Авансовые платежи по налогу на прибыль: налоговый консультант о сложностях и последних изменениях

preview

Три года назад, с введением в действие новой редакции Налогового кодекса, установлен порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль. Их до сентябрьских изменений должны были уплачивать налогоплательщики, чей совокупный доход с учетом корректировок за предшествующий налоговый период, превышал 5 млрд сум.

Постановлением Президента № ПП-292 от 04.09.2023 г. этот предельный размер совокупного дохода увеличен с 5 млрд сум. до 10 млрд сум. Новшество введено с IV квартала 2023 года.

Как субъекты предпринимательства прошли это нововведение и какие моменты требуют внимания государственного регулятора – своими наблюдениями на этот счет поделился налоговый консультант Рустам САБИРОВ:

 

Чтобы не пропускать разъяснения экспертов, подпишитесь на наш телеграм-канал.

 

– Согласно требованиям Налогового кодекса налогоплательщики вправе представить в налоговые органы справку о сумме авансовых платежей не позднее 15-го числа первого месяца квартала. Последний день сдачи справки за IV квартал 2023 года, с учетом того, что 15 октября был выходным днем, отодвинулся на 16 октября.

В Постановлении № ПП-292 от 04.09.2023 г. не указана конкретная дата, с которой увеличивается порог совокупного дохода. И некоторые налогоплательщики, чей совокупный доход с учетом корректировок за предшествующий налоговый период не превышает 10 млрд сум., также за IV квартал 2023 года представили справку для исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль. Этому способствовали и другие обстоятельства.

 

Что было не так в информационной компании

В официальном телеграм-канале Налогового комитета «Soliq xizmati xabarlari» 16 октября в 15:28 выставлено сообщение «Об авансовых платежах по налогу на прибыль». Им до сведения налогоплательщиков доводится, что предельный размер дохода субъектов предпринимательства, которые должны уплачивать ежемесячно авансовые платежи по налогу на прибыль, увеличен с 5 млрд сум. до 10 млрд сум. Также в сообщении напоминают, что в соответствии с № ПП-292 от 04.09.2023 г. начиная с IV квартала (с октября) 2023 года авансовые платежи по налогу на прибыль будут уплачивать налогоплательщики с совокупным доходом более 10 млрд сум.

Налоговый комитет в своем телеграм-канале опубликовал сообщение очень поздно – когда часть налогоплательщиков уже успели сдать справку по старому порядку. Предыдущее сообщение с аналогичной информацией в этом же телеграм-канале было опубликовано 25 сентября в контексте другого информационного повода, когда до крайнего срока сдачи справки было 20 дней, у многих еще не были подведены итоги за завершающийся квартал.

Будет целесообразно, если о таких важных изменениях Налоговый комитет будет публиковать информацию без лишней информации (как это было в сообщении от 16 октября), как минимум за неделю и с неоднократными повторами. На такое сообщение точно обратят внимание и примут к сведению большинство предпринимателей, да и времени на подготовку и отправку справки у них было бы больше.

Такие изменения играют решающую роль во всей финансовой деятельности субъектов предпринимательства. Налогоплательщики должны не только заранее знать о дате их ввода в действие, но и иметь достаточно времени после сообщения для исполнения обязательств.

 

Разнобой в данных недопустим

На сегодня единственным официальным документом, в котором говорится о том, что предельный размер дохода субъектов предпринимательства, которые должны уплачивать ежемесячно авансовые платежи по налогу на прибыль, увеличен с 5 млрд сум. до 10 млрд сум., остается Постановление Президента № ПП-292 от 04.09.2023 г. В Налоговый кодекс изменения еще не внесли. Также по состоянию на сегодняшний день изменений нет и в самой электронной форме Справки для исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль. В примечании 1 в Справке до сих пор указан порог в 5 млрд сум. Обращаю на это внимание, так как это вводит налогоплательщиков в заблуждение. Форма налоговой отчетности – документ, который налогоплательщик видит в первую очередь, и в ней устаревшей информации быть не должно.

В результате некоторые налогоплательщики с совокупным доходом до 10 млрд сум. представили в налоговые органы справку для исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль за IV квартал 2023 года и учитывая, что первый срок уплаты аванса приходится на 23 октября, оплатили его.

Было бы правильно, если до ввода нововведений полностью была завершена работа по изменению соответствующих пунктов в нормативно-правовых документах (Налоговом кодексе и прочих положениях), а также в электронных бланках расчетов по налогам.

 

Почему нельзя воспользоваться правом на сдачу уточненной справки

У налогоплательщиков нет технической возможности сдать перерасчет на уменьшение суммы авансового платежа. Форма отчетности разработана таким образом, что налогоплательщик имеет право сдать перерасчет только на увеличение суммы авансового платежа. Кстати, эта проблема характерна не только для этой ситуации, когда изменился предельный размер дохода, но и вообще для любой ситуации, когда возникает необходимость изменить цифры, указанные в справке, на уменьшение. Даже если в перерасчете сумму предполагаемой прибыли указать «0» сум., этот перерасчет садится на лицевом счете по налогу на прибыль, но совершенно не меняет показатели лицевого счета, и авансовые платежи придется платить по данным предыдущего расчета.

На практике много ситуаций, которые заставляют налогоплательщиков пересмотреть планы на завтрашний день. Например, судебные разбирательства, форс-мажорные обстоятельства, непредвиденные расходы, новшества в законодательстве и т. д. И у налогоплательщиков должна быть техническая возможность изменить в налоговых расчетах сумму предполагаемой прибыли, чтобы избежать неэффективного использования средств. Ведь излишне уплаченные суммы авансовых платежей вернутся налогоплательщику только после сдачи отчета по итогам квартала, а до этого времени эти деньги будут лежать недоступными.

 

Если в наступившем квартале прибыли будет меньше…

И еще один момент, который усложняет работу предпринимателя.

В соответствии со статьей 340 НК сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в отчетном квартале (2-ом, 3-ем и 4-ом) текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы налога, исчисленного по налоговой отчетности за предыдущий отчетный период текущего года. До 2021 года сумму ежемесячного авансового платежа исчисляли налоговые органы. Согласно Закону № ЗРУ-659 от 30.12.2020 г. с 1 января 2021 года у налогоплательщиков появилось право представить в налоговые органы справку о сумме авансовых платежей исходя из ожидаемой суммы прибыли в текущем квартале. Тогда был установлен срок – до 10-го числа первого месяца следующего квартала. Также установлено, что при необоснованном занижении ожидаемой суммы прибыли налоговые органы вправе вносить изменения в представляемую налогоплательщиком справку о сумме авансовых платежей по налогу.

Согласно Закону № ЗРУ-812 от 30.12.2022 г. с 1 января 2023 года срок предоставления справки для исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль определен не позднее 15-го числа первого месяца следующего квартала.

На практике, когда налогоплательщик предоставляет справку исходя из ожидаемой прибыли, в которой сумма авансового платежа выходит меньше, чем сумма налога, исчисленного по налоговой отчетности за предыдущий отчетный период года, налоговые органы направляют письма в персональный кабинет и требуют пересдать справку на увеличение и рассчитать ее согласно требованиям статьи 340 Налогового кодекса. Доводы налогоплательщика о том, что он в этом квартале не ожидает получение такой же прибыли, как за предыдущий квартал, практически не принимаются.

В результате налогоплательщик сдает перерасчет и платит авансовые платежи не из суммы ожидаемой прибыли, а из суммы, рассчитанной по требованиям статьи 340 НК. То есть на практике норма о том, что налогоплательщик имеет право представить справку исходя из ожидаемой прибыли, работает так, что он сдает ее с ожидаемой суммой прибыли, равной показателям предыдущего квартала или больше, чем эти показатели. Исходя из моей практики, не сдать эту справку налогоплательщик тоже не может, так как в последний срок сдачи ему будут названивать представители налоговых органов с требованием сдать расчет.

Целесообразно, чтобы регулятор конкретно расписал порядок, на основании каких показателей (по показателям отчетности предыдущего квартала или по предварительным показателям текущего квартала) и в какие сроки (после сдачи налоговой отчетности за предыдущий квартал или по окончании отчетного периода) определяется налоговыми органами размер необоснованно заниженной ожидаемой прибыли.

 

Надеемся, что налоговые органы:

  • будут своевременно, продуманно и качественно информировать о внедрении новшеств;
  • предоставят возможность пересдавать справки для исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль на уменьшение;
  • предоставят налогоплательщикам самостоятельно определять размер ожидаемой налогооблагаемой прибыли;
  • конкретизируют механизм, дающий право налоговым органам вносить изменения в представляемую налогоплательщиком справку о сумме авансовых платежей по налогу.

 

 

Подготовил Олег ГАЕВОЙ