Информационное сообщение Минфина об изменениях, внесенных в ст. 244 Налогового кодекса, №06/04-01-02-32/859 от 31.03.2022 г.

preview

(скачать в формате PDF)

Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан

Центральный банк Республики Узбекистан

Межрегиональная государственная налоговая инспекция по крупным налогоплательщикам,

 государственные налоговые управления и государственные налоговые инспекции

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

об изменениях, внесенных в статью 244 Налогового кодекса
Республики Узбекистан

№06/04-01-02-32/859 от 31.03.2022 г.

 

В связи с поступающими запросами от налогоплательщиков по вопросу налогообложения налогом на добавленную стоимость (НДС) банковских операций Министерство финансов сообщает следующее.

 

1. Финансовые операции, подлежащие обложению НДС

Согласно пункту 1 части первой статьи 244 Налогового кодекса Республики Узбекистан с 1 апреля 2022 года банковские операции, стоимость которых установлена в фиксированной сумме, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Фиксированной признается стоимость услуги по банковским операциям, установленная в твердой денежной сумме (включая выраженной в (или от) базовой расчетной величины), и не исчисляемая в процентах от суммы банковской операции.

Если налогоплательщик исходя из своей ценовой политики устанавливает на услугу тариф, состоящий из комбинации двух элементов (в процентах от суммы операции, но при этом стоимость услуги не может быть менее (или более) минимального (максимального) размера твердой денежной суммы), то услуга подлежит освобождению от НДС только в части стоимости услуги в процентном выражении.

 

Вышеизложенный порядок налогообложения банковских операций применяется также в случаях, когда налогоплательщик на основании статьи
255 Налогового кодекса является налоговым агентом при оказании иностранными юридическими лицами (не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков НДС) финансовых услуг (в части банковских операций), местом оказания которых является территория Республики Узбекистан.

По финансовым услугам, указанным в пунктах 2–10 части первой статьи 244 Налогового кодекса, сохраняется освобождение от налогообложения НДС независимо от формы или способа формирования стоимости услуг. 

При этом совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами пересматривается и приводится в соответствии с положениями Налогового кодекса ранее утвержденный Перечень операций, относящихся к финансовым услугам, освобождаемым от налога на добавленную стоимость, зарегистрированный Министерством юстиции Республики Узбекистан 29.05.2013 г. №2460.

 

2. Внесение изменений в учетную политику в целях налогообложения

В соответствии со статьей 77 Налогового кодекса в течение календарного года учетная политика в целях налогообложения не изменяется. Изменения
в учетной политике налогоплательщика допускаются в случае изменения налогового законодательства либо условий налогообложения и только в той части, которая обусловлена этими изменениями.

Принимая во внимание, что Закон Республики Узбекистан от 29.12.2021 г. №ЗРУ-741 «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан»  опубликован в Национальной базе данных законодательства (www.lex.uz) 30 декабря 2021 г., налогоплательщики, осуществляющие банковские операции, вправе до 1 апреля 2022 года внести изменения в учетную политику в целях налогообложения в связи с изменением  условий налогообложения и выбрать метод зачета суммы НДС (раздельный и (или) пропорциональный).

 

3. Оформление электронных счетов-фактур (ЭСФ) 

Согласно части 6 статьи 242 Налогового кодекса при реализации финансовых услуг датой совершения оборота по реализации услуг является последний день календарного месяца, в котором оказаны услуги.

Согласно  Положению о формах счетов-фактур и порядке их заполнения, представления и приема, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14.08.2020 г. №489, при оформлении банковских операций путем выдачи выписки из лицевого счета клиента выставление счета-фактуры непосредственно клиенту не является обязательным. При этом поставщик таких услуг по итогам каждого календарного месяца один раз формирует односторонний обобщенный ЭСФ на весь объем услуг, оказанных в данном месяце.

Принимая во внимание внесенные изменения в Налоговый кодекс,  налогоплательщики – поставщики услуг по  требованию своих клиентов обязаны по итогам каждого календарного месяца оформлять и выставлять до десятого числа следующего месяца ЭСФ по банковским операциям. В этом случае обороты по этим ЭСФ исключаются из одностороннего обобщенного ЭСФ.

 

4. Прочие вопросы 

Согласно части 2 статьи 239 Налогового кодекса безвозмездное оказание услуг не признается оборотом по реализации услуг по НДС, если оказание таких услуг является экономически оправданным.

При этом частью 3 статьи 239 Налогового кодекса установлено, что безвозмездное оказание услуг признается экономически оправданным
при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

1) произведены в целях осуществления деятельности, направленной
на получение дохода;

2) необходимы для сохранения или развития такой предпринимательской деятельности, и связь расходов с предпринимательской деятельностью обоснована;

3) вытекают из положений законодательства.

Так, например:

1) согласно части 9 статьи 90 Налогового кодекса, банки исполняют поручения налогоплательщиков и инкассовые поручения налоговых органов,
не взимая плату за обслуживание по указанным операциям. При исполнении банками поручений по возврату налогоплательщикам или налоговым агентам сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, пеней и штрафов плата
за обслуживание по указанным операциям также не взимается.

Поскольку не взимание платы за обслуживание по указанным операциям вытекает из положений законодательства, то такие безвозмездно оказанные услуги (операции) у банка признаются экономически оправданными  и не являются оборотом по реализации при исчислении  НДС;

2) если банк открывает клиенту банковский счет (в национальной или иной валюте) и не взимает за данную операцию плату, то такая операция в целях налогообложения признается экономически оправданной и не является оборотом
по реализации при исчислении НДС, поскольку произведена банком в целях осуществления деятельности, направленной на получение дохода
при последующем банковском обслуживании. 

См. источник.

Заместитель министра Д. СУЛТАНОВ