Полезное для бухгалтера в ноябре:
Как маркированный товар продавать поштучно и в розлив
Как продавать маркированный товар поштучно (таблетки, сигареты) и в розлив (напитки)? О проблеме вновь заговорили после недавней рассылки налоговиками письма с просьбой исправить в чеках ошибки в единицах измерения. Кроме того, стартовал первый этап внедрения цифровой маркировки прохладительных напитков. И это еще больше увеличило число предпринимателей, которые задаются вопросом, как оформлять продажу в розлив. Несмотря на это, официального ответа на вопрос нет, а, следовательно, и его решения.
По этому поводу buxgalter.uz выслушал предпринимателей и попросил прокомментировать ситуацию налогового консультанта Гульнору ЭРГАШЕВУ.
❖
3 совета эксперта, чтобы проверить, соответствуют ли чеки ваших онлайн-ККМ или виртуальных касс законодательству.
В товарной номенклатуре онлайн-ККТ товар должен быть помечен как подлежащий обязательной цифровой маркировке. Это единственно верный вариант настройки. При продаже такого товара онлайн-ККТ будет формировать запрос на сканирование Data Matrix на упаковке товара. Это требование нарушать нельзя, иначе товар в системе «Asl belgisi» не будет выведен из оборота и останется числиться за продавцом.
Согласно разъяснениям Налогового комитета необходимо применять единицы измерения, закрепленные за ИКПУ. За ИКПУ всех маркированных товаров закреплена единица измерения «штуки». Это соответствует международной практике.
Система налогового администрирования не дает четких правил, как проводить через контрольно-кассовую технику реализацию маркированного напитка в розлив или если он используется при приготовлении коктейлей и т. д.
В этой ситуации было бы логично, обозначая в чеках количество товара, указывать часть реализованной бутылки и, соответственно, стоимость этого реализованного количества. Но из-за того что товар маркированный, онлайн-ККТ будет просить считать Data Matrix на упаковке товара при реализации каждой части. То есть, если мы разделим содержимое бутылки на пять порций, которые будем реализовывать разным клиентам, онлайн-ККТ пять раз запросит с нас считать Data Matrix на бутылке. Однако сейчас после первого сканирования в системе «Asl belgisi» будет выведена из оборота вся бутылка, независимо от указанного количества и стоимости реализованного товара. В результате на складе излишки, а по данным кассового аппарата – недостача, так как бутылка реализована в несколько раз дешевле ее реальной стоимости.
Предприниматели рассказывают об экспериментах с настройками онлайн-ККТ. Самый распространенный вариант – снять пометку, что товар подлежит обязательной маркировке. Вроде бы решение проблемы! Можно указывать, что реализована часть 1 единицы товара, при помощи дробных чисел 0,1; 0,2; 0,3 и т. Д. Некоторые модели онлайн-ККТ даже позволяют добавлять более подходящие единицы измерения объема и веса, хотя так быть не должно, потому что за ИКПУ спиртных напитков закреплена только единица измерения «штуки». В любом случае так делать нельзя. Кассовый аппарат не будет запрашивать Data Matrix и не будет списывать товар в системе «Asl belgisi», что является нарушением правил цифровой маркировки и приводит к штрафу по статье 227-1 НК.
Предприниматели делились и другим опытом выхода из ситуации. При этом осознанно заявляли, что ни один из этих способов не является правомерным.
Представители бизнеса рассказывают и об опыте обращения за советом к представителям налоговых инспекций. Там тоже ничего путного ответить и порекомендовать пока не могут. Дают советы вроде такого: в название товара добавьте слово «розлив». Однако это действие не решает вышеописанных проблем.
Среди тех, кто общался с нами, был и предприниматель, на кого налоговики наложили штраф по статье 227-1 НК еще в период, когда размер штрафа составлял размер чистой выручки за квартал, в котором была реализация с «нарушением». Правда, штраф предпринимателю платить не пришлось – выиграл судебные тяжбы. Однако решающим для решения суда об отмене штрафа были процессуальные нарушения, допущенные налоговиками при проведении проверки, а не сама суть проблемы – отсутствие правил и методики реализации маркированной продукции в розлив. Теперь этот же предприниматель обеспокоен письмом с требованием навести порядок в единицах измерения. В этом письме, кстати, налоговики тоже грозятся штрафам, если ошибки в единицах измерения не будут устранены.
- Как работать с функционалом tasnif.soliq.uz – всё про ИКПУ, единицы измерения, льготы.
Нет правил – могут ли быть санкции?
Налоговики угрожают штрафами и пытаются их наложить, при том, что законодательством не установлено, как нужно работать при реализации маркированных товаров поштучно и в розлив.
Гульнора ЭРГАШЕВА, налоговый консультант:
– До тех пор пока нет правил по реализации маркированного товара поштучно или в розлив, действует норма cтатьи 13 НК. Все неустранимые противоречия и неясности актов налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика. В этот период по этой теме не должно быть к налогоплательщикам никаких претензий и никаких штрафов. Сначала дайте четкие правила, а потом контролируйте их исполнение.
Налоговики с заинтересованными министерствами и ведомствами должны как можно скорее разработать и утвердить правила реализации маркированного товара поштучно и в розлив. Не понимаю, почему их до сих пор нет. На недавних встречах в Налоговом комитете по вопросам применения статьи 227-1 НК официальными лицами комитета было заявлено, что такие правила появятся в ближайшие дни. С тех пор прошло уже несколько месяцев, а правил как не было, так и нет.
Вводить эти правила тоже нужно будет с учетом того, что люди уже работают. Нужны будут четкие разъяснения, как работать по этим правилам через информационные ресурсы Налогового комитета и СМИ. Нужно дать время на то, чтобы производители и сервисные организации могли перенастроить кассовую технику.
Разрабатывая эти решения, нужно помнить о социальной составляющей вопроса. Неспроста велика потребность в этих правилах. Продавцы вынуждены продавать поштучно или в розлив, потому что есть спрос на такой вариант продаж. Поэтому ни в коем случае нельзя запрещать эту форму реализации.
Подготовил Олег ГАЕВОЙ