Как защититься от налоговых доначислений с помощью ценовой политики

17.02.2020

Цены на товары и услуги на предприятии устанавливают экономические и маркетинговые отделы, а порой и само руководство, так как от цен во многом зависит успешность продаж. С принятием новой редакции НК к вопросам ценообразования также придется активно подключиться и работникам бухгалтерии.

О том, зачем главбуху ценовая политика, почему она должна быть частью налоговой учетной политики и как ее правильно составить, порталу buhgalter.uz рассказала налоговый консультант Ирина ПОДОЛЬСКАЯ.

– Сотрудничество компании, уплачивающей НДС и налог на прибыль, с плательщиками налога с оборота и фиксированного налога повышает риски усиленного контроля цен со стороны налоговых органов.

Налоговые органы объясняют это тем, что, манипулируя ценами, можно уменьшать налоговую базу и тем самым наносить ущерб бюджету. К примеру, занижая цены на реализуемые товары, можно уменьшить налоговую базу по налогам с оборота, на добавленную стоимость или прибыль. Завышая закупочные цены, можно уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. При этом прибыль можно «перекинуть» на лицо, уплачивающее налог с оборота или фиксированный налог.

Таким образом, сделки, заключаемые между субъектами, использующими разные системы налогообложения, будут привлекать повышенное внимание налоговиков. Право контролировать ценообразование в целях налогообложения предоставляет Налоговый кодекс, а именно – три его положения:

1. Если налогоплательщик совершает операции, целью которых является получение необоснованной налоговой выгоды в виде неуплаты либо уменьшения суммы уплачиваемых налогов, такие его действия признаются злоупотреблением правом .

2. Налоговые органы вправе скорректировать налоговую базу, если цена сделки ниже либо выше рыночной стоимости товаров (услуг)  .

3. Любые доходы, которые могли бы быть получены одной из сторон сделки, но не были ею получены в результате трансфертного ценообразования, в целях налогообложения учитываются у этой стороны сделки . Эта норма, как и весь раздел НК «Налоговый контроль при трансфертном ценообразовании, вступит в силу с 2022 года.

Что делать

Изложите правила и принципы своего ценообразования в Ценовой политике компании. Она может стать достаточно весомым аргументом при проверках. Именно в ней будут заключаться все ответы на возможные вопросы контролирующего органа по вашим ценам.

Ценовая политика компании представляет собой внутренний документ налогоплательщика, утвержденный его органом управления. Она определяет:

  • эффективность действующих цен компании, их соответствие маркетинговой политике;
  • соблюдение правил формирования цен на новые продукты и для новых покупателей (или, наоборот, для постоянных покупателей);
  • порядок и основания изменения цен, в том числе – в случаях уценки товаров;
  • обоснованность, основания и условия предоставления скидок;
  • отклонения цен на один и тот же продукт и их причины.

Что обязательно указать в ценовой политике

 1. Принципы, подходы и методы ценообразования (должны опираться на маркетинговую стратегию предприятия):

  • на основе себестоимости;
  • на основе прибыли;
  • на основе оценки спроса (сложившегося на рынке или предполагаемого при выпуске новых продуктов);
  • с учетом цен конкурентов.

2. Ценовую дифференциацию:

  • по качеству товара;
  • по регионам и группам населения (студенты, пенсионеры и т.п.);
  • по времени реализации;
  • при изменении спроса на товары (услугу), включая учет факторов, приводящих к падению спроса на товар, например, таких как истечение срока годности или моральное устаревание (появления новых аналогичных товаров с улучшенными характеристиками);
  • по другим признакам.

3. Условия предоставления скидок:

  • при предоплате или досрочной оплате за ранее поставленный товар (услугу);
  • по объему реализации (например, скидка предоставляется в зависимости от объема реализации непосредственно в момент продажи или – при достижении покупателем некоторого объема покупок за определенный период времени);
  • при выполнении других условий.

4. Условия повышения цены на один и тот же товар (услугу).

5. Прейскурант (прайс-лист).

Внимание
Эти цены и правила ценовой политики должны применяться постоянно и единообразно – независимо от того, кто именно является покупателем.

И если к вам придет проверяющий, придраться ему будет сложнее. Вы ему скажете: – «Вот у меня такая политика, я для всех ее применяю, для меня это – рыночная цена. Да, у конкурентов цены могут быть выше, но, к примеру, наша компания только открылась, а у конкурента – известный бренд. При этом ценовая политика нашего предприятия предусматривает увеличение цены в случае расширения круга покупателей до такого-то объема». И так далее…

Можно ценовую политику пересматривать с определенной периодичностью, а  можно указать сразу, при каких условиях она будет пересматриваться исходя из сложившейся ситуации на рынке.

Ценовая политика как часть учетной политики в целях налогообложения

Можно включить ценовую политику, как отдельный раздел, – в налоговую учетную политику, так как они теперь будут «работать» вместе. Более того – сама важность ценовой политики не только для бухгалтера, но и в целом для всей деятельности предпринимателя обусловлена изменившимися требованиями Налогового кодекса и, как следствие, новыми реалиями контроля со  стороны налоговых органов.

 

Разъяснения экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений.
Чтобы получать новости от Buxgalter.uz первыми, подписывайтесь на Telegram-канал