Проект: как будут определять рейтинг надежности юридических лиц

preview

Торгово-промышленная палата разработала проект Положения о рейтинге надежности (рейтинге доверия) для субъектов предпринимательства. Данные рейтинга должны стать основой для принятия решений о предоставлении юрлицам преференций и мер поощрения.

Обсуждение проекта на портале СОВАЗ продлится до 12 декабря. Buxgalter.uz напоминает, что принять участие в обсуждение может любой желающий: https://regulation.gov.uz/uz/d/89397.

 

Будьте в курсе новостей законодательства, подписавшись на наш телеграм-канал.

 

Сначала о содержании предлагаемого НПА

Внедрение рейтинга надежности запланировано Постановлением Президента № ПП-292 от 04.09.2023 г. (см. п. 24 Дорожной карты из приложения № 1).

Разработчики документа планируют, что рейтинг будет составляться на основе сведений, имеющихся в информационной системе госорганов и агентств. Результаты его будут:

  • направляться в персональный кабинет налогоплательщика в течение 1 дня после проведения оценки;
  • доступны на официальном сайте Налогового комитета.

Ведением рейтинга будет заниматься Налоговый комитет. Информационные системы будут рассчитывать балл (максимально можно набрать 100 баллов) и присваивать один из десяти рейтинговых категорий – от AAA до D.

В Проекте приводится методика оценки по каждому критерию.

В систему планируется заложить такие критерии оценки надежности юрлиц:

  • срок работы компании;
  • рентабельность (на основе EBITA – прибыли до вычета процентов по обязательным платежам, налогов и расходов на амортизацию);
  • кредитная история компании;
  • наличие собственной недвижимости (включая договор об аренде);
  • отношение доли зарплатного фонда, приходящейся на работника, к среднему по отрасли и региону;
  • своевременная уплата налогов;
  • отсутствие инкассо по налогам;
  • предоставление налоговой отчетности в срок;
  • своевременное оформление электронных счетов-фактур;
  • соотношение продукции, купленной и проданной с оформлением ЭСФ;
  • исправление неточностей, выявленных в отчетности при предпроверочном анализе.

Также в системе будут критерии, которые способствуют понижению и повышению рейтинга.

Как планируется, на понижение рейтинга будут влиять:

  • частая смена места регистрации предприятия: более одного раза за последние 12 месяцев;
  • частая смена руководителя: более двух раз за 12 месяцев;
  • низкий уровень доверия к руководителю или учредителю (фигурировал при банкротстве, имеет уголовную судимость);
  • правонарушения в налоговой и таможенной сферах;
  • неправильное использование ИКПУ: более одного случая за месяц;
  • внесение большого количества поправок в ранее представленную налоговую отчетность;
  • отмена или приостановка действия свидетельства плательщика НДС;
  • предыдущие взыскания налоговой задолженности за счет имущества;
  • наличие судебных производств по взысканию задолженности кредиторами: более одного за 12 месяцев.

Основанием для повышения оценки рейтинга надежности послужат:

  • трудоустройство нуждающихся и уязвимых лиц («железные», «женские», «молодежные» тетради), а также лиц с инвалидностью;
  • рост числа работников, получающих зарплату сверх МРОТ;
  • уплата крупных сумм НДС или налога с оборота относительно среднего по отрасли.

 

Источник

 

Комментарий buxgalter.uz

Набрать высокий балл с данными критериями – задача не из простых.

Во-первых, каждый критерий нуждается в большей детализации и конкретизации. Одно дело пересдача налоговой отчетности на основании требования камеральной налоговой проверки. И совсем другое – самостоятельное исправление ошибок, допущенных по неосторожности, из-за различных жизненных обстоятельств. К примеру, бухгалтеру несвоевременно сообщили о больничном. Или ошибки, допущенные из-за отсутствия детальных инструкций по применению нововведений, из-за несвоевременного разъяснения их регулятором. В этом же ряду – неточности, возникшие не по вине предприятия, а по вине его контрагента.

Во-вторых, в некоторых случаях необходимо развитие нормативно-правовой базы. Приведем для примера недостаточную урегулированность ИКПУ. Нормативно-правовая база, определяющая правила применения ИКПУ, слишком скудная, чтобы можно было уйти от субъективной оценки, где допущена ошибка, а где – нет. Одним из главных документов должен был стать Порядок ведения Единого электронного национального каталога продукции (товаров и услуг), предусмотренный ПКМ № 249 от 28.04.2021 г. Но НПА до сих пор не принят.

Сами ИКПУ со времени внедрения прошли эволюцию от 5-значных до 17-значных, и работы по их оптимизации продолжаются. Но даже те ИКПУ, которые прошли оптимизацию, далеки от совершенства. К примеру, возьмем ИКПУ для медицины. Они разделены на «консультации врачей по специальности» и «услуги врачей-специалистов по лечению и проведению процедур». Достаточно редки примеры приема у врача, на котором бы были только консультации или только лечение и проведение процедур. Чаще всего это три составляющие любого приема у врача. У нас есть три ИКПУ «Консультации дерматолога», «Консультации венеролога», «Консультации дерматовенеролога». Однако на практике все это врачи с дипломом дерматовенеролога. Подобные дробления, думается, не имеют значения для налогового администрирования, но вызывают массу вопросов, какой ИКПУ применить в той или иной ситуации. Как следствие, приводят к формальному применению ИКПУ. Хорошо было бы, если к каждому ИКПУ была инструкция по применению во всевозможных ситуациях. 

До тех пор пока не будет четкости и ясности в критериях оценки, предлагаемый рейтинг надежности юрлиц вряд ли можно будет назвать справедливым и объективным. А ведь льготы и преференции наверняка получат только субъекты предпринимательства, набравшие высокие баллы.

 

Подготовил Олег ГАЕВОЙ