• beta

Нужен ли счет-фактура при оплате покупки корпоративной пластиковой картой

21.08.2019

Требование об оформлении счет – фактур по каждой сделке с применением корпоративной пластиковой карты (КПК) в большинстве случаев не выполняется и становится для предпринимателей источником головной боли. Попробуем разобраться, как лучше выйти из сложившейся ситуации и помочь бухгалтерам в работе.

С 1 ноября 2018 года осуществление расчетов с использованием корпоративных банковских карт между юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями должны производиться с выдачей счет-фактуры (п.1 № УП-5564 от 30.10.2018 г.)

О невозможности реализации этой нормы эксперты и практики заговорили практически сразу после ее обнародования. Жизнь только подтвердила правильность этих выводов.

Бухгалтеры находят выход из положения, руководствуясь другими нормативными актами. Согласно ст. 222 НК норма о выставлении счет-фактур распространяется только на юридических лиц. Применяется  норма ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете». В ПКМ № 306 от 17.11.2011 г. есть норма, согласно которой чек ККМ признается первичным документом бухгалтерского учета. Опираются на Положение о порядке использования корпоративных банковских карт в национальной валюте юридическими лицами (рег. МЮ № 1470 от 18.04.2005 г.).  В нем сказано, что в качестве отчетных документов для бухгалтерии юридического лица могут быть использованы оригиналы квитанций платежных терминалов, электронные чеки, квитанции, сообщения и иные методы, позволяющие идентифицировать стороны сделки электронной коммерции, счета-фактуры, а также другие документы, имеющие соответствующие реквизиты, установленные законодательством.

В ходе подготовки материала мы провели мини-опрос бухгалтеров. Его участники рассказали, что особенно сложно приходится организациям – плательщикам НДС. Нередко из-за отсутствия документов, оформленных должным образом, они не могут взять НДС в зачет.

Лишь в некоторых крупных розничных торговых сетях созданы условия для реализации этой нормы. В  центральном офисе этих организаций есть специальный человек, который готов в течение рабочего дня оформить счет-фактуру. В  этих случаях, главное неудобство – процедура  отнимает время и требует много сил, в виду количества клиентов, которым необходимо оформить счет-фактуру.

Много случаев, когда с настойчивыми клиентами поступают, мягко говоря,  некрасиво.  Получать счет-фактуру  отправляют в вышестоящую организацию. А там  никто не ждет и не собирается ничего оформлять. Иногда еще и отвечают в грубой форме: «не нравится – не бери».

Отдельная история ─  взаимоотношения с индивидуальными предпринимателями. К ним за покупками идут с заранее подготовленными накладными, иначе добиться от них каких-либо документов будет очень сложно.  

Вместе с тем КПК во многих случаях -  самый удобный способ расчета  с продавцами товаров и услуг, оплаты государственных услуг. По мнению бухгалтеров, нужно только  пересмотреть нормы использования КПК, исключив из них бюрократические проволочки и сделав процедуру технически удобной. Всю бумажную волокиту можно заменить  чеками, которые продавцы и так выдают.

Чем лучше заменить счет-фактуру

В беседе с нами, ссылаясь на Закон «О бухгалтерском учете» бухгалтеры рассказали, что используют при оформлении документов чеки, выдаваемые на кассе.  Однако, в этой практике есть несколько моментов, которые нельзя не учитывать при наведении порядка.

Во-первых, пока отсутствует четкое понимание, что на кассе могут выдать разные чеки.  

Тот, что выходит из устройства, при помощи которого кассир снимает деньги с пластиковой карты, называется чеком платежного терминала. В ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете»  о нем обособленно сказано, что он может использоваться в учете в качестве первичных.

На кассе есть  еще ККМ, при пробивке покупки через которую  также выдается чек. Именно их бухгалтеры считают предпочтительной заменой счет-фактур. В чеке, при правильной настройке оборудования, можно указать   перечень купленных товаров  и  НДС по каждой позиции. 

С юридической точки зрения – чек платежного терминала и чек ККМ это два разных документа, с технической – они фиксируют совершенно разные характеристики покупки.

В конце прошлого года, когда готовились к внедрению изменений законодательства, предполагающих увеличение числа плательщиков НДС,  всерьез задумались о перенастройке платежных терминалов и ККМ.  В их чеках по возможности,  исходя из требований ст. 222 НК, должен  указываться перечень приобретенных товаров и информация об НДС. 

У специалистов межбанковской платежной системы Uzcard получилось в качестве одной из подфункций терминала сделать так, чтобы в его чеке пробивался перечень товаров. Однако, процедура получилась очень сложной и трудоемкой. ГНК требовал, чтобы  напротив каждой позиции стояла стоимость с учетом НДС и ставка НДС. Реализацию затеи отложили.  Технически терминалы  не приспособлены для этого.

При подготовке материала мы изучили чеки терминалов различных торговых точек столицы ─  ни в одном из них сведения о купленных товарах и НДС  не обнаружены.

С ККМ все намного проще. Достаточно произвести соответствующую перенастройку. Учет товаров по самым различным характеристикам, в том числе наименованиям товаров и налогам – их изначальное предназначение.  К тому же в чеках ККМ уже должен быть перечень товаров (ПКМ № 306 от 17.11.2011 г.).

Во-вторых,  следует иметь в виду, что законодательство допускает использование в качестве документа для бухгалтерского учета чек платежного терминала, но он  не может быть для плательщиков НДС полноценной заменой счет-фактуры. Повторимся, в чеке терминала  невозможно отразить информацию о покупке с разбивкой по товарам и указанием их стоимости и уплаченного НДС в силу технических особенностей устройства. Для всех бухгалтеров предпочтительнее, чтобы в качестве первичного документа использовался чек  ККМ. 

В-третьих, существует заблуждение, что если одну и ту же сумму пробивать через терминал и ККМ, она  будет учтена  дважды.  ККМ снабжены функцией, которая позволяет легко вести различный учет товаров проданных по терминалу и за наличные. Достаточно нажатия одной кнопки.

Согласно Закону «О защите прав потребителей» уже сейчас выдача чеков ККМ  или товарных чеков обязательна при продаже товаров и услуг в розницу физическим лицам. То есть даже при оплате товара покупателем через терминал продавец обязан выдать кассовый чек.  Для юридических лиц этой нормы  в законодательстве нет. Этот пробел с учетом возможных перспектив было бы правильно устранить.

К тому же обязанность продавцов  выдавать чеки ККМ во взаиморасчетах со всеми покупателями  предлагается ввести в обсуждаемом на СОВАЗ Указе Президента «О дополнительных мерах по дальнейшей либерализации сферы торговли и услуг и усилению общественного контроля».

Итак, очевидно, лучшей заменой счетам-фактурам при расчетах с применением КПК является именно чек ККМ.

Совершенству предела нет

Безусловно, отказ от счетов-фактур при оформлении купли-продажи с применением корпоративных пластиковых карт существенно ускорит и облегчит процесс оформления всех документов. Но можно еще быстрее и удобнее. Сегодня, чтобы выбить чек ККМ продавцу нужно вбить сумму как минимум два раза: в ККМ и терминал. Современные технологии позволяют это сделать намного быстрее -  обойтись одним разом. Для удобств, было бы правильно, ускорить внедрение этих технологий. 

В частности разработчик отечественной  ККМ «Симург» Владимир Гибель,   отмечает, что технически терминал и ККМ можно соединить при помощи кабеля. В этих случаях при оплате покупки при помощи пластиковой карты устройства будут обмениваться информацией в автоматическом режиме.  В зависимости от настройки, продавцу понадобиться вводить сумму о покупки один раз.  

Законодательство не обязывает продавца выдавать чек терминала, так что можно будет сэкономить и на бумаге. К тому же сегодня чек терминала для покупателя успешно заменяет услуга СМС-информирования. Однако, для того чтобы осуществить интеграцию платежных терминалов и ККМ платежные системы Uzcard и HUMO должны нам предоставить технические протоколы подключения.  Однако на нас пока с таким предложением никто не выходил, а соответствующие инициативы с нашей стороны пока не нашли поддержки.

Такой подход к решению вопроса разделяет и директор Национальной платежной системы HUMO  Шухрат Курбанов. В интервью интернет-изданию gazeta.uz он сказал следующее: «Сейчас мы интегрируем терминалы с кассами. Это значит, что сумма покупки появится не только на экране кассы, но и на терминале. С кассира снимается функция работы с терминалами. Это не только ускорит их работу, но и устранит проблему с ошибками при введении суммы кассирами». Однако о результатах этой работы пока ничего не сообщается.

Иной взгляд на решение проблемы у администрации платежной системы Uzcard. Ее генеральный директор Ахрор Махмудов в интервью порталу «Norma» сказал следующее: «Безусловно, данный вопрос является актуальным, но, решая его, необходимо предусмотреть все нюансы. Предлагается  технология, которая позволяет соединить терминал и ККМ при помощи кабеля. Но мы не стали реализовывать такое решение, потому, что это может привести к ослаблению безопасности всей платежной системы. Предусматривая последствия и учитывая высокий уровень риска, мы не пошли по этому пути. У нас есть свое видение решения этой задачи».  По его мнению, в  торговых точках, которые на данный момент не используют системы автоматизированного учета торговли (ERP) и не работают с большим ассортиментом товаров, т.е. для  среднего и малого бизнеса, доминирующего на рынке, можно перепрограмировать действующие платежные терминалы Uzcard.

P.S.

Очевидно, законодательство, регламентирующее правила использования КПК, необходимо усовершенствовать. Новые правила  должны быть удобны для всех субъектов предпринимательства. Наиболее оптимальный вариант ─ чеки ККМ приравнять по значению к счетам-фактурам, сделать эти документы взаимозаменяемыми.

Свою лепту в решение проблемы должны внести и службы, ответственные за обеспечение работы терминалов и ККМ. Нужно внедрить технологии, которые при необходимости пробивать покупку в двух устройствах, позволят сделать это еще быстрее  и удобнее. Не обязательно чтобы это была одна стандартная технология, их может быть много.  Важно, чтобы не пострадала безопасность, интересы предпринимателей и государства в целом.

Олег Гаевой.

Чтобы получать новости от Buxgalter.uz первыми, подписывайтесь на Telegram-канал