Как будут приостанавливать Свидетельство плательщика НДС по новым правилам

preview

В Положение о порядке специального регистрационного учета плательщиков налога на добавленную стоимость в налоговых органах внесены изменения (ПКМ № 644 от 05.12.2023 г.). Изменения упрощают администрирование НДС и внесены во исполнение Постановления Президента № ПП-292 от 4.09.2023 г.

Напомним, Постановлением отменен порядок приостановления действия НДС-свидетельства, за исключением случаев несоответствия осуществляемых сделок (операций) номенклатуре закупаемых и реализуемых товаров (услуг). То есть Свидетельство может быть приостановлено, только если выявлено, что номенклатура продаваемых товаров не соответствует номенклатуре приобретенных товаров.

Что меняют эти изменения для плательщиков НДС, по просьбе buxgalter.uz рассказала налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА.

 

Чтобы оперативно читать материалы об изменениях в законодательстве, подпишитесь на наш телеграм-канал.

 

1. В пункте 10 слова «фактов налогового риска» заменили словами «случаев несоответствия осуществляемых сделок (операций) номенклатуре закупаемых и реализуемых товаров (услуг)».

В новой редакции пункт 10 выглядит так: «Налоговыми органами ведется мониторинг деятельности субъектов предпринимательства, указанных в пункте 9 настоящего Положения, а выявление в ходе мониторинга случаев несоответствия осуществляемых сделок (операций) номенклатуре закупаемых и реализуемых товаров (услуг) является основанием для приостановления действия свидетельства о постановке на специальный регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость».

Комментарий Гульноры Эргашевой:

– Под такую формулировку «случаев» могут попасть любые налогоплательщики, кроме занимающихся оптовой и розничной торговлей. То есть любой производитель покупает товары одной номенклатуры, а реализует товары другой номенклатуры. Например, закупаю молоко, перерабатываю, реализую творог. Или покупаю кирпичи и цемент – продаю здания.

Все, кто попадает под новую формулировку, должны быть готовы доказать проверяющим, что такая трансформация номенклатуры не что иное, как результат целей работы предприятия.

 

2. Пункт 19 признан утратившим силу.

В новой редакции Положения теперь нет нормы: «Уведомление об отнесении налогоплательщика к одной из групп налогового риска направляется не менее чем за пять рабочих дней до приостановления действия свидетельства».

Комментарий Гульноры Эргашевой:

– Такое решение связано с тем, что в настоящее время единственным критерием для приостановки НДС-свидетельства является несоответствие номенклатуры. Однако с учетом новой редакции пункта 10 Положения налогоплательщику нужно предоставить время оперативно отреагировать, если вдруг налоговики не увидят, что трансформация номенклатуры – это результат производства. Либо у налоговиков изначально должен быть список организаций, для которых расхождение в номенклатуре приобретаемых и продаваемых товаров – неизбежное явление, обусловленное родом действия.

 

3. Пункт 31 теперь приводится в следующей редакции:

«Решение о приостановлении действия свидетельства может быть принято налоговым органом в случае выявления случаев несоответствия осуществляемых сделок (операций) номенклатуре закупаемых и реализуемых товаров (услуг).

При этом действие свидетельства приостанавливается на срок не более 30 дней, и если за этот срок по результатам камеральных и выездных налоговых проверок обстоятельства, указанные в абзаце первом настоящего пункта, не найдут своего подтверждения, действие свидетельства возобновляется».

Комментарий Гульноры Эргашевой:

– Новая редакция пункта 31 Положения может стать причиной спорных ситуаций. В нормативном акте должны быть категоричные и четкие формулировки.

Формулировка «решение… может быть принято». Из этой формулировки можно сделать вывод, что должностное лицо вправе самостоятельно решать приостанавливать или не приостанавливать действие НДС-свидетельства? Если налоговый орган выявляет несоответствие, он должен принимать решение.

Еще одна формулировка, которая требует конкретизации: «камерал ҳамда саёр текширувлари натижасига кўра». Так сказано в документе на государственном языке. Это означает, что наличие обстоятельств о несоответствиях должно устанавливаться по результату, полученному после проведения обеих проверок – камеральной и выездной. Однако повторные проверки по тем же основаниям запрещены законодательством.

Также в Положении не обговорено, как по истечении 30 рабочих дней происходит возобновление НДС-свидетельства: автоматически (то есть решение о приостановлении считается недействительным) или должно приниматься решение должностного лица налогового органа, отменяющее ранее принятое решение о приостановлении действия Свидетельства?

 

Резюме

Как мы видим, в новых формулировках Положения остались вопросы, требующие дополнительных пояснений. Хотелось бы получить их как минимум в форме официальных разъяснений Налогового комитета.

 

Подготовил Олег ГАЕВОЙ