БРВ. Нам еще повезло, что это был конец последнего выходного дня. Как не допустить таких отключений впредь? Ведь в выходные банки не работают, чтобы проплатить, а работать без кассового аппарата нельзя. К тому же решение о продолжительности выходных на некоторые праздники принимается буквально за день до их начала.
– Владелец онлайн-ККМ ежегодно платит оператору фискальных данных за фискальный модуль 1 БРВ в год. Этот платеж можно делать заранее, оптимально – дней за 10 до окончания срока. Тогда внезапное отключение вас точно не застанет. Если у вас на счету будет предоплата, сработает биллинг и касса продолжит работать без остановки.
Обращайте внимание на оповещения НИЦ «Янги технологиялар» о приближающемся сроке очередной оплаты. В лицевую карточку интерактивной услуги «Информация об онлайн-ККМ и виртуальных кассах» персонального кабинета на my.soliq.uz за месяц до окончания срока предыдущего платежа приходят оповещения о предстоящем платеже. К тому же ОФД никогда не отключает кассу сразу после истечения срока платежа. На протяжении еще почти 2 недель она продолжает работать, а функционал персонального кабинета предупреждает ее владельца о необходимости оплаты.
Поэтому чаще заглядывайте в интерактивную услугу «Информация об онлайн-ККМ и виртуальных кассах» в персональном кабинете на my.soliq.uz и не откладывайте платеж на последний день.
– В прошлом году очень активно обсуждался вопрос – нужно ли платить ЦОТУ. К чему пришли в итоге? Что будет, если не заплатить?
– Все платежи ЦОТУ прописаны у вас в договоре с ЦОТУ, и стороны обязаны выполнять свои договорные обязательства.
Кроме так называемой абонентской платы за консультации по вопросам работы на онлайн-ККМ круглосуточно, обновление ПО, периодические техосмотры и профилактику договор может предусматривать и другие платежи. Например, – за починку вышедшего из строя аппарата, за дополнительные услуги – ввод номенклатуры товаров в память онлайн-ККТ и т.п.
Если не платить ЦОТУ, кассовый аппарат, конечно, вам не отключат. Такой исход возможен только через суд. Но раз вы не выполняете договорные обязательства перед ЦОТУ, то и у ЦОТУ тоже нет средств на покрытие затрат, связанных с обслуживанием вашей кассы. Есть риск, что на вашу кассу своевременно не будет установлено обновленное программное обеспечение. Производители касс довольно часто выпускают обновления ПО, в том числе – в связи с новыми требованиями ОФД. Следовательно, ваша касса не сможет работать в соответствии с предъявляемыми требованиями. Значит, последуют всевозможные неточности и нестыковки, а потом – претензии контролирующих органов к вам, потому что за поддержание кассы в рабочем состоянии ответственен сам предприниматель, владелец онлайн-ККМ.
– Сеть магазинов планирует расширение, в частности, – за счет открытия торговых точек за пределами крупных населенных пунктов. А там есть проблемы с бесперебойным подключением к Интернету. Как быть? Интернет для нас очень важен, поскольку в ассортименте есть продукция, подлежащая обязательной цифровой маркировке. Работа в офлайн-режиме повышает риски сбоя именно в работе с таким товаром.
– Онлайн-ККМ и виртуальные кассы могут работать в автономном режиме в течение 48 часов с момента отключения от Интернета. В течение этого времени поддерживается работоспособность всего функционала.
При этом можно попробовать обеспечить и бесперебойное подключение к интернету. Все онлайн-ККМ и виртуальные кассы могут поддерживать подключения к различным источникам интернета: мобильному, кабельному, wi-fi.
Найдите операторов, которые обеспечивают лучшее качество интернета в вашей локации. Если пропадет сигнал, касса оповестит вас об этом и у вас будет возможность переподключиться к другому источнику. Как это сделать именно с вашим аппаратом, проинструктируйтесь в ЦОТУ.
Кстати, аналогично обстоит ситуация и с бесперебойным обеспечением электричеством. Все устройства имеют автономные источники питания. На случай длительного отключения электричества имейте запасные заряженные аккумуляторы и источники питания. Или же – обзаведитесь генератором. Нужно иметь в виду, что совсем без электричества касса работать не будет. Если такой момент настал, выдавайте покупателям квитанции по утвержденной форме. После того, как касса снова заработает, на каждую квитанцию пробейте чек.
– Порой онлайн-ККМ или виртуальная касса перестают работать, а на экран выходит сообщение об ошибке. Как научиться самостоятельно справляться с этими ошибками, чтобы не тратить время на звонок в ЦОТУ?
– Обратитесь в ваш ЦОТУ и попросите информацию об ошибках, которые могут высвечиваться на экране вашей кассы. Что они означают и как их исправить. Здесь могут быть особенности в зависимости от конкретной модели.
В некоторых случаях достаточно перезагрузить кассу, проверить надежность подключения проводов. А иногда без помощи специалиста ЦОТУ не обойтись...
Наиболее часто встречающиеся ошибки мы разобрали в рамках вебинара «Как обеспечить бесперебойную работу онлайн-ККМ и виртуальных касс». Вы можете ознакомиться с этим разъяснением, начав просмотр записи вебинара с 25 минуты.
Самые распространенные ошибки связаны с проблемами передачи данных оператору фискальных данных. Для их решения нужно:
1) проверить подключение к Интернету, обеспечить доступ кассы к нему;
2) проверить оплату за фискальный модуль, если она просрочена и фискальный модуль отключен – оплатить.
И еще один интересный момент: сейчас подходит время, когда у большинства предпринимателей кассы работают от 1 года до 3 лет. Это означает, что те, кто ежедневно или чаще снимает Z-отчет, будут сталкиваться с проблемой заполнения фискального модуля. В этом случае касса выдаст сообщение о заполнении фискального модуля и заблокируется.
Пока что такие ошибки – редкость, потому что у большинства время еще не подошло. Чтобы устранить эту ошибку, в любом случае нужно обратиться в ЦОТУ. Специалист заменит вам фискальный модуль. В этом случае за новый фискальный модуль платить не нужно.
– В каких случаях ЦОТУ может потребовать оплату за испорченный фискальный модуль? Мы обратились за новым, но старый предоставить не смогли.
– Если используемый вами модуль заполнился и именно это является причиной невозможности его дальнейшего использования, вам его заменят на новый бесплатно. При этом старый фискальный модуль вы должны сдать в ЦОТУ. Если модуль испорчен по другой причине, вам, скорее всего, придется компенсировать его стоимость ЦОТУ и оплатить ОФД за предоставление нового. Но если вы представите документы, подтверждающие, что порча (пропажа) фискального модуля случилась не по вашей вине, а в силу непреодолимых обстоятельств, его заменят бесплатно.
Еще больше подсказок о том, как обеспечить бесперебойную работу онлайн-ККМ и виртуальной кассы, вы получите, просмотрев запись вебинара по ссылке.
Подготовил Олег ГАЕВОЙ