Когда и по каким правилам начнется переход на электронные трудовые книжки

preview

В начале года в СМИ говорили о том, что в этом году страна перейдет на электронную систему заключения трудовых договоров и ведения трудовых книжек. В этой связи кадровиков волнует ряд вопросов. Когда конкретно начнется внедрение инноваций? Какими будут новые порядки?  А с окончанием учебного года головной болью стала ситуация оформления трудовых книжек впервые поступившим на работу.  Разберемся – вместе.

Чтобы прояснить ситуацию мы позвонили  в Министерство занятости и трудовых отношений. В управлении трудовых стандартов и оплаты труда пояснили, что работы по созданию анонсированной ранее системы ведутся, и конкретные сроки ее запуска пока не определены.

Специалисты также обратили внимание, что параллельно с техническими работами ведется разработка нормативно-правовых актов, которые будут регламентировать процедуру заключения электронных договоров и ведения электронных трудовых книжек. Должно быть утверждено  положение, в котором четко будут расписаны новые порядки.

В министерстве подчеркнули, что в настоящее время организации должны действовать в соответствии с действующей Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек (рег. МЮ № 402 от 29.01.1998 г.), то есть продолжать ведение этих документов в обычном режиме.  

Детали действующего порядка оформления трудовых книжек на сотрудников, поступающих на работу без трудового стажа и трудовой книжки, разъяснили эксперты справочной службы  ООО "Norma" "Мы отвечаем!":

– В связи с тем, что в настоящее время еще не приняты нормативно-правовые акты по оформлению электронных трудовых книжек, работникам, принятым на работу впервые следует заказывать и оформлять трудовые книжки согласно Инструкции о порядке ведения трудовых.  Трудовые книжки и вкладыши к ним приобретаются предприятием у местных органов по труду (районные и городские Центры содействия занятости – прим. ред.) на основании договора купли-продажи. Продажа трудовых книжек в ином порядке, а также приобретение их гражданами, запрещена (п. 1.3. Инструкции).

Отметим, что в обществе активно продолжается обсуждение целого ряда вопросов, связанных с внедрением инновационных технологий в ведение трудовых книжек.  И по многим вопросам пока нет консенсуса. В том числе и ситуация как быть с трудовыми книжками, открытыми до внедрения новой системы.

Отметим, официально проекта этого механизма пока не озвучивалось. Предполагали, что начиная с 2019 года,  электронные книжки должны были заводиться только на вновь принятых (впервые без стажа) сотрудников, остальные книжки работников до 2021 года должны были вестись в бумажном варианте. Далее не был определен порядок.

Среди работников, не имеющих отношения к кадровой службе, есть немало представителей,  которые считают, что новый порядок должен:

  • обязать работодателей в течение установленного срока перенести в базу данных информацию с трудовых книжек всех сотрудников организаций;
  • предусмотреть механизмы, которые бы позволяли использовать информацию из системы при обращении сотрудника за назначением пенсии и исключить необходимость  подтверждения данных архивными справками. Проверять данные можно было бы путем сверки с данными Пенсионной накопительной системы (ИНПС).

Однако опытные сотрудники кадровых служб предостерегают от вероятных последствий такого подхода. Они говорят, что у работодателей не будет реальной возможности переносить в систему информацию с  трудовых книжек всех сотрудников. Представьте себе организацию в несколько тысяч человек. Нужен поэтапный переход, как и писали, – с определенного числа заводить электронные книжки на новых сотрудников и до определенной даты пользоваться старыми книжками.  Другой аспект. Для примера, возьмите любую книжку  – в большинстве своем они на одних предприятиях ведутся на узбекском языке, на других  – на русском, где-то ясно видна печать, где-то нет. Вторичное переписывание или  перенос данных приведет к грубым ошибкам  и разночтениям.  Представляете, какими будут последствия, если  в электронную базу закрадутся грубые ошибки?

И это лишь пример проблемных моментов. Поэтому может и хорошо, что авторы проекта не стали спешить, загонять себя в ранее озвученные сроки.  Здесь лучше следовать мудрости «Семь раз отмерь, один – отрежь». Решения должны быть максимально продуманы, эффективны и учитывать интересы всех участников трудовых отношений.

Олег Гаевой.

My.mehnat.uz хизмати Ўзбекистонда: меҳнат дафтарчаси my.mehnat.uz, меҳнат дафтарчаси, иш тажрибаси, электрон меҳнат хизмати, ходим маълумотлари My.mehnat.uz - онлайн хизмат орқали меҳнат дафтарчасини юритиш, иш тажрибасини кўриш, ишчи ҳақидаги маълумотларни расмийлаштириш ва текшириш имконияти. Жавоблар иш берувчилар ва ходимлар учун рўйхатдан ўтиш, маълумот юбориш, хатоларни тузатиш ва электрон таърифлар бўйича Buxgalter.uz сайтида! /ru/publish/doc/text151188_kogda_i_po_kakim_pravilam_nachnetsya_perehod_na_elektronnye_trudovye_knijki