Если возникают проблемы с фискальными чеками платежных систем (часть 2)

preview

Продолжаем публиковать ответы на вопросы, полученные в рамках вебинара «Фискальные чеки при расчетах с покупателем посредствам маркетплейса или мобильного платежного приложения». Спикеры – руководители отделов НИЦ «Yangi texnologiyalar» при Налоговом комитете Элнор ФОЗИЛОВ и Нодир МУХАММАДОВ:


См. подборка ответов (часть 1).

 

– Мы печем торты на заказ и принимаем оплату через электронные платежные системы (ЭПС). В ассортименте порядка 80 наименований тортов и пирожных. Платежные системы предложили вариант указывать в чеке в качестве товара «продукция такого-то ООО» и – единый ИКПУ для кондитерских изделий, приготовленных из муки. Однако мы понимаем, что это не соответствует требованиям законодательства. Но как сделать так, чтобы не отказываться от приема платежей через платежные системы, чтобы не потерять клиентов и не нарушать законодательство при этом?

– С проблемами отражения в чеках наименований товаров при приеме оплаты через ЭПС предприниматели сталкиваются, когда применяют схему «дистанционных оплат». Т.е. когда платежная система и проводит оплату, и формирует фискальный чек.

Платежные системы пока находятся в процессе разработки программных решений, которые бы позволяли отражать в их фискальных чеках перечень товаров, если у продавца – большой перечень товаров и услуг.

Действительно, в п. 7 Положения о порядке применения системы онлайн-ККМ и виртуальной кассы установлены единые требования для фискальных чеков – вне зависимости от того, при помощи какой онлайн-ККТ он выдан. Исключений нет ни для одной ситуации. Следовательно, в каждом конкретном случае нужно выбирать технологию, которая позволяет выполнить требования законодательства.

Если для вас важно принимать оплату при помощи электронных платежных систем, рекомендуем вместо схемы «дистанционная оплата» выбрать схему «платежи на местах». В этом случае электронная платежная система используется для транзакции по оплате покупки, а фискальный чек формирует виртуальная касса или онлайн-ККМ.

При этом, если у вас есть служба доставки и вам приходится принимать оплату на местах, рекомендую вариант с онлайн-ККМ. Ее легко взять с собой и принять платеж и выдать фискальный чек с соблюдением всех требований законодательства.

Можно продолжить и практику применения дистанционной схемы оплаты, только это будет технически более сложный вариант. Наверняка у вас есть интернет-сайт, где представлена ваша продукция и можно оформить заказ. Также у вас может быть мобильное приложение с аналогичным функционалом. Если еще нет, – их можно разработать. На базе этих ресурсов можно сделать полноценный маркетплейс по реализации вашей продукции.

Для этого обратитесь в НИЦ «Янги технологиялар» и заключите договор об интеграции, а потом – с заявлением в Налоговый комитет о включении вашего ресурса в государственный реестр маркетплейсов.

Для маркетплейсов не составляет проблем сформировать фискальный чек, полностью соответствующий требованиям законодательства. В том числе – в части отражения в чеке наименований реализованных товаров по наименованиям.

 

– У нас есть программный продукт и собственный сайт, где клиент может оформить заказ и оплатить при помощи одной из электронных платежных систем. После чего мы высылаем ему ссылку и пароль для скачивания продукта. Проблем с формированием фискального чека на стороне электронной платежной системы – не возникает, так как у нас всего одна товарная позиция. Нужно ли нашему сайту проходить интеграцию с системой оператора фискальных данных и регистрироваться как маркетплейс?

– В соответствии с п. 5 №ПП-5252 интеграция с информационной системой оператора фискальных данных нужна маркетплейсам и электронным платежным системам. Иначе они не смогут формировать фискальные чеки в соответствии с установленными требованиями.

В обязательном порядке интеграция нужна всем ресурсам, если:

  • ЭПС или маркетплейс – основное предназначение вашего ресурса;
  • ЭПС или маркетплейс непосредственно принимают участие в приеме оплаты от клиентов;
  • при помощи вашей ЭПС и маркетплейса свои товары и услуги продают другие компании;
  • ассортимент вашей электронной торговой площадки включает более 1 наименования товара или ИКПУ.

Если же у вас не полноценный интернет-магазин, а лендинг или сайт-визитка, на которых представлен ассортимент, даже если и предусмотрен функционал для оформления заказа, – вопрос интеграции остается на усмотрение руководства компании. Главное, чтобы было удобно и вашим клиентам, и вашей компании обслуживать их. При этом в случае оформления заказа клиент обязательно должен получить фискальный чек. Если вы рассчитываетесь при помощи электронной платежной системы по схеме дистанционной оплаты и ваш ассортимент включает всего 1 товарную позицию, проблем не возникнет.

 

– Сколько копий фискальных чеков и в каком виде нужно выдавать покупателю, если клиент оплачивает через электронную платежную систему, а кассовый чек формируется при помощи виртуальной кассы, чтобы не возникало задвоений и прочих проблем с налоговыми отчетами?

– Чек с типом платежа «продажа» при любом расчете с покупателем всегда формируется один за покупку. Именно по этому чеку продажа отразится в налоговом отчете продавца товара, а клиент сможет получить кешбэк в мобильном приложении Soliq.

Если покупатели платят на местах при помощи ЭПС, кассовый чек всегда должен быть выдан при помощи виртуальной кассы или онлайн-ККМ, установленных на кассе продавца. Обратите внимание: если чек выдан при помощи онлайн-ККМ, он всегда будет распечатан на бумаге, а если – при помощи виртуальной кассы, его можно передать клиенту и в электронной форме без распечатывания.

При этом, если все настройки – верные, в частности, – виртуальная касса (онлайн-ККМ) продавца и платежная система – интегрированы, кроме оригинала фискального чека, который выдаст покупателю продавец, в ЭПС автоматически отразится электронная копия этого чека (без QR-кода). В этом случае, повторюсь, если оборудование настроено правильно, никаких задвоений в налоговых отчетах не будет. Если же есть проблемы, обратитесь в ЦОТУ и службу поддержки клиентов электронной платежной системы для устранения недочетов.

Также при качественной правильной настройке не должно быть так называемых «битых» чеков. В некоторых случаях при схемах оплаты на местах в мобильное приложение Soliq приходит чек, как правило «битый». Он не принимается к расчету кешбэка, но покупатель еще может зарегистрировать бумажный чек, выданный на эту покупку, по которому и будет начислен кешбэк. Такая ситуация говорит о том, что кассовое оборудование продавца не настроено, нужно обратиться в ЦОТУ и электронную платежную систему, чтобы завершить все необходимые настройки.

Правда, эти организации, в свою очередь, могут отказать, если они еще не интегрировали свои онлайн-ККМ и электронную платежную систему. В этом случае придется от кого-то из них отказываться в пользу другого ЦОТУ или ЭПС, которые смогут обеспечить работу в соответствии с установленными требованиями.

 

– Применяем биллинговую систему расчетов с клиентами, которые, как правило, через ЭПС делают месячную предоплату за оказываемые услуги. Могут оплатить за несколько месяцев вперед. Как сделать так, чтобы оплаченные суммы сразу не «садились» в налоговый отчет, а оформлялись как авансовый платеж.

– Обратитесь в электронную платежную систему, услугами которой пользуетесь, и еще раз пересмотрите применяемую схему приема платежей в вашем случае. Объясните вашу ситуацию, исходя из этого платежная система должна произвести соответствующие настройки. Закрепите это в договоре.

После завершения настроек система будет работать так:

1) платеж, поступивший через ЭПС, сразу в налоговых отчетах отражаться не будет;

2) после того, как биллинговая система закроет отчетный период и произведет расчет на стоимость оказанных услуг, электронная платежная система сформирует фискальный чек. Ваши клиенты смогут его найти в информации по конкретному платежу – в приложении ЭПС.

 

– Можно ли пользоваться при расчетах с покупателями мобильными приложениями электронных платежных систем, если в ассортименте есть продукция, подлежащая обязательной цифровой маркировке? Если – «да», как это сделать правильно?

– Да, можно. Только помните, что при отпуске товара, подлежащего обязательной цифровой маркировке, вам нужно отсканировать Data Matrix на его упаковке. Иначе потом у вас возникнут проблемы с учетом такого товара.

Исходя из этого при использовании ЭПС в расчетах целесообразно производить расчеты только по технологии оплаты на местах, потому что в этом случае обязательно участвуют онлайн-ККМ или виртуальная касса. Это оборудование позволяет выполнить все требования, предъявляемые к продукции, подлежащей обязательной цифровой маркировке.

Что касается дистанционной оплаты, т.е. – когда чек формирует непосредственно платежная система, – здесь пока нет технического решения, которое позволяло бы обработать такую продукцию, как этого требуют правила обязательной цифровой маркировки. Хотя такие правила и технические решения разрабатываются. Следовательно, после их внедрения вы сможете применять дистанционную оплату при продаже такой продукции.

Подготовил Олег ГАЕВОЙ