Полезное для бухгалтера в декабре:
Какие земли могут изъять у предприятия для общественных нужд
Обнародован проект Закона, который будет регулировать непростую, потенциально конфликтную процедуру изъятия земельных участков у юридических и физических лиц для общественных нужд. Buxgalter.uz уточнил детали.
1. Действие Закона не распространяется на земельные участки:
- принадлежащие физическим и юридическим лицам на правах частной собственности;
- находящиеся в распоряжении органов государственной власти, госучреждений, ГУП.
2. Могут быть изъяты земельные участки, принадлежащие физическим и юридическим лицам на правах:
- пожизненного владения с правом наследования;
- постоянного владения;
- срочного (временного) пользования;
- аренды (ст. 1 проекта).
3. Закон распространяется на общественные отношения, возникшие после его вступления в силу.
Регулирование общественных отношений, начавшихся до вступления нового закона в силу, будет продолжаться в рамках процедур, установленных новым законом (ст. 3 проекта).
4. Под общественными нуждами (основанием для изъятия земель) признаются (ст. 5 проекта):
- нужды обороны и госбезопасности, охраняемых природных территорий, создания и функционирования СЭЗ;
- выполнение страной международных договоров;
- разведка и разработка месторождений полезных ископаемых;
- строительство (реконструкция) автомобильных и ж/д дорог республиканского и местного значения, аэропортов и аэродромов, объектов аэронавигации и авиатехнических центров, объектов железнодорожного транспорта, мостов, метрополитенов, тоннелей, инженерных объектов и линий системы энергетики и связи, объектов космической деятельности, магистральных трубопроводов, инженерно-коммуникационных сетей, систем ирригации и мелиорации;
- исполнение утвержденных генеральных планов строительства населенных пунктов за счет средств госбюджета;
- проекты по строительству за счет централизованных инвестиций государственных учреждений образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты, указанных в государственных инвестиционных программах.
5. Компенсировать изъятие земель будут централизованные фонды при Кабмине и хокимиатах областей). Компенсационные комиссии будут созданы при местных Кенгашах. Координировать деятельность фондов будут наблюдательные советы в составе, утверждаемом Кабмином (ст.ст. 7–13 проекта).
6. Процедура изъятия (ст.ст. 14–23 проекта):
6.1. При наличии основания инициатор вносит предложение в органы муниципальной власти на местах.
6.2. Хокимияты направляют полученные документы в территориальные управления Минстроя и Кадастровой палаты;
6.3. В течение 5 дней Минстрой дает заключение о соответствии планов по строительству и развитию территорий. Управление кадастровой Палаты определяет полный перечень физических и юридических лиц, имеющих права на земельный участок и расположенные на нем строения;
6.4. В месячный срок со дня получения заключений хокимияты определяют предварительный размер компенсации;
6.5. После согласования предварительной суммы компенсации материалы передаются на рассмотрение Централизованного фонда, наблюдательный совет которого в течение 5 дней выносит предложение на рассмотрение местного Кенгаша;
6.6. Кенгаш:
- рассматривает вопрос соответствия инициативы изъятия земельного участка и оправданности затрат от ожидаемого результата на ближайшем заседании;
- принимает решение о проведении открытого обсуждения или об отклонении инициативы.
6.7. Если инициатор дважды получает отказ на проведение открытого обсуждения, вопрос изъятия данного земельного участка может рассматриваться не раньше, чем через 5 лет.
6.8. В течение месяца со дня принятия Кенгашем соответствующего решения назначается дата проведения открытого обсуждения. При этом инициатор изъятия должен уведомить правообладателей в течение 2 дней после решения Кенгаша – с указанием места и времени обсуждения (но не менее, чем за 7 дней до его начала).
6.9. Открытое обсуждение организует инициатор изъятия. Обязательны аудио- и видеофиксация процесса, а также – участие СМИ. По итогам обсуждения инициатор составляет протокол, который подписывает он сам и все правообладатели. Если правообладатели отказываются от подписания, составляется акт с указанием причин. На следующий день протокол должен быть опубликован в полном объеме на официальном сайте хокимията, а оригиналы направляются в Кенгаш.
6.10. Кенгаш в течение месяца готовит Проект решения об изъятии земельного участка.
6.11. Документы передаются на правовую экспертизу в управление Минюста (срок рассмотрения – 10 дней);
6.12. В случае положительного решения Минюста Кенгаш принимает окончательное решение об изъятии участка (большинством в 2/3 голосов).
6.13. С правообладателями заключается соглашение по условиям, виду и размеру компенсации.
7. Если земли изымаются на нужды обороны, безопасности, разведки, освоения месторождений и выполнения обязательств по международным договорам, данный вопрос рассматривает Кабмин.
8. Если соглашение с правообладателем не будет достигнуто, не допускаются действия, препятствующие распоряжению ими принадлежащим имуществом, в том числе – отключение от средств коммуникации, блокирование доступа, создание других условий с целью принудить к подписанию соглашения.
Документ оговаривает и другие вопросы изъятия земельных участков для общественных нужд: порядок и сроки предоставления компенсации, порядок признания объектов бесхозными, порядок оценки имущества, подлежащего сносу, порядок сноса объектов на изымаемых участках.
С полным текстом проекта можете ознакомиться по ссылке. Здесь же, если у вас есть ключ ЭЦП, можете принять участие в обсуждении.
Проект может быть изменен, дополнен или отклонен.
Саида ДЖАНИЗАКОВА