Можно ли применить льготу по налогу на прибыль для спонсоров футбола

preview

«Руководство предприятия рассматривает возможность предоставить спонсорскую помощь футбольному клубу. Можно ли в последующем на сумму помощи уменьшить налогооблагаемую базу налога на прибыль?

Такая возможность предусмотрена пунктом 11 № ПП-3610 от 16.03.2018 г. Но вот в Законе № ЗРУ-857 от 18.07.2023 г., которым вносятся дополнения в статью 483 НК, – ее нет».

Ситуацию по просьбе buxgalter.uz разъяснила налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА.

 

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы оперативно получать разъяснения налоговых консультантов.

 

– Для начала уточню статус льгот, предоставленных Постановлением Президента № ПП-3610 от 16.03.2018 г.

Льготы по налогам и другим обязательным платежам, предусмотренные актами налогового законодательства, в том числе решениями Президента и Кабинета Министров, принятыми до 1 января 2020 г., действуют до истечения срока их действия .

В Постановлении № ПП-3610 два пункта посвящены налоговым льготам. Это пункты 10 и 11.

 

В отношении льгот, предусмотренных пунктом 10, установлен срок их действия – до 1 января 2023 года. Закон № ЗРУ-857 от 18.07.2023 г. продлевает (потому что льготы аналогичны) срок действия этих льгот до 1 января 2026 года и вносит их в статью 483 НК в перечень временных льгот.

Получается, что ближайшие 3 года Ассоциация футбола Узбекистана, ее территориальные подразделения, общественное объединение «Профессиональная футбольная лига Узбекистана», Центр футбольных судей Узбекистана и профессиональные футбольные клубы освобождаются от уплаты:

  • всех видов налогов (кроме соцналога);
  • НДФЛ, уплачиваемого с доходов привлеченных ими иностранных специалистов и футболистов;
  • НДС за ввозимые на территорию Республики Узбекистан спортивное оборудование и инвентарь, оборудование, инвентарь и технику, необходимые для трансляций, товары фармакологии, спортивное питание, искусственные газоны для футбольных (футзальных) полей, шокпад, гранулы, специальные клеи и специальные профессиональные спортивные экипировки, транспортные средства, в том числе специальные, аналоги которых не производятся в РУз».

 

Далее о льготах по пункту 11 Постановления Президента № ПП-3610 от 16.03.2018 г.

Среди льгот, оговоренных в Законе № ЗРУ-857 от 18.07.2023 г., нет возможности, дающей спонсору уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму спонсорской или благотворительной помощи, направляемых на финансирование деятельности Ассоциации футбола Узбекистана, ее территориальных подразделений, общественного объединения «Профессиональная футбольная Лига Узбекистана» и профессиональных футбольных клубов. Нет среди них и других льгот, предусмотренных пунктом 11 Постановления № ПП-3610.

Особо подчеркну, что эти льготы не предусмотрены ни в одной статье Налогового кодекса.

Напоминаем

В соответствии со статьей 75 НК налоговые льготы предоставляются Налоговым кодексом, кроме льгот, предоставляемых решениями Президента РУз. Президентом могут быть предоставлены льготы по отдельным налогам, за исключением НДС, акцизного налога при производстве и (или) реализации подакцизной продукции, налога за пользование недрами и специального рентного налога на добычу полезных ископаемых, только в виде снижения установленной налоговой ставки, но не более чем на 50 % и сроком не более чем на 3 года.

 

Проблемы с применением льгот, предусмотренных пунктом 11 Постановления № ПП-3610, начались еще в 2020 году с вводом в действие действующей редакции Налогового кодекса. Налоговые органы не дают применить эти льготы с 1 апреля 2020 года, мотивируя это тем, что в соответствии со статьей 3 НК они не соответствуют Налоговому кодексу.

Налоговики апеллируют к статье 4 Закона № ЗРУ-599 от 30.12.2019 г., где оговорено, что льготы, принятые до 1 января 2020 г., можно применять до окончания установленного срока действия (ссылка на временные льготы, а не на постоянные). Исходя из этой нормы применение пункта 11 Постановления № ПП-3610 (несмотря на то, что данное постановление де-юре не утратило силу) нецелесообразно, так как в нем нет временного ограничения действия.

Разъясняя свои действия, налоговики также ссылаются на статью 46 Закона «О нормативно-правовых актах». В связи с принятием нового нормативно-правового акта необходимые изменения и (или) дополнения вносятся в ранее принятые нормативно-правовые акты и подлежат признанию утратившими силу все ранее принятые нормативно-правовые акты или их части, если они противоречат новым правовым нормам либо полностью поглощены новым нормативно-правовым актом. В случае с пунктом 11 Постановления № ПП-3610 такие меры уполномоченными органами не предприняты.

 

Резюме

В соответствии со статьей 46 Закона № ЗРУ-682 от 20.04.2021 г. льготы, предусмотренные пунктом 11 Постановления № ПП-3610 от 16.03.2018 г., могли бы применяться, если бы напрямую были прописаны в действующей редакции Налогового кодекса. Но их там нет.

 

Подготовил Олег ГАЕВОЙ