Определены условия уплаты налогов «в особых условиях»

preview

В законодательство внесли поправки, продиктованные принятыми в 2020 году мерами по смягчению последствий пандемии и глобальных кризисных явлений . Подробнее – в обзоре эксперта «Нормы» и обозревателя norma.uz Олега ЗАМАНОВА:

– В частности, в Налоговый кодекс включена новая глава, посвященная исполнению налоговых обязательств в особых условиях. Рассмотрим изменения, актуальные на момент публикации.

Во-первых, в 2020 году Президент вправе принимать НПА, предусматривающие:

  • изменение ставок отдельных налогов и сборов (за исключением НДС и налога за пользование недрами), установленных НК и Законом «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год»;
  • продление сроков уплаты налогов, установленных НК(включая авансовые и текущие платежи) и сборов;
  • продление сроков представления налоговой, финансовой отчетности и (или) иных документов, связанных с исчислением налогов, а также оснований и (или) условий неприменения ответственности за их непредставление (несвоевременное представление);
  • предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налогов, пеней и штрафов, а также пересмотр порядка и условий их предоставления;
  • продление сроков направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, а также сроков принятия решений об их взыскании;
  • предоставление льгот по налогам и сборам (за исключением НДС и налога за пользование недрами);
  • приостановление исполнения взыскания налогов, пеней и штрафов.

Все правоотношения, возникающие в период действия этих актов, регулируются налоговым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных актами Президента.  


Во-вторых
, действует временный порядок применения беспроцентной отсрочки или рассрочки по уплате налогов, авансовых платежей по налогам:

1) по налогу за пользование водными ресурсами, налогу на имущество и земельному налогу – предоставляется органами государственной власти на местах. Может быть предоставлена до 31 декабря 2020 года на упрощенной основе, сроком не более 6 месяцев. Основание для предоставления – заявление налогоплательщика и заключения руководителей территориальных подразделений Минэкономразвития и сокращения бедности и Минфина. Другие документы не истребуются;

2) по налогу за пользование водными ресурсами, налогу на имущество, земельному, социальному и налогу с оборота – предоставляется микрофирмам, малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям, приостановившим свою деятельность и (или) у которых сумма доходов от реализации товаров (услуг) сократилась более чем на 50% по сравнению со среднемесячным показателем за I квартал 2020 года. Предоставляется до 1 октября 2020 года, с последующей уплатой суммы налогов:

а) в течение 6 месяцев равными долями  – по социальному налогу не позднее сроков уплаты налога  ;

б) в течение 12 месяцев равными долями:

  • по налогу на имущество для юридических лиц – не позднее срока уплаты авансовых платежей по налогу , а для индивидуальных предпринимателей – не позднее 15 числа каждого месяца;
  • по земельному налогу для юрлиц – не позднее срока уплаты налога , а для индивидуальных предпринимателей – не позднее 15 числа каждого месяца;
  • по налогу за пользование водными ресурсами – не позднее срока уплаты авансовых платежей по налогу ;
  • по налогу с оборота – не позднее 15 числа каждого месяца.

Основанием являются поданные в налоговые органы:

  • по месту расположения объекта налогообложения – уведомление о применении отсрочки (рассрочки) по налогу на имущество, земельному налогу и налогу за пользование водными ресурсами (не позднее сроков уплаты налога или авансового платежа)   , а для индивидуальных предпринимателей – уведомление о применении отсрочки (рассрочки) по налогу на имущество и земельному;
  • по месту налогового учета – уведомления о применении отсрочки (рассрочки) по налогу с оборота и социальному налогу одновременно в срок, установленный для представления налоговой отчетности.

 

Внимание
Применение налогоплательщиками отсрочки (рассрочки) без уведомления налоговых органов рассматривается как несвоевременная уплата налогов и авансовых платежей по ним и наказывается пеней.

В обоих случаях действуют два правила:

а) порядок предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, предусмотренный гл. 11 НК, на эти случаи не распространяется;

б) если в период предоставления беспроцентной отсрочки или рассрочки по уплате налогов, авансовых платежей по налогам налогоплательщик ликвидируется, отсроченная (рассроченная) сумма платежа уплачивается в бюджетную систему в порядке, предусмотренном законодательством.

Кроме того, в 2020 году требование об исчислении налога на прибыль на основе результатов предыдущего квартала отменяется. Налогоплательщик вправе до 20 числа первого месяца текущего отчетного периода представить налоговому органу по месту учета справку о сумме ежемесячных авансовых платежей за текущий отчетный период исходя из предполагаемой прибыли. При выявлении фактов занижения суммы авансовых платежей по налогу на прибыль налоговые органы вправе пересмотреть сумму ежемесячных авансовых платежей.


В-третьих
, действуют временные налоговые льготы. На период до 31 декабря 2020 года:

1) туроператоры, турагенты и субъекты, оказывающие гостиничные услуги (услуги по размещению) в сфере туризма, АО «Uzbekistan Airways» и его структурные подразделения, АО «Uzbekistan Airports» и международные аэропорты в форме ООО, входящие в его состав, а также ГУП «Центр Узаэронавигация»:

  • освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога;
  • уплачивают социальный налог по ставке 1%;

2) плательщики НДС, чей оборот по реализации товаров (услуг) не превышает 1 млрд сум. в месяц, применяющие ЭСФ, вправе исчислять и уплачивать налог на ежеквартальной основе в порядке, установленном гл. 37 НК;

3) в состав совокупного дохода при исчислении налога на прибыль и налога с оборота не включаются доходы, указанные в ч. 4 ст. 299 НК;

4) начисление и уплата НДФЛ в фиксированном размере и соцналога налогоплательщиками, указанными в ст.ст. 392 и 408 НК, вынужденно приостановившими свою деятельность в период карантинных мероприятий, приостанавливаются на основании уведомления о временном приостановлении деятельности. Его нужно направить через персональный кабинет налогоплательщика в налоговые органы по месту деятельности. При возобновлении деятельности налогоплательщик в том же порядке обязан уведомить налоговые органы до ее начала;

5) от уплаты НДС и акцизного налога освобождаются ввозимые в Узбекистан стройматериалы и иные товары, необходимые для строительства и функционирования медицинских и карантинных объектов по борьбе с коронавирусной инфекцией;

6) в отношении объектов, предусмотренных ч. 3 ст. 415 НК, ч. 6 ст. 422 НК, ч. 9 ст. 429 НК и ч. 4 ст. 437 НК, в том числе – выявленных до 1 апреля 2020 года, не применяются установленные законодательством повышенные налоговые ставки по налогу на имущество и земельному налогу, не начисляется пеня и не принимаются меры принудительного взыскания задолженности.

Важно!
Вышеописанные нормы имеют обратную силу и распространяются на отношения, возникающие с 1 марта 2020 года.

От редакции: в Закон «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год» также внесли ряд поправок, суть которых отражена в подп. «в» п. 5 №УП-5969 от 19.03.2020 г., п. 7 №УП-5978 от 3.04.2020 г. и подп. «б» п. 1 №УП-6029 от 20.07.2020 г.


Закон опубликован в газете «Народное слово».

По материалам norma.uz