НДС–2020: планируемые изменения

preview

Опубликован проект Налогового кодекса в новой редакции. Изменения коснулись всех налогов, в том числе налога на добавленную стоимость (НДС). Исключены упрощенный порядок расчета и уплаты НДС и  его добровольная уплата плательщиками ЕНП, в новой редакции именуемого налогом с оборота. Подробнее о планируемых  изменениях – в обзоре эксперта  ООО "Norma"  Ирины Ахметовой.

Перечень плательщиков расширен

Категории плательщиков НДС, в основном, остались те же. К ним добавлены:

  • индивидуальные предприниматели, которые фактически стали плательщиками НДС уже в этом году при превышении размера выручки в 1 млрд сум.;
  • иностранные юрлица, осуществляющие деятельность в Узбекистане через постоянные учреждения (ПУ), которые раньше плательщиками не являлись. По услугам, полученным от нерезидентов, НДС всегда уплачивали получатели этих услуг – резиденты Узбекистана.

Определено также, кто будет уплачивать НДС независимо от величины дохода от реализации. Это:

  • юрлица и индивидуальные предприниматели, импортирующие товары;
  • юрлица, производящие подакцизные товары (услуги) и (или) лица, осуществляющие добычу полезных ископаемых;
  • юрлица – сельхозпроизводители, имеющие орошаемые сельхозугодья площадью 50 гектаров и более;
  • юрлица, реализующие бензин, дизтопливо и газ;
  • юрлица – организаторы лотерей;
  • доверенное лицо – участник простого товарищества, на которого возложено ведение дел простого товарищества – по деятельности, осуществляемой в рамках договора простого товарищества;
  • юрлица – собственники не завершенных строительством объектов и неиспользуемых производственных площадей, по которым вынесено заключение уполномоченного органа о нереализации инвестиционного проекта;
  • юрлица, строящие объекты (за исключением текущего и капитального ремонта) за счет централизованных источников финансирования.

В отношении уплаты НДС появилось новое понятие – налоговый агент. Им является юрлицо Узбекистана, приобретающее у иностранного юрлица товары и услуги, местом реализации которых признается Узбекистан. При этом иностранное юрлицо не зарегистрировано в Узбекистане в качестве плательщика НДС. Налоговый агент обязан будет удержать НДС из стоимости сделки и уплатить его в бюджет.

Определить оборот по реализации стало проще

Объектом обложения НДС является:

  • оборот по реализации товаров (услуг), местом реализации которых является Узбекистан;
  • ввоз товаров на территорию Узбекистана.

Понятие оборота по реализации упрощено. Им признается:

  • по товару:

– передача права собственности на товар на возмездной основе;

– безвозмездная передача товара. Исключение – когда такая передача является экономически оправданной, в этом случае обязательств по НДС не возникает;

– передача имущества в финансовую аренду (лизинг);

  • по услугам – любая деятельность, отличная от реализации товара, включая:

–  оказание услуг на возмездной основе;

– безвозмездное оказание услуг, включая предоставление в безвозмездное пользование имущества. Исключение – когда такое оказание услуг является экономически оправданным.

Если налогоплательщик докажет, что безвозмездная передача произведена в рамках его деятельности и необходима для ее сохранения и развития (например, в рекламных целях), такая передача не будет облагаться НДС.

Место реализации услуг определяется по-другому

Принципиально изменен подход к определению места реализации услуг. Сейчас действуют 5 критериев его определения – по месту нахождения движимого и недвижимого имущества, с которым связаны услуги; по месту оказания отдельных видов услуг; по месту деятельности покупателя в определенных случаях и по месту деятельности исполнителя в остальных случаях.

В новом НК место реализации услуг будет определяться, в основном, по месту деятельности их покупателя. То есть если покупатель услуг находится в Узбекистане, он платит здесь НДС. Предусмотрены особенности определения места реализации для отдельных услуг, в т.ч. связанных с движимым и недвижимым имуществом.

По электронным услугам, понятие которых введено в новом НК, местом реализации является Узбекистан, если приобретающие их юридические и физические лица находятся в Узбекистане.

Значительно сокращено количество льгот

Льготы (освобождение от налогообложения) сохранены, в основном, для социальной сферы, а также для финансовых, страховых услуг и по ввозу товаров в Узбекистан в определенных случаях.

Финансовые услуги освобождены от НДС, кроме случаев, когда цена на них установлена в абсолютной сумме или привязана к базовому расчетному показателю. Например, стоимость услуг, установленная в процентах с оборота, не облагается НДС. Если же услуга стоит, к примеру, 20 долл. США в месяц, необходимо начислить с нее НДС.

Отменена льгота по аренде госимущества. Центр аренды госимущества в качестве налогового агента будет исчислять и перечислять в бюджет НДС с предоставления госимущества в аренду.

Определение налоговой базы изменилось, но незначительно

Основное правило определения налоговой базы по НДС не изменилось – на основе стоимости реализуемых товаров (услуг) исходя из примененной сторонами сделки цены (тарифа) с учетом акцизного налога (для подакцизных товаров, услуг) без включения в нее НДС.

Отменена норма по доначислению НДС в случае реализации:

  • товаров (услуг) по цене ниже себестоимости;
  • основных средств, нематериальных активов и «незавершенки» по цене ниже остаточной (балансовой) стоимости.

Однако в следующих случаях налоговая база определяется исходя из рыночной стоимости товаров (услуг):

  • при реализации товаров (услуг) в обмен на другие товары (услуги);
  • при безвозмездной передаче товаров (оказании услуг), если такая передача не является экономически оправданной;
  • при использовании в личных целях имущества юрлица членами органа его управления, работниками и членами их семей, другими лицами.
  • утрате товара.

Порядок определения рыночной цены будет установлен ГНК. Налоговые органы вправе скорректировать сумму сделки, если ее цена ниже или выше рыночной стоимости товаров (услуг). Налогоплательщик же вправе оспорить такое решение, предоставив обоснование, что сумма сделки определена не в целях уклонения от уплаты налога.

При передаче товаров (оказании услуг) работнику в счет зарплаты, участнику в счет дивидендов, при его выходе из состава участников, уменьшении его доли или выкупе юрлицом у него доли, а также при ликвидации юрлица налоговая база включает в себя НДС.

При реализации ваучера, предоставляющего право на получение товаров (услуг), налоговой базой является стоимость ваучера с учетом налога.

При реализации автомобилей и объектов жилой недвижимости, приобретенных у физлиц для перепродажи, налоговая база определяется как положительная разница между ценой реализации и стоимостью приобретения, включающая в себя сумму налога.

Изменен порядок применения нулевой ставки в отдельных случаях

Сейчас реализация товаров и услуг иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам для официального пользования облагается по нулевой ставке. На практике применение нулевой ставки поставщиками товаров и услуг вызывало затруднения, т.к. дипломатам приходилось представлять для этого множество документов и доказывать свое право на приобретение по нулевой ставке. Согласно проекту нулевая ставка сохранена для данной категории покупателей, однако теперь ее применение будет означать, что при приобретении НДС уплачивается поставщику, а затем возмещается (возвращается) покупателю (т.е. посольству, из бюджета живыми деньгами).

Аналогичный порядок возмещения НДС при применении нулевой ставки установлен для налогоплательщиков, приобретающих товары и услуги за счет займов (кредитов) и грантов международных или зарубежных правительственных финансовых организаций по международным договорам Узбекистана. 

По услугам нерезидентов НДС будет «выкручиваться»

По услугам нерезидентов налоговыми агентами признаются резиденты Узбекистана. Однако порядок расчета НДС изменится – сумма контракта теперь составит 120% с учетом НДС. Если сейчас получатели услуг – резиденты начисляют НДС на стоимость услуг нерезидентов и уплачивают его в бюджет, то согласно проекту НДС будет «выкручиваться» из стоимости контракта.

Такой порядок налогообложения услуг нерезидентов связан с введением в НК понятия услуг в электронной форме, оказываемых нерезидентами физлицам и оплачиваемых ими уже с учетом НДС. Соответственно, планируется уравнять условия оказания таких услуг юридическим и физическим лицам – в обоих случаях цена услуг будет устанавливаться уже с учетом НДС. Разница в том, что при оказании нерезидентом услуг юрлицу – резиденту последний, выступая налоговым агентом, «выкрутит» НДС и уплатит его в бюджет. А при оказании услуг физлицам – резидентам нерезидент обязан через персональный кабинет налогоплательщика встать на налоговый учет в Узбекистане и самостоятельно уплатить НДС, «выкрученный» из стоимости услуг.

Зачет НДС по долгосрочным активам - единовременный

Как и прежде, в зачет относится НДС, уплаченный (подлежащий уплате) по фактически полученным товарам (услугам).

При приобретении основных средств (включая оборудование к установке), нематериальных активов и объектов недвижимости, в т.ч. «незавершенки», а также при приобретении товаров (услуг) для создания таких активов зачет НДС производится в полном объеме. Если в дальнейшем эти активы будут использоваться в производстве и (или) реализации товаров и услуг, освобожденных от НДС, сумму зачета придется скорректировать (исключить из зачета) пропорционально доле необлагаемого оборота. Корректировке не подлежат объекты, которые полностью амортизированы или, с момента ввода в эксплуатацию которых прошло более 10 лет.

Предоставлен зачет по всем операциям, совершенным за пределами Узбекистана. Напомним, что сегодня, если местом реализации не признается Узбекистан, оборот считается необлагаемым. Следовательно, «входной» НДС по таким операциям в зачет отнести нельзя. Согласно проекту НК НДС можно отнести в зачет вне зависимости от места совершения операции.

Нельзя будет принять НДС в зачет при приобретении или ввозе следующих товаров (услуг), если их приобретение не связано с деятельностью налогоплательщика:

  • легковые автомобили, мотоциклы, вертолеты, мотолодки, самолеты, другие виды моторных средств, а также топливо для них;
  • алкогольная и табачная продукция;
  • представительские расходы.

Например, приобретая служебный автомобиль для руководителя, необходимо будет доказать, что он необходим для деятельности, и его использование непосредственно связано с исполнением служебных обязанностей руководителя.

Возмещение НДС

Если при расчете налога, подлежащего уплате в бюджет, получится отрицательная сумма, налогоплательщик имеет право на ее возмещение (возврат). 

Сроки для возмещения НДС предусмотрены следующие:

  • в ускоренном порядке в течение 7 дней с даты подачи заявления о возврате следующим налогоплательщикам:

– экспортерам;

– отнесенным к категории крупнейших;

– представившим вместе с заявлением на возмещение налога действующую банковскую гарантию или оформившим договор залога с налоговыми органами;

– иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам;

– приобретающим товары за счет займов международных финансовых институтов и международных займов правительственных организаций, а также в рамках Соглашения о разделе продукции, если соглашением предусмотрено применение нулевой ставки.

Сумма НДС, указанная в заявлении, возмещается этим налогоплательщикам в полном объеме. При этом камеральная проверка обоснованности этой суммы производится в общем порядке. Если по ее результатам возмещенная сумма налога либо ее часть окажется необоснованной, налогоплательщик обязан уплатить в бюджет необоснованно возмещенную ему сумму налога, причем с начислением пени с даты возмещения до даты уплаты в бюджет.

  • в течение 60 дней с даты подачи заявления – остальным налогоплательщикам. Решение о полном или частичном возврате будет принято налоговыми органами только после камеральной проверки. 

Налоговый период – квартал, уплата и отчетность – до 20-го числа

Налоговый период планируется изменить с года на квартал, т.е. нарастающий итог будет подводиться по результатам каждого квартала.

Отчетный период, т.е. периодичность сдачи отчетности, будет зависеть от размера оборота налогоплательщика:

  • месяц – для налогоплательщиков с оборотом по реализации товаров (услуг) больше
    1 млрд сум. по итогам предыдущего квартала;
  • квартал – для остальных налогоплательщиков.

Уплатить налог и представить по нему отчетность налогоплательщики будут обязаны не позднее 20-го числа следующего месяца после отчетного периода.