Зачем платить абонплату за онлайн-ККМ, если она не ломается?

preview

Предприниматели активно обсуждают повышение с 2021 года ежемесячной абонентской платы за техобслуживание онлайн-ККМ и виртуальных касс. Официальное заявление по этому поводу сделал Государственный налоговый комитет. Но многим все равно непонятно, чем обоснованы эти регулярные платежи. Ну работает себе ККМ и работает…

Из чего складывается их размер и насколько обязательно их платить, по просьбе buxgalter.uz рассказал председатель Ассоциации «Комкассинтех» Рустам НАРЗУЛЛАЕВ:

– «Платежи ЦОТУ по договору технического обслуживания – явление не новое. Такая практика была и в эпоху ККМ с фискальной памятью, сохраняется она и сейчас – с онлайн-ККМ и виртуальными кассами.

И тогда было так, и сейчас одним из условий регистрации ККМ в налоговых органах является договор на обслуживание контрольно-кассовой техники  . Он заключается между предпринимателем и ЦОТУ и предполагает ежемесячную оплату услуг последнего.

Во времена ККМ с фискальной памятью предприниматели зачастую оплачивали услуги ЦОТУ по факту конкретных действий. Например, – ремонта устройства, консультаций и т.п. Особенно такая практика была распространена в регионах.  Предпринимателю это было удобно – меньше расходов. ЦОТУ тоже на это шли, потому что их основные расходы были сравнительно небольшими – символическая зарплата специалистам и аренда помещения. При этом нужно признать, что раньше «недополученную» зарплату механики ЦОТУ получали в качестве вознаграждения от предпринимателя при оказании услуги.

После перехода на онлайн-технологии так делать не получится, поэтому и платить за техобслуживание приходится всем.

Для удобства предпринимателей в соответствии с ПКМ №943 от 23.11.2019 г. создана инфраструктура, обеспечивающая круглосуточную работу онлайн-ККМ и виртуальных касс, позволяющая предпринимателю оперативно получать консультационную поддержку. Соответствующие расходы ЦОТУ также легли в расчет ежемесячных взносов за техобслуживание. Хочу подчеркнуть, что при ККМ с фискальной памятью этих расходов не было.

Во-первых, это – расходы на обеспечение работы сервисного сервера и постоянный дистанционный автоматический контроль правильности работы касс.

Во-вторых, ЦОТУ обязали иметь call-центр (затраты на зарплату операторов, услуги телефонной (мобильной) связи и интернет. Благодаря call-центрам у предпринимателей появилась возможность не только оперативно подать заявку на ремонт кассы, но и проконсультироваться по любому вопросу ее работы.

Особенно много сейчас звонят по вопросам работы с номенклатурой товаров. Налоговые органы стали требовать, чтобы в чеках пробивался перечень проданных товаров, а у предпринимателей это пока вызывает много сложностей.

В-третьих, ЦТО обеспечивают своевременную перепрошивку устройств каждый раз, когда производитель выпускает обновление. Это нужно для исправной работы кассы и ее соответствия установленным требованиям.

В-четвертых, требует затрат содержание подменного фонда онлайн-ККМ и виртуальных касс. При необходимости изъятия устройства на ремонт ЦОТУ должен выдать предпринимателю аналогичное устройство, чтоб не прерывать передачу фискальных данных.  ЦОТУ покупает и содержит за свой счет нужное количество запасных устройств.

В-пятых, в абонплату закладывается содержание оборудования,  инструментов и комплектующих для ремонта онлайн-ККМ.

В-шестых, – содержание администратора,  распределяющего фискальные модули между партнерами и инженерами.

В-седьмых, – содержание  инженеров, проверяющих представленные документы и регистрирующих/снимающих с учета устройство в налоговых органах.

В-восьмых, – покрытие рисков ЦОТУ (невозвращение предпринимателем фискального модуля после завершения деятельности, утрата модуля по иным причинам). В этом случае ЦОТУ должен возместить оператору фискальных данных (НИЦ «Янги технологиялар») стоимость фискального модуля из своего кармана. Сегодня – 130 тыс. сум. за модуль.

Все эти расходы и формируют размер ежемесячного платежа по договору технического обслуживания, который сегодня в зависимости от ЦОТУ и его месторасположения колеблется в пределах от 50 до 150 тыс. сум. в месяц. При этом в этих платежах доля, направляемая на содержание специалистов, мизерная: примерно 10–15 тыс. сум. в месяц с каждого платежа.

Хочу подчеркнуть, что несмотря на рост цен и необходимость повышать зарплаты, многие ЦОТУ сохраняют размер ежемесячной стоимости техобслуживания на уровне цен 2020 года. К их числу относятся и члены нашей Ассоциации.

Можем ли мы отменить эти платежи совсем? – Нет, потому что ЦОТУ в этом случае не сможет выполнять требования, возложенные на него ПКМ №943. Можем ли мы существенно снизить размер этих платежей, не ухудшая достигнутого уровня в качестве обслуживания? – Думаю, да, – при соответствующих изменениях в сложившейся системе.


Как снизить абонплату?

Во-первых, нужно реорганизовать существующую систему обеспечения предпринимателей фискальными модулями. Предприниматель проплачивает за фискальный модуль НИЦ «Янги технологиялар», а получает его через ЦОТУ. Если предприниматель не возвращает модуль, НИЦ «Янги технологиялар» спрашивает с ЦОТУ. Считаю, ЦОТУ нужно исключить из этих отношений. Пусть предприниматель приходит в ЦОТУ уже с полученным модулем. Организовать выдачу фискальных модулей можно через Центры госуслуг.   

Во-вторых, сегодня ЦОТУ в соответствии с п. 7 прил. №3 К ПКМ №943 вносит на спецсчета немалый депозит на тот случай, если его сотрудники несанкционированно вмешаются в программное обеспечение. В зависимости от количества обслуживаемых касс эта сумма составляет 100–1000 БРВ. Эти деньги просто лежат на счету, хотя ЦОТУ могли бы использовать их в качестве оборотных средств. Думаю, целесообразно отказаться от этой практики и штрафовать ЦОТУ за реальные, доказанные нарушения».

Подготовил Олег ГАЕВОЙ