Кто уплачивает налог на прибыль по уменьшенной ставке

preview

С 2018 года объединены два налога – на прибыль и  на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры (пп. 2, 32 ст. 2 ЗРУ-454 от 29.12.2017 г.).

Предприятия, которым были ранее предоставлены временные льготы по одному из этих налогов, с 1 января 2018 года и до окончания срока действия  льгот, уплачивают налог на прибыль по ставке, сниженной в два раза (Прим. к Приложению N 7 к ПП-3454 от 29.12.2017 г.).

В 2018 году ставка налога на прибыль – 14 % (прил. № 7 к ПП-3454 от 29.12.2017 г.). Ставка, сниженная в два раза – 7 %.

Этот порядок сохранился и в 2019 году (п.4 ПП-4086 от 26.12.2018 г.). Ставка налога на прибыль в этом году  – 12 % (ст. 159-1 НК). Ставка, сниженная в два раза – 6 %. 

Его применение  вызвало ряд вопросов, на которые отвечает заместитель министра финансов  Султанов Дильшод  Шухратович.

1. Какие  предприятия должны уплачивать налог на прибыль по ставке, сниженной в два раза?

– В связи с объединением налога на прибыль и налога на благоустройство и развитие социнфраструктуры предприятия, имеющие льготы в виде освобождения от одного из двух налогов, с 2018 года уплачивают налог на прибыль по ставке, сниженной в два раза, до окончания срока действия льготы.

То есть этот порядок распространяется на хозяйствующие субъекты, использующие льготу до 2018 года либо по налогу на прибыль, либо по налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры.

Пример

Предприятия, специализирующиеся на выпуске непродовольственных потребительских товаров текстильной и швейно-трикотажной отрасли по установленному перечню, до 1 января 2020 года освобождены от уплаты налога на прибыль и налога на имущество на основании п.14 ПП-2687 от 21.12.2016 г. То есть до 2018 года эти предприятия не уплачивали налог на прибыль, но уплачивали налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры. В связи с объединением налогов с 2018 года взамен налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры они уплачивают налог на прибыль по ставке, уменьшенной в два раза.

2. Должны ли предприятия, которым предоставлены льготы в виде освобождения от двух налогов (налог на прибыль и налог на благоустройство и развитие социнфраструктуры), уплачивать налог на прибыль по ставке, сниженной в два раза?

– Нет, не должны.

Порядок уплаты налога на прибыль по уменьшенной ставке распространяется на те предприятия, которым предоставлена льгота только по одному из двух налогов: налогу на прибыль или налогу на благоустройство и развитие социнфраструктуры.

Пример

Юрлица, оказывающие негосударственные образовательные услуги в сфере дошкольного и общего среднего образования, до 1 января 2021 года освобождены от уплаты всех видов налогов согласно п. 8 ПП-3276 от 15.09.2017 г.  В том числе они освобождены от налога на прибыль и  налога на благоустройство и развитие социнфраструктуры.

Так как льгота распространяется, в числе прочих, на оба налога, эти юрлица продолжают пользоваться льготой до 1 января 2021 года и не уплачивают налог на прибыль по сниженной ставке.

3. В связи с отменой  в 2018 году   налога на благоустройство и развитие социнфраструктуры упоминание о нем было  исключено  из текста нормативно-правовых актов, предоставлявших налоговые льготы. Значит ли это, что предприятия, получившие льготы по обоим налогам, с 2018 года должны уплачивать налог на прибыль по сниженной ставке?

– В нормативно-правовые акты, предоставляющие льготы, были внесены изменения именно в связи с тем, что с 2018 года отменен налог на благоустройство и развитие  социнфраструктуры.

Предприятия, которые до 2018 года начали применять льготу по обоим налогам на основании нормативно-правовых актов,  в которые внесены изменения в 2018 году, продолжают использовать льготу и дальше до истечения ее срока, не уплачивая налог на прибыль.

Предприятия, применившие льготу после внесения изменений в нормативно-правовой акт, также не уплачивают налог на прибыль.

Пример

Указом Президента УП-4853 от 26.10.2016 г. предприятия – участники свободных экономических зон были освобождены от уплаты нескольких видов налогов и платежей, в числе которых налог на прибыль и налог на благоустройство и развитие  социнфраструктуры. Льготы предоставляются на срок от 3 до 10 лет в зависимости от объема внесенных инвестиций.

Указом Президента  УП-5398  от 04.04.2018 г. налог на благоустройство и развитие  социнфраструктуры исключен  из льготного перечня налогов УП-4853, так как объединен с налогом на прибыль. Это не исключает возможности предприятиям свободных экономических зон применять льготу по налогу на прибыль, независимо от того, когда они начали ее применять – до 2018 года или после. Льгота в виде полного освобождения от налога на прибыль применяется в течение всего срока ее действия. 

4. Распространяется ли уплата налога на прибыль по ставке, сниженной в два раза, на предприятия, зарегистрированные в 2018–2019 годах?

– Здесь важно  определить порядок предоставления льгот до 2018 года.

Предприятия, зарегистрированные в 2018–2019 годах и использующие льготы в соответствии с правовыми актами, предоставляющими льготы по одному из налогов до 2018 года, также уплачивают налог на прибыль по ставке, сниженной в два раза до окончания действия льгот.

Пример

Организация по производству  лекарственных средств зарегистрирована в 2018 году. Организации, специализирующиеся на выпуске лекарственных средств до 1 января 2021 года освобождены от уплаты налога на прибыль и налога на имущество согласно п.8 ПП-2595 от 16.09.2016 г.

Освобождения от уплаты налога на благоустройство и развитие социнфраструктуры в данном случае не было. Несмотря на то, что организация создана после объединения налогов, она уплачивает налог на прибыль по уменьшенной ставке до 1 января 2021 года.

Другая ситуация – если вновь созданное предприятие использует льготу в соответствии с правовыми актами до 2018 года, предоставляющими льготы по всем налогам или по налогу на прибыль и налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, то оно пользуется льготой по налогу на прибыль в полной мере.

Пример

Предприятиям с иностранными инвестициями по установленному перечню Указом Президента  УП-3594 от 11.04.2005 г. предоставлены льготы по налогам на прибыль, на благоустройство и развитие социнфраструктуры, на имущество.

В 2018 году из текста Указа исключен налог на благоустройство и развитие социнфраструктуры в связи с объединением налогов.

Поскольку изначально Указ предусматривал освобождение от  обоих налогов, то  предприятия с иностранными инвестициями, создаваемые в 2018–2019 годах могут пользоваться этими льготами в полной мере до окончания срока их действия. Льготный перечень отраслей включает 22 отрасли.

Резюмируя ответ на этот вопрос, еще раз хочу обратить внимание предприятий, созданных в 2018 и 2019 годах – для правильного применения льгот ознакомьтесь  с нормативным актом, предоставляющим льготы, в редакции до 2018 года.

5. Должны ли уплачивать налог на прибыль по уменьшенной ставке предприятия, которым предоставлены льготы по налогу на прибыль после объединения налогов, то есть в 2018–2019 годах?

– Нет, не должны, так как акты налогового законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (ст. 3 НК).

Пример

Указом Президента УП-5326 от 03.02.2018 г., в числе прочих, освобождены от налога на прибыль юридические лица, основным видом деятельности которых является организация услуг тематического парка, сроком на 3 года с даты ввода ими в эксплуатацию тематических парков.

Так как льгота введена в 2018 году, когда налог на прибыль и налог на благоустройство и развитие инфраструктуры были объединены, то льгота применяется в полной мере. То есть налог на прибыль эти предприятия не уплачивают в течение срока действия льготы.

***

В заключении отмечу, что уплата налога на прибыль по уменьшенной ставке правомерна и в случае предоставления льготы по налогу на прибыль или налогу на благоустройство и развитие социнфраструктуры на определенный срок в части выполнения конкретного проекта, программы или реализуемой продукции.

Для удобства бухгалтеров эксперты "Norma" подготовили две таблицы:

  • налогоплательщики, применяющие  50% ставки налога на прибыль. Здесь указаны основные отрасли  и предприятия,  которые вправе пользоваться этой льготой*;
  • кто вправе уплачивать налог на прибыль по  уменьшенной ставке.

Предприятия, применяющие ставку налога на прибыль, уменьшенную в два раза

 

Налогоплательщики

Нормативный акт, предоставляющий льготы

 

Срок льготы

Льгота по налогу на прибыль

Совместные предприятия по добыче нефти и газа, образуемые с участием иностранных компаний, осуществлявших поисковые и разведочные работы на нефть и газ

п.7 УП-2598 от 28.04.2000 г.

 

7 лет с начала добычи нефти или газа

Микрофирмы и малые предприятия, оказывающие услуги по перечню согласно приложению N 35 к Постановлению Президента № ПП-2699 от 27.12.2016 г.

п.26 ПП-2699 от 27.12.2016 г.

До 1 января 2020 г.

Предприятия – производители комплектующих изделий, материалов и технологической оснастки, в части реализуемой ими продукции для производства силовых агрегатов АО «Дженерал Моторс Пайэртрейн – Узбекистан»

п.3 ПП-1020 от 16.12.2008 г.

На период строительства, а также сроком на 10 лет с даты начала серийного производства силовых агрегатов

Организации, специализирующиеся на выпуске лекарственных средств, у которых доля выручки от производства этих товаров составляет не менее 60 процентов по итогам отчетного периода

п.8 ПП-2595 от 16.09.2016 г.

До 1 января 2021 г.

АО «Узагролизинг» по доходам, полученным от лизинговых операций

п.14 ПП-2658 от 17.11.2016 г.

До 1 января 2022 г.

Юридические лица с даты ввода ими в эксплуатацию гостиниц и мотелей уровня не менее 4-х звезд, сертифицированных в установленном порядке

п.12 УП-4861 от 02.12.2016 г.

5 лет с даты ввода в эксплуатацию

Предприятия, специализирующиеся на выпуске непродовольственных потребительских товаров текстильной и швейно-трикотажной отрасли по перечню (доля выручки от производства этих товаров в общем объеме реализации составляет не менее 60% по итогам отчетного периода)

п.14 ПП-2687 от 21.12.2016 г.

До 1 января 2020 г.

Образовательные и научно-исследовательские организации – в части выполнения прикладных и инновационных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых по договорам, заключенным с хозсубъектами

п.14 ПП-2909 от 20.04.2017 г.

До 1 января 2022 г.

Организации, специализирующиеся на выпуске изделий медицинского назначения, у которых доля выручки от производства этих товаров в общем объеме реализации составляет не менее 60 процентов по итогам отчетного периода

п.2 ПП-2911 от 20.04.2017 г.

До 1 января 2021 г.

Ведущие проектно-изыскательские организации, в том числе вновь создаваемые в регионах республики в рамках ПП-2946 от 02.05.2017 г., а также проектно-изыскательские организации – участники проектов Инвестиционных программ РУз – по основному виду деятельности

п.8 ПП-2946 от 02.05.2017 г.

Сроком на 3 года, начиная с 1 июля 2017 г.

Организации – участники малых промышленных зон, создаваемые в Ташкенте и Ташкентской области при внесении инвестиций в объеме не менее 3 000 МРЗП

п.7 ПП-2973 от 18.05.2017 г., п.7 ПП-3194 от 10.08.2017 г.

В течение 2 лет с  даты принятия решения о размещении хозсубъекта на территории МПЗ

Организации – производители комплектующих изделий, материалов и технолгической оснастки – в части реализуемой ими продукциии оказанных услуг для легких коммерческих автомобилей производства ООО «UzPCA»

п.12 ПП-3053 от 13.06.2017 г.

На период строительства, а также сроком на 10 лет с даты ввода в эксплуатацию объекта по производству легких коммерческих автомобилей

Предприятия, создаваемые при участии ООО "NBU INVESTMENT" в рамках реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на территории бывшего завода «Ташигрушка»

п.6 ПП-3115 от 06.07.2017 г.

До момента реализации стратегическому инвестору, но не более трех лет с момента их государственной регистрации

СП ООО «Наманган Шарбати»

п.5 ПП-3314 от 06.10.2017 г.

До 1 января 2022 г.

Организации, создаваемые при участии АКБ "Асака" и его управляющей компании в рамках реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на территории государственного предприятия "1-Заргарлик корхонаси"

п.5 ПП-3334 от 17.10.2017 г.

До момента реализации стратегическому инвестору, но не более трех лет с момента государственной регистрации

Нефтеперерабатывающие предприятия АО «Узнефтепродукт»

п.5 ПП-3386 от 14.11.2017 г.

До 1 января 2020 г.

Льгота по налогу на благоустройство и развитие инфраструктуры

Предприятия, зарегистрированные в Республике Каракалпакстан и Хорезмской области, специализирующиеся на производстве фармацевтических продуктов и препаратов, электротехнической продукции (за исключением кабельно-проводниковой продукции), а также отделочных строительных материалов. 

п.2 ПП-2843 от 17.03.2017 г.

До 1 января 2022 г.

*Перечень предприятий, уплачивающих налог на прибыль по ставке, сниженной в два раза, может быть неполным.

Кто вправе уплачивать налог на прибыль по  уменьшенной ставке

 

 

№№ п/п

 

 

Описание льгот

Обязательство по уплате налога на прибыль по уменьшенной ставке на основании ПП-3454 от 29.12.2017 г. и ПП-4086 от 26.12.2018 г.

 

 

Комментарий

1

Временные льготы в виде освобождения от уплаты налога на прибыль (НП) или налога на благоустройство и развитие социнфраструктуры (НБРС) на основании нормативных актов, принятых до 2018 года

 

есть

Обязательство по уплате налога на прибыль по сниженной ставке распространяется и на предприятия, созданные в 2018–2019 годах

2

Постоянные льготы в виде освобождения от НП и (или) НБРС

 

нет

Обязательство не возникает, если не определен период действия льготы

3

Временные льготы в виде освобождения от уплаты НП и НБРС

 

нет

Обязательство не возникает, так как льгота распространялась на оба налога

4

Временные льготы в виде освобождения от уплаты НП и НБРС на основании нормативных актов, принятых до 2018 года, из которых исключено упоминание о НБРС

 

 

нет

Обязательство не возникает, так как изначально льгота распространялась на оба налога

5

Временные льготы в виде освобождения от уплаты НП на основании нормативных актов, принятых с 2018 года

 

 

нет

Обязательство не возникает, так как льгота введена после объединения налогов

6

Временные льготы в виде освобождения от уплаты НП на основании нормативных актов, принятых до 2018 года, предоставленные нерезидентам

 

 нет

Обязательство не возникает, так как нерезиденты не являлись плательщиками НБРС

Скачать таблицы можно здесь.