Почему НДС создает дополнительные хлопоты посредникам

preview

Что хорошо клиенту, то проблема для бухгалтера. Представители  компаний, оказывающих посреднические услуги, говорят о несовершенстве норм налогового администрирования и необходимости скорейшего правового урегулирования проблем с учетом перспектив.   Иначе: дальше – сложнее.

Посреднические услуги достаточно широко распространены на практике, поскольку позволяют обслуживать клиента более качественно. К примеру, в силу специфики своего бизнеса большой объем посреднических услуг приходится оказывать туристическим компаниям. Чтобы клиенту организовать поездку, нужно приобрести билеты, страховки и прочее необходимое в соответствии с действующими правилами. Заботясь о комфорте своих клиентов, туркомпании  создают условия, чтобы все это можно было приобрести в одном месте – у них в офисе. Они становятся посредниками, в частности, между авиакомпаниями и клиентами, приобретающими авиабилет.

Посреднические услуги – отдельный тип хозяйственных операций, имеющий особенности в бухгалтерском учете. У бухгалтеров компаний, которые перешли на общеустановленные налоги и уплату НДС, сдача отчетности по НДС стала дополнительным источником головной боли.

Здесь особый порядок оформления счетов-фактур. Этому посвящена целая глава в  Приложении № 3 «Формы налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость» к постановлению Государственного налогового комитета и Министерства финансов (рег. МЮ  N 3126).  Вся процедура в документе описана четко и ясно. Казалось бы – работайте строго по-написанному, и к вам не будет претензий со стороны налоговых органов. Однако на практике пока все происходит по-другому.

Проблемы начинаются на стадии отражения счетов-фактур в отчетности. Посредники это делают в одном порядке, а те, кто фактически реализуют товары и услуги  –  в другом, а налоговики стыкуют не стыкуемое. В результате возникают либо недопонимания во взаимоотношениях с налоговой инспекцией, либо турфирма вынуждена платить налоги за те средства, которые не являются для нее объектами налогообложения.   

Когда в отчетности и счетах-фактурах комиссионер  указывает сумму комиссионного вознаграждения, то у налоговиков   возникают разногласия с данными, которые предоставляет комитент.  Учитывая, что это вытекает из установленных правил и не противоречит им, у налоговых инспекторов не должно возникать вопросов к участникам сделок. Однако бухгалтеры свидетельствуют о другом.  Им приходится объяснять представителям налоговой, что такая разница возникла, потому что они только оказали посреднические услуги между поставщиком услуг и потребителем и получили за это вознаграждение в размере установленного договором процента от стоимости продажи. 

Отражать комиссионеру в документах  полную  стоимость билета или полиса, за которую он был реализован  –  неправильно.  В этом случае вопросов у налоговиков не возникнет. Но искажается информация, и, как результат, комитент должен оплатить налоги с «чужих» объектов налогообложения.

Практикующие бухгалтеры обращают внимание, что ситуация существенно усложнится после перехода на электронные счета-фактуры. Имеющиеся формы также не позволяют бухгалтеру комиссионера при заполнении счетов-фактур указывать услуги, при оказании которых она участвовала в качестве посредника.  Следовательно, из-за нестыковок, которые будет выявлять программное обеспечение, у налоговиков всегда будут возникать вопросы к комиссионерам, оказывающим посреднические услуги.  

Оптимальный вариант решения проблемы таков – в формах отчетности и счетах-фактурах нужно предусмотреть возможность, чтобы бухгалтер комиссионера мог сделать пояснение, что указанная сумма является комиссионным вознаграждением. В системе ЭСФ сделать это тоже не представляется сложным. В существующую форму нужно лишь добавить галочку, которую бухгалтер должен будет отметить, заполняя счет-фактуру на услуги, за которые компания получила комиссионное вознаграждения. Выиграют все: и бухгалтеры и налоговики. Ведь при таком исходе всем все становится понятно. Больше не будет необходимости тратить время на выяснение отношений.

Очевидно, что в случае решения этой проблемы спасибо налоговикам скажет не одна сотня налогоплательщиков, оказывающих посреднические услуги.

Ирина Ахметова, Татьяна Лымарева, эксперты ООО «Norma»,

Олег Гаевой, корр.

Новые изменения в нормативных документах бухгалтерского учета и налогообложения новости бухгатерии свежие новости от бухгалтерии /ru/publish/doc/text152323_pochemu_nds_sozdaet_dopolnitelnye_hlopoty_posrednikam