Решить проблему «опаздывающих» ЭСФ можно в договоре с контрагентом

preview

Как пользоваться системой электронных счетов-фактур, сегодня знают все бухгалтеры. Интернет, ЭЦП – все это у них есть. Многие операторы электронного документооборота для удобства клиентов разработали и запустили мобильные приложения. Почему же тогда проблема несвоевременно выставленных и подписанных счетов-фактур никак не решается? Buxgalter.uz вместе с читателями и экспертами попытался ответить на этот вопрос.


Приходится признать: система ЭСФ унаследовала главную проблему прежней «бумажной» системы – несвоевременность выставления и подписания счетов-фактур. Только 10% читателей редакционного Телеграм-канала не испытывают никаких проблем с ЭСФ:

 

Вариант ответа

Количество голосов

Доля в общем количестве голосов

Нет никаких проблем

67

10%

Контрагенты затягивают подписание ЭСФ

346

53%

 

Контрагенты не выставляют ЭСФ сразу в момент отгрузки

234

35%

 

Другие проблемы или сложности

178

27%

 

 

Картину дополнили комментарии:

  • Diana Ismagilova: «Я пользуюсь услугами «Фактура.уз». Если мой контрагент пользуется другим оператором, я не всегда могу видеть, что он выставил мне ЭСФ. Я должна либо перепроверять это на сайте «Солик.уз», либо постоянно делать синхронизацию документов на «Фактура.уз».
  • Махмуда: «Иногда возникает проблема – счета-фактуры одного вида отправляются несколько раз. Бывает, что я отменяю у себя ЭСФ в кабинете, выставляю новый, а у контрагента он все равно остается. В итоге выходит, что у него 2 ЭСФ от меня. Бывают случаи, когда предприятие заходит в систему через другого оператора и отменяет принятые счета-фактуры. Это тоже неправильно. Ведь в реестре НДС этот счет-фактура был проведен и отражен во всех отчетах».
  • Elena: «Покупатели не подтверждают ЭСФ несколько месяцев. Мы теперь выставляем электронно и отправляем бумажную версию. Т.е. дублируем. Это требование клиентов. Сталкиваемся и с другими проблемами. Поставщики затягивают с выставлением счетов-фактур. Нет возможности добавлять комментарии в счета-фактуры. Акт выполненных работ в ЭСФ невозможно редактировать. Все предложения выходят сплошным текстом. Нет возможности формировать одновременно счет-фактуру и акт выполненных работ».
  • Б@гира: «Необходимо закрыть возможность выставления счетов-фактур задним числом! Ну невозможно ждать и тянуть с отчетами до последнего дня, и сдавать, так и не получив счет-фактуру от энергетиков, газовщиков, от сувсоз! Сколько их не проси – не помогает! Как так можно? Почему они на особом счету?».
  • Sanjar: «Необходимо быстрее утвердить форму ЭСФ и механизм для реализации комиссионных товаров».
  • Agnessa: «ЭСФ не принимает счета-фактуры на возмещение по коммунальным услугам. Услуги поступают с НДС, а фирма – неплательщик НДС. Когда заполняем счет-фактуру, система требует регистрационный номер НДС фирмы арендодателя, которая не является плательщиком НДС, но арендатор – плательщик. Ему выставляется счет-фактура на возмещение с НДС. Ни разу не удалось отправить».
  • Akmal: «Железнодорожники выставляют очень поздно, аж до 10 числа затягивают. Необходимо законодательно их обязать выставлять до 5 числа. А то долго ждать приходится, чтобы месяц закрыть».
  • Ravil: «Проблема с синхронизацией между различными операторами ЭДО. При создании/подписании/удалении ЭСФ в личном кабинете одного оператора, эта фактура не создается/не подписывается/не удаляется у остальных».
  • Natali Natali: «Контрагент – неплательщик НДС. Арендатор. Не может выставить счет-фактуру за возмещение с НДС».
  • Nigora M: «Госорганизации вообще не работают с ЭСФ».
  • Zulfiya: «Госструктуры не торопятся вовремя выставлять счета-фактуры. Изменится ли что-нибудь в скором времени? Скоро истекает, так называемый, переходный период. Что будет дальше?».


Что делать?

С этим вопросом buxgalter.uz обратился к экспертам, налоговым консультантам Татьяне БЕЛОУСОВОЙ и Гульнаре ЭРГАШЕВОЙ. Они считают, что кардинально решить эти проблемы можно только путем совершенствования:

  • технической базы системы ЭСФ и ЭДО в целом. Это задача роуминг-оператора и операторов ЭДО, которую они должны решать общими усилиями;
  • нормативно-правовой базы.

А что делать бухгалтеру прямо сейчас?


Татьяна БЕЛОУСОВА, налоговый консультант, руководитель группы экспертов ООО «Norma»:

– «Сегодня в ситуациях, когда контрагент затягивает выставление или подписание ЭСФ, не остается ничего другого, как позвонить ему и со словами «Дорогой мой, пожалуйста…» попросить выставить или подписать счет-фактуру. Это может сработать в огромном количестве ситуаций.

Нормативно-правовыми документами эти моменты никак не регламентированы, а,  следовательно, и воздействовать на контрагента с этой стороны практически невозможно.

Оформление бумажной копии ЭСФ, в принципе, тоже ничего не решает. Это может быть актуально, например, когда счет-фактура применяется как товаросопроводительный документ на товары, перевозимые на дальние расстояния. Распечатанный счет-фактура, заверенный представителями сторон договора, заменяет накладную.

Сейчас обсуждается возможность принятия документа, который бы предусматривал решение проблемы сроков выставления и подписания счетов-фактур. Как вариант, предлагается ввести норму, согласно которой, если контрагент не подпишет или не отклонит счет-фактуру в течение 5 дней с момента ее выставления, ЭСФ считается подписанным.

Особое внимание в таком документе нужно уделить срокам оформления ЭСФ поставщиками коммунальных, транспортных услуг, по долгосрочным контрактам».


Гульнара ЭРГАШЕВА, налоговый консультант:

– «Выставить ЭСФ по факту получения товара или оказания услуг – это обязанность, установленная Налоговым кодексом. Если своевременно этого не делать, начинается бардак в бухгалтерии, налоговые органы при выявлении соответствующих фактов могут заподозрить занижение налогов. Поэтому большинство бухгалтеров стараются не затягивать с этим делом.

Гораздо больший масштаб имеет проблема, когда контрагенты затягивают процесс рассмотрения выставленных электронных счетов-фактур. Это может быть следствием целого ряда причин: отсутствие электроэнергии, интернета, времени в связи с решением других задач, поломки компьютера, отсутствия навыков работы с компьютером и так далее. А главная причина заключается в том, что у нас в законодательстве нигде не регламентирована обязанность подписать ЭСФ.

Можно ли считать ЭСФ, не подписанный контрагентом, документом? Да, согласно Закону «Об электронном документообороте» это – документ, подписанный одной стороной. Но в документе нужна и подпись второй стороны, которая подтверждает, что товар или услуга получены оговоренного качества. По сути выставленный и не подписанный контрагентом ЭСФ превращается в «висящий» документ.

Идеальный вариант, если законодательные органы регламентируют эту процедуру и закрепят соответствующие нормы в нормативно-правовых актах. Как вариант, рассматривается предложение ввести норму, согласно которой, если контрагент не подписывает ЭСФ, например, в течение 5 дней, он лишается права взять в зачет НДС по этому счету-фактуре. Однако по данной инициативе очень много дискуссий… С одной стороны, это будет дисциплинировать, с другой – насколько будет правильным лишать предпринимателя права зачета?

Есть немало и других спорных вопросов, которые нужно решить. В том числе – проблема долгосрочных договоров. Предлагаемый расчетный метод выставления счетов-фактур грозит тем, что счет-фактура превратится в формальный документ. Данный метод предполагает, что счет-фактура должен будет выставляться ежемесячно. Но как определить объем выполненных работ, если, например, договор со строительной компанией заключен на условиях «под ключ»? Если сделать этот метод обязательным, предприниматели будут сильно ограничены в правах и возможностях.

Что делать бухгалтеру, пока идет нормотворческая работа? Рекомендую прописывать условия выставления и подписания счетов-фактур отдельным пунктом в договорах.

Укажите в договоре конкретные сроки. Тогда у сторон договора появляются основания для предъявления претензий друг другу».

Олег ГАЕВОЙ

ЭСФ ЭСФ ЭСФ /publish/doc/text160090_reshit_problemu_opazdyvayushchih_esf_mojno_v_dogovore_s_kontragentom