Полезное для бухгалтера в ноябре:
Нужно ли выставлять ЭСФ на сумму процентов по депозиту (продолжение)
21 июня buxgalter.uz опубликовал разъяснение эксперта по ситуации: «компания – плательщик общеустановленных налогов размещает депозиты в банках под проценты. По итогам месяца банк выплачивает проценты и предоставляет справку по начисленным процентам. На основании данной справки компания отражает в учете полученный доход. Нужно ли выставлять односторонний ЭСФ по начисленным банком процентам?». Автор придерживается мнения, что ЭСФ в данном случае не нужен. Данная публикация вызвала немало споров.
В продолжение темы публикуем мнение представителя налогового ведомства по данному вопросу, как и просили читатели нашего телеграм-канала, а также отклик на публикацию экспертов «Нормы»:
❖
Нужно ли выставлять ЭСФ на сумму процентов по депозиту ,мы подробно рассказали в отдельной статье на сайте
Директор Департамента методологии налогообложения Налогового комитета Йигитали НАРЗИЕВ:
– В такой ситуации предприятие – получатель процентов по депозиту должно выставить двухсторонний ЭСФ банку, отразив в нем льготный оборот по НДС .
В ЭСФ укажите ИКПУ «10403003002000003 – Процентные доходы по счетам в других банках (Счет – 40400), Процентные доходы по депозитам в других банках (льготные доходы)». Подавать заявление на применение льготы не нужно.
Предприятию нужно просчитать, какой метод зачета НДС ему выгоден. Если у него нет других льготных оборотов, возможно, ему будет выгоднее применять раздельный метод учета. Так как размещение депозитов не требует никаких приобретений и входящих ЭСФ на этот оборот нет, весь НДС, который компания берет в зачет по основной деятельности, не уменьшается и полностью отражается в строке 0301 приложения № 3 к Расчету НДС.
Налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА:
– Считаю, что согласно статье 47 и пункту 1 части 1 статьи 244 НК выставлять нужно двухсторонний ЭСФ. Исключений ни для кого нет.
Выписка банка – документ, заменяющий ЭСФ, когда банк получает свой процентный доход (выставление ЭСФ необязательно при оформлении банковских операций путем выдачи выписки из лицевого счета клиента) . В рассматриваемом случае для банка это – расход, а предприятие – получатель дохода в виде процентов по депозиту обязано выставить ЭСФ на имя получателя – банка.
Татьяна БЕЛОУСОВА, налоговый консультант, эксперт «Нормы»:
– Банковский вклад (депозит) – это сумма денег, переданная вкладчиком кредитному учреждению (банку) с целью получить доход в виде процентов, образующихся в ходе финансовых операций с вкладом. Начисление процентов происходит на условиях, описанных в договоре по вкладу.
Счет-фактура – это документ, удостоверяющий фактическую отгрузку товаров или оказание услуг и их стоимость, его оформляет продавец (поставщик) товаров (услуг).
Вкладчика, передавшего банку свои средства, можно считать «поставщиком». Начисленные банком проценты – это доход вкладчика.
❖
Как облагать проценты банка за пользование остатком средств на депозите, читайте разъяснение в новой статье buxgalter.uz
Банк, получивший возможность использовать в ходе своих финопераций средства вкладчика, признается «покупателем». Проценты, начисленные вкладчику, это расход для банка.
Если «поставщик» – юридическое лицо (в том числе юрлицо-нерезидент, действующее в Узбекистане через постоянное учреждение, или индивидуальный предприниматель), он обязан выставлять «покупателю», как правило, двухсторонний ЭСФ. В рассматриваемом случае – на сумму начисленного процентного дохода.
В определенных случаях «поставщик» может выставить обобщенный ЭСФ. Но банк в случае начисления процентов по вкладу не является «поставщиком», следовательно, он не может оформлять односторонний обобщенный электронный счет-фактуру.
Следовательно, если вкладчик, разместивший свои средства на вкладах в банке, получает процентный доход, нужно оформить двухсторонний ЭСФ.
Счет-фактуру обязан оформить вкладчик, если он является юридическим лицом Узбекистана или нерезидентом, осуществляющим деятельность в Узбекистане через постоянное учреждение.
Резюмируем:
на практике мнения по данному вопросу могут различаться. Поэтому законодательным органам следует внести ясность в существующие НПА для их правильного применения налогоплательщиками.