Внедрение МСФО – не бухгалтерская задача

preview

С чего начать и с чем неизбежно придется столкнуться, внедряя МСФО на предприятии? На этот и другие вопросы по просьбе buxgalter.uz ответила заместитель председателя правления Федерации бухгалтеров Узбекистана, практик более чем с 20-летним опытом в сфере бухгалтерского учета и налогообложения Оксана ОГНЕВЧУК (CIPA, DipIFR):

– Каким организациям уже сейчас нужно внедрять МСФО?

– В ПП-4611 от 24.02.2020 г. говорится о том, что акционерные общества, коммерческие банки, страховые организации и юридические лица, отнесенные к крупным налогоплательщикам, начиная с итогов 2021 года должны составлять отчетность по МСФО. А хозяйственные общества с госдолей и государственные предприятия будут переходить на МСФО по графику, который должно ежегодно утверждать и публиковать на своем сайте Агентство по управлению государственными активами. К слову, такой список предприятий с госдолей на 2021 год там уже опубликован.

Кроме того, в Указе содержится требование о необходимости укомплектовать штат бухгалтерских служб специалистами, сертифицированными по международным программам. Ну или, как минимум, успешно сдавшими предмет «Финансовая отчетность по МСФО» в рамках таких программ.  

– Многие компании еще в прошлом году в числе первоочередных мер по подготовке к переходу на МСФО направили своих бухгалтеров учиться. Но по словам специалистов, окончивших такие курсы, этого недостаточно, чтобы самостоятельно организовать внедрение МСФО в организации.

– Одно только направление бухгалтеров на обучающие предметные курсы и не могло обеспечить реализацию такого комплексного проекта для каждого предприятия, как внедрение МСФО. Это на самом деле и не бухгалтерская задача. У бухгалтера, даже – главного, может просто не хватить административного ресурса для решения такой задачи.

Составление отчетности по МСФО – это деятельность не вместо бухгалтерского учета, а в дополнение к нему. Это – специализированная область профессиональных услуг, требующая самой высокой квалификации и надлежащих компетенций.

На предприятиях, отчитывающихся по МСФО, обычно существуют специальные подразделения – своего рода «заказчики» для бухгалтерии в части сбора информации о хозяйственных операциях и экономических событиях, отражаемых в бухгалтерском учете. Специалисты таких отделов и устанавливают правила сбора и обработки данных, чтобы в результате можно было собрать все необходимое для включения в отчетность. Все эти правила и требования, включенные в учетную политику, и составляют методологию учета.

Но участие в сертификационных программах, безусловно, повышает квалификацию. И уж, конечно, не стоит останавливаться только на одном предмете. Знания по всем направлениям, включенным в сертификационные программы, необходимы для качественной самостоятельной работы в современной бухгалтерской профессии.

Что касается проекта «Внедрение МСФО», он может быть успешным, только если им будут управлять руководители самого высокого уровня. А то и – собственники, как основные выгодоприобретатели.

Внедрение МСФО на предприятии лучше организовать как целостный проект. Нужны: бюджет, график, контроль прогресса и выполнения задач, координация. Координация – ключевой момент, на мой взгляд. Придется одновременно поддерживать сразу несколько параллельных, взаимосвязанных и взаимозависимых процессов:

  • создание отдела МСФО (поиск, наем, обучение персонала);
  • подготовка методологии (изучение производственных и учетных процессов организации; анализ отраслевой практики раскрытия информации в МСФО-отчетности; создание учетной политики, плана счетов; согласование аналитик, нормативно-справочной информации, в том числе – с учетом потребностей управленцев; разработка шаблонов форм отчетности и раскрытий; определение периметра консолидации; проектирование трансформационных и консолидационных корректировок и т.п.);
  • оценка справедливой стоимости в соответствии с требованиями отдельных стандартов;
  • настройка бухгалтерской программы интегратором, разработка IT-решений по формированию отчетности, тестирование (возможно, придется докупать программное обеспечение, лицензии, усовершенствовать IT-инфраструктуру);
  • организация и проведение инвентаризации;
  • актуарная оценка, наконец.

Необходимо также привлечь аудитора, причем, в идеале, – одновременно со всем остальным. Так как с аудитором придется согласовывать проекты форм отчетности и раскрытий, которые нужно будет настраивать в системе, а также ключевые суждения руководства при выборе учетных подходов. И все это – с учетом устоявшегося в мире отраслевого опыта.


– Где взять ресурсы для перехода? Что делать, если их нет?

Придется потратиться, это – да. Но эти затраты не такие уж неподъемные в сравнении с потерями, вызванными плохим управлением ресурсами просто по причине того, что инвестиционные и управленческие решения принимаются на основе непонятной и некачественной информации.

Отчетность по МСФО, прежде всего, нужна собственнику. Он вместе с отчетностью по МСФО приобретает:

  • понимание и возможность обеспечить перспективы развития компании, в которую он вложился;
  • сокращение непроизводительных затрат, затрат на финансирование за счет:

– повышения управляемости процессами, в том числе – финансовыми;

– снижения уровня информационного риска, который обязательно учитывается при определении процентной ставки при кредитовании. Отчетность по МСФО позволяет и кредиторам лучше понимать перспективы возврата предоставленного финансирования;

  • в определенной степени – защиту владельцев бизнеса от возможности недружественного поглощения или покупки части бизнеса по стоимости ниже рыночной;
  • возможность объективно оценивать деятельность управленческого персонала для принятия своевременных кадровых решений.

Собственник и должен запустить весь этот процесс. И он должен выделить необходимые средства. В том числе – государство, если оно является собственником.


– Может быть тогда и неправильно переход на МСФО делать обязательным?

– Для примера – обязательным был переход в Казахстане лет 15 назад. Сейчас там немало даже средних предприятий, которые вполне себе свободно котируются на биржах или получают необходимое долговое финансирование, потому что предоставляют рынку понятную отчетность по МСФО.

А наши просто останутся без средств и вымрут как динозавры, не сориентировавшиеся в свое время и не подстроившиеся к изменившимся условиям внешней среды. Мы с переходом и так чрезмерно затянули. Отчетность по МСФО – это не самоцель, а средство для получения дефицитного финансирования. Ни один аналитик не посоветует ни отечественному, ни иностранному инвестору вложить деньги в непонятные активы.

Не все решения по переходу на МСФО сегодня идеальны. Регулятор, как и все остальные участники процесса, постепенно приобретает понимание масштаба задачи и специфики отдельных аспектов ее решения.

Отсутствие на протяжении последних десятилетий потребности в высококвалифицированных бухгалтерах, способных вырабатывать обоснованное профессиональное суждение, как того требуют МСФО, привело к оттоку из страны обученных, прогрессивно мыслящих специалистов, не нашедших применения своей квалификации на родине. Как следствие, – наблюдается дефицит кадров, покрываемый сегодня путем привлечения для работы на руководящих и просто ответственных должностях финансовых служб дорогостоящих экспатриантов из соседних стран.


– Что делать, если у предприятия нет достаточного кадрового потенциала для перехода на МСФО?

– В любом случае, каждой организации (крупной или средней) придется создать отдел МСФО, укомплектовав его теми, кого найдут на рынке или обучат за оставшийся срок хотя бы основам. Для повышения эффективности и скорости внедрения, возможно, будет целесообразно привлечь профессиональных консультантов. Например, – из Казахстана или России.

Квалифицированную помощь, как минимум, методологическую, можно получить у аудиторов. Все компании «Большой четверки» точно оказывают такие услуги, причем, на самом высоком уровне.

Консультантам при этом нужно ставить задачу не только создать отчетность за определенный период, но и тесно взаимодействовать в этом процессе со специалистами предприятия. Чтобы впоследствии процесс подготовки последние могли поддерживать самостоятельно. Обучение в ходе производственного процесса – необходимо.


– Что делать бухгалтеру, если руководство все-таки наделило его полномочиями организовать процесс внедрения на предприятии МСФО. При этом сам он понимает, что не обладает достаточными знаниями и навыками?

– Ну что тут сказать? Могу предложить, например, вот такой аргумент для руководства: Кодекс этики Международной федерации бухгалтеров, который по обязательности выполнения его требований приравнен к техническим стандартам, запрещает бухгалтеру принимать на себя обязанности, для выполнения которых он недостаточно компетентен.

Нужно приглашать руководителей на все встречи с консультантами, – пусть получают необходимые для руководства знания из независимых источников, если нет пророка в своем отечестве.


– Все это займет время. Как быть с бухгалтерским учетом, расчетом и уплатой налогов в переходный период?

– Бухгалтерский учет никто не отменял.

Для подготовки входящего баланса по МСФО на дату перехода придется перевести этот баланс из формата НСБУ методом трансформации. Если не получится до конца 2021 года завершить донастройку бухгалтерских учетных программ, то и предварительную отчетность за 2021 год придется составлять методом трансформации.

Что касается налогов, то вне зависимости от того, формирует предприятие финансовую отчетность по НСБУ или МСФО, при составлении налоговой отчетности нужно руководствоваться Налоговым кодексом.


– Многие организации на данном этапе не готовы вкладываться во внедрение МСФО.

– Времена, когда профессиональные услуги ничего не стоили, прошли. Высокая квалификация не может стоить дешево. Эта вселенская экономия на бухгалтерской квалификации уже привела к практически полному отсутствию качественных специалистов.

Только надлежащий уровень оплаты труда позволит привлечь в профессию одаренных и целеустремленных людей. Получение квалификации – это своего рода инвестиция в себя: приходится тратить время и деньги, много времени и много денег. И специалист вправе рассчитывать «отбить» эти вложения. Да и общество при этом только выиграет: приобретенная возможность финансирования программ развития – это новые производства и рабочие места.

Беседовал Олег ГАЕВОЙ