Полезное для бухгалтера в ноябре:
Какие налоговые риски возникают, если вы работаете с маркетплейсом
«Маркетплейсы набирают все большую популярность. Поэтому прошедший 18 августа 2022 года вебинар был очень актуален.
По просьбе buxgalter.uz лектор этого вебинара – налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА поделилась своим мнением и разъяснила, какие налоговые риски подстерегают тех, кто намерен открыть интернет-площадку, где будут продавать товары и услуги различных поставщиков».
– Основные налоговые риски сконцентрированы в отношениях между поставщиками товаров и маркетплейсами.
Если маркетплейс участвует в расчетах между поставщиком и покупателем, есть несколько вариантов договорных конструкций:
Договор |
Налоговая база маркетплейса |
Налоговая база поставщика |
Агентский договор |
Оплата, поступившая от поставщика за агентские услуги. Как правило, размер оплаты услуг зависит от количества реализованного товара через площадку маркетплейс |
Вся сумма, которую покупатель оплатил за товар |
Договор оказания услуг |
Оплата, поступившая от поставщика за оказанные услуги. Как правило, размер оплаты не зависит от количества реализованного товара через площадку маркетплейс |
Вся сумма, которую покупатель оплатил за товар |
Договор поручения |
Комиссионное вознаграждение |
Вся сумма, которую покупатель оплатил за товар |
Таким образом, маркетплейс с точки зрения уплаты налогов может выступать в двух ролях: как налогоплательщик и как налоговый агент.
Маркетплейс – налогоплательщик
Налоговые риски договора между маркетплейсом и поставщиками во многом связаны с его условиями.
Плохая их проработка или вообще отсутствие могут привести к тому, что налоговые органы признают такой договор фиктивным (притворным), направленным на уход от налогов.
Налоговики могут посчитать притворными (фиктивными) договоры (в первую очередь – агентские), в которых:
- маркетплейс перечислил денежные средства поставщику до момента продажи товара;
- в договоре указана дата, после которой маркетплейс должен заплатить поставщику денежные средства за товар;
- маркетплейс не формирует отчеты по продажам, либо эти отчеты не соответствуют заключенным договорам;
- у маркетплейса нет реальных возможностей реализовать товар (маркетплейс не ведет хозяйственной деятельности).
Соответственно, маркетплейс должен подробно проработать соответствующие условия, иначе может попасть под пересчет налогов.
Помимо договорных условий, сложности вызывает определение налоговой базы для маркетплейса. Он, как агент, помогает в поиске покупателей, документы по продажам оформляет продавец, который несет все затраты и получает все доходы по сделке. За выполненное поручение маркетплейс получает свое вознаграждение. При этом деньги по сделке могут проходить через агента, что при отсутствии нормально оформленных документов может привести к тому, что доходом агента посчитают всю сумму сделки, а не только агентское вознаграждение.
Налог на прибыль или налог с оборота
При расчете налога на прибыль или налога с оборота не учитывается при налогообложении имущество (за исключением вознаграждения), поступившее комиссионеру или иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, поручения или другому договору на оказание посреднических услуг, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером или иным поверенным за комитента либо иного доверителя . Такие затраты не подлежат вычету у комиссионера или иного поверенного, если их возмещение предусмотрено условиями заключенных договоров.
Налогом на прибыль или налогом с оборота облагается только сумма агентского вознаграждения. Большое значение будет иметь метод учета доходов. При методе начислений (для налога на прибыль) днем получения дохода будет считаться день продажи товара или услуги. При этом в соответствии со ст. 78 НК не будет иметь значения, когда деньги от продажи поступят агенту. Маркетплейсы ошибаются, когда считают днем получения дохода – дату предоставления продавцу отчета о продажах.
НДС
При общеустановленной системе налогообложения маркетплейс должен исчислять НДС в размере 15% от своего вознаграждения.
Датой совершения оборота по реализации в соответствии со ст. 242 НК является дата оказания услуг (подписание, удостоверение продавцом ЭСФ, оформленного на основании отчета маркетплейса).
Маркетплейс может удерживать сумму своего вознаграждения из средств покупателя (из оплаты за приобретенные им товары или услуги) или из средств поставщика.
Но обязанность выставлять ЭСФ от имени поставщика товаров маркетплейс должен прописать в публичной оферте.
Маркетплейс как налоговый агент для продавца – физлица
На налогового агента возлагаются три основные функции :
- исчислить;
- удержать;
- перечислить в бюджет налоги за налогоплательщика.
Обычно такая функция ассоциируется с работодателем, и маркетплейс должен выступать налоговым агентом только по отношению к сотрудникам либо к нерезидентам в случаях, установленных законодательством.
Согласно статье 10 Закона «Об электронной коммерции» участником электронной коммерции может быть юридическое или физическое лицо, являющееся продавцом или покупателем товаров (работ, услуг) в электронной коммерции. Продавцом товаров (работ, услуг) в электронной коммерции является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Поэтому, исходя из этой нормы, если физлицо не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя, оно не может быть продавцом.
- Как в ККТ отражать реализацию товаров по договору комиссии;
- Как не попасть под санкции из-за маркетплейса;
- Если маркетплейс принимает оплату через другой маркетплейс, кто должен выдавать чек?
- Должен ли фирменный сайт производителя пройти регистрацию как маркетплейс;
- Как учитывать продажу товаров по договору комиссии;
- Как учитывать вознаграждение и возмещение расходов посредника.
Подготовил Олег ГАЕВОЙ