Когда отменят запрет на бартер

preview

Бартерные операции широко используются во всем мире. Однако в Узбекистане бартер:

- с 1996 г. в пределах страны запрещен ;

- на экспорт и импорт разрешен, кроме бартера высоколиквидных товаров .

Что же такое бартер, и почему его так боятся регуляторы?

 

Бартер - это договор мены, при котором права собственности на объекты договора переходят между его сторонами без использования денег.

По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. К договору мены применяются, соответственно, правила о купле-продаже, если это не противоречит существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен .

Почему бартерные сделки запретили 23 года назад

У бартера есть как преимущества, так и недостатки.

 В числе преимуществ:

  • возможность увеличить товарооборот, избавиться от складских остатков, неликвидов и в некоторых случаях - сохранить капитал;
  • эффективное стимулирование спроса и предложения;
  • сохранность денежных средств компании. Они остаются в наличии, не тратятся, не надо брать кредиты, займы.

 Из недостатков:

  • сложно делать справедливую оценку товаров и услуг в условиях недостаточного развития рынка этих товаров (услуг);
  • затруднён подбор подходящих друг другу предложений при больших объёмах товарообменных операций; 
  •  сложности с проведением бартерных сделок из-за дополнительных ограничений по срокам проведения импортно-экспорных операций;
  • и - один из главных недостатков - проблемы с налогообложением. Бартерные операции могут привести к росту налоговой задолженности и, соответственно, к санкциям за несвоевременную уплату налогов.

Есть риск, что предприниматели не будут отражать бартерные сделки в учете, чтобы избежать начислений по налогам. Соответственно, налоговые органы должны проверять такие сделки «с пристрастием».

Превалирование недостатков над преимуществами бартера, а также общая ситуация в экономике республики и привели к принятию в 1996 году  решения о запрете бартера. Кризис неплатежей, рост дебиторской и кредиторской задолженностей, снижение валютных поступлений, – все это приводило к нехватке средств и непоступлению налогов в бюджет. Бартер становился суррогатом денег при захлестнувшей страну нехватке оборотных средств. Это - объективные факторы.

Но были и субъективные факторы. Система учета доходов и расходов не имела на тот момент четкого характера: действовали и кассовый метод, и метод начисления. Именно кассовый метод исчисления доходов и расходов в тех кризисных условиях мог дополнительно стимулировать субъектов использовать бартерные сделки.

С введением в действие Налогового кодекса с 1 января 1998 года была установлена единая система начисления доходов и расходов - метод начисления. Доходы и вычеты по ним для исчисления налогов и других обязательных платежей стали отражаться в отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени оплаты и даты поступления денег .  

Таким образом, проблемы с начислением налогов при бартерных сделках были сняты еще в 1998 году. С достижением стабильности в денежных расчетах можно было прогнозировать и отмену запрета бартеных операций. Однако, как мы видим, воз и ныне там. В чем проблема - или это чиновники подстраховываются, или они просто забыли о существовании этого запрета, - сказать сложно.

Изучение условий ведения бартера на пространтстве СНГ показало, что в одних странах он запрещен, как и у нас (Белоруссия), в других - для по бартерным операциям создан дополнительный контроль (Российская Федерация). Основные проблемы возникают из опыта применении бартерных сделок при:

  • оценке бартерного товара;
  • учете товара у субъектов сделок;
  • налогообложении сделок;
  • контроле за сделками.

Готов ли Узбекистан к отмене запрета на бартер

Попробуем разобраться, существует ли у нас в республике эффективная нормативная база, позволяющая избежать указанных проблем.

Доходом от реализации товаров (услуг) является выручка от реализации, определяемая исходя из стоимости отгруженных товаров (услуг) на основании документов, подтверждающих факт отгрузки .

Налогооблагаемая база (в данном случае - по налогу на прибыль) определяется как разница между совокупным доходом и вычитаемыми расходами . Стоимость товарно-материальных запасов, включаемых в расходы, определяется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете .

Это все, что есть в Налоговом кодексе для привязки к бартерным операциям.Т.е. в НК нет ничего о том, как и каким образом облагать налогами и контролировать бартерные операции. При этом вопросы по учету и оценке товаров, как мы видим, отсылаются на подзаконные акты о бухгалтерском учете:

1) себестоимость товарно-материальных запасов, полученных в обмен на аналогичные товарно-материальные запасы, равна их балансовой стоимости. Себестоимость товарно-материальных запасов, полученных в обмен на не аналогичные товарно-материальные запасы, равна текущей стоимости переданных товарно-материальных запасов ;

2) для документального подтверждения текущей стоимости единицы товарно-материальных запасов по усмотрению организации могут быть использованы:

  • данные о текущей стоимости (ценах) на аналогичную единицу товарно-материальных запасов, полученные в письменной форме от производителей и их официальных дилеров, товарно-сырьевых бирж, бирж недвижимости;
  • сведения об уровне цен, имеющиеся у соответствующих государственных органов;
  • сведения об уровне цен, опубликованные в период проведения переоценки в средствах массовой информации и в специальной литературе;
  • отчет оценщика о текущей стоимости единицы товарно-материальных запасов

3) товарообменные операции включают обмен не только производимыми товарами, но и имеющимися основными средствами. Основные средства списываются с баланса организации, передающей их в обмен на основные средства, по балансовой стоимости. Первоначальная стоимость объекта основных средств, полученного в обмен на другой объект, отражается в сумме, равной остаточной стоимости переданного объекта основных средств .

Таким образом, у нас существует определенная нормативная база по учету и оценке товаров при бартерных операциях. И у нас нет нормативной базы по налогообложению и контролю за бартерными операциями. Соответственно, если запрет на них будет отменен, сразу возникнут вопросы по налогообложению:

  • по какому методу оценивать бартерный товар – по аналогии или по рыночной стоимости;
  • как просчитывать и обеспечить уплату налогов при  бартерных (безденежных) операциях;
  • как учитывать и обеспечить уплату таможенных платежей в таких условиях;
  • наконец, как обеспечить учет и контроль за бартерными операциями.

Будут вопросы и по определению рыночной цены товара (услуг) при бартерных сделках. В республике нет официальных постоянно обновляющихся данных о рыночных ценах отдельных видов ТМЦ (работ, услуг). Это приведет к проблемам во взаимоотношениях налогоплательщиков и налоговых органов.

Резюмируем. В условиях проводимых всеобъемлющих реформ в целях максимального создания условий для предпринимателей целесообразно было бы снять все искусственные барьеры, в том числе - отменить запрет на бартерные операции. Однако к этому нужно подготовиться: создать нормативную базу для мониторинга и контроля бартерных сделок.

Что предлагается сделать для отмены запрета на бартер

Предлагаем, в частности:

  1. сделать обязательным указание в договоре мены (бартерной сделки) о ее цене;
  2. при невозможности определить наименование или количество товара, подлежащего передаче одной из сторон, договор считать незаключенным;
  3. для целей налогообложения оценка товара должна исходить из его рыночной стоимости;
  4. разработать и утвердить паспорт бартерной сделки и механизм его учета и контроля;
  5. определить механизмы налогообложения при осуществлении бартерных сделок;
  6. определить налоговые органы основным контролирующим органом по бартерным сделкам. Обеспечить взаимообмен информацией между контролирующими органами по бартерным сделкам;
  7. предусмотреть, что ведение операций субъектами на бартерной основе автоматически определяет их в системе «риск-анализа», как  «подлежащих обязательной проверке»;
  8. предусмотреть, что при отклонении цены сделки от рыночной цены более чем на 20%, налоговые органы могут пересчитать результаты сделки по рыночным ценам и доначислить налоги с применением штрафных санкций.

Жорилла Абдуллаев,

ведущий эксперт "Нормы"