Проект ПКМ: какой порядок ценообразования предлагают внедрить налоговые органы

preview

Налоговый комитет разработал Положение о порядке определения налоговой базы исходя из рыночной цены товаров (услуг), которое планируется утвердить Постановлением Кабинета Министров. Документ с ID 98908 обсуждается на regulation.gov.uz.

Налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА считает, что налогоплательщикам нужно активно участвовать в обсуждении проекта. По просьбе buxgalter.uz она поделилась мнением о проекте:

 

Внимание

Проект ПКМ размещен 22 мая 2024 года: https://regulation.gov.uz/ru/d/98908.

Замечания и предложения можно подать до 6 июня 2024 года.

 

О чем проект документа

Для начала давайте ответим на вопрос, чем проект отличается от уже действующего Положения о порядке определения базы по налогу на добавленную стоимость исходя из рыночной стоимости товаров (услуг) (утв. ПКМ № 489 от 14.08.2020 г.). Это Положение применяется для реализации нормы, предусмотренной частью 3 статьи 248 НК. То есть для определения налоговой базы исходя из рыночной стоимости товаров, услуг, когда:

  • товар, услуга реализуются в обмен на другие товары, услуги;
  • товар, услуга, имущество передаются безвозмездно и не подтверждена экономическая оправданность такой передачи  ;
  • имущество юрлица используется (или услуга оказывается) в личных целях членами органа управления, работниками, членами их семей или другими лицами, если налог по такому имуществу (услуге) принят к зачету .

Обратите внимание, что норма части 3 статьи 248 Налогового кодекса содержит отсылку к подзаконному нормативно-правовому акту. В ней сказано, что порядок утверждается Кабинетом Министров. Исходя из этого вопросов о легитимности данного Положения нет.

Рассмотрим Положение, которое Налоговый комитет выставил на обсуждение.

В части 4 статьи 248 НК сказано «Налоговые органы вправе скорректировать налоговую базу, если цена сделки ниже либо выше рыночной стоимости товаров (услуг). Налогоплательщик вправе оспорить такое решение, представив обоснование того, что цена сделки соответствует рыночным ценам и не направлена на уклонение от налогообложения». Налоговые органы пытались применить и эту норму, но из-за отсутствия порядка, поступали в меру своего видения реализации этой нормы. И когда налогоплательщик оспаривал решения в суде, то часто решения налогового органа отменялись. И главным аргументом защиты налогоплательщика было то, что нет утвержденного порядка реализации этой нормы.

Эти решения суда подкреплены статьей 11 Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» (№ ЗРУ-328 от 02.05.2012 г.) и статьей 5 Закона «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» (ЗРУ № 717-I от 24.12.1998 г.): во взаимоотношениях субъектов предпринимательской деятельности с государственными, в том числе правоохранительными и контролирующими органами, а также банками действует принцип приоритета прав субъекта предпринимательской деятельности. В соответствии с этим принципом все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, толкуются в пользу субъекта предпринимательской деятельности. Трактовать все неясности в пользу налогоплательщика предписывает и Налоговый кодекс.

Налоговые органы пытаются установить этот порядок. Обсуждаемый на regulation.gov.uz документ ID 98908 – не первая попытка. Предыдущий проект аналогичного документа выставлялся за ID 28302 от 26.01.2021 г. Его обсуждение закончилось в феврале 2021 года, и этот проект принят не был. И это хорошо, что он не был принят. Такая же участь должна постигнуть и вновь выставленный проект.

В статье 2 Налогового кодекса установлено, что налоговое законодательство состоит из Налогового кодекса и иных нормативно-правовых актов, принятие которых прямо предусмотрено Кодексом. В части 4 статьи 248 НК такой ссылки на подзаконные акты нет. Мы идем по пути, когда сначала примут подзаконный акт, а потом внесут поправки в Налоговый кодекс? Это неправильный путь.

 

Почему проект не должен быть принят

Поправки в Налоговый кодекс надо внести. Но эти поправки должны быть направлены на исключение части 4 из действующей редакции статьи 248 НК, а не на развитие этой нормы.

Если будет выбран путь развития этой нормы, то он означает возврат к тарифам, когда бизнес не может определять цены исходя из затрат, спроса и предложения. А где же рынок, который мы формировали все эти годы? У налоговых органов уже есть достаточно мощный и отвечающий требованиям времени инструмент контроля цен – это трансфертное ценообразование. Вот в этом направлении и нужно развиваться.

К тому же Закон «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» (статья 8) гарантирует, что субъекты предпринимательства могут реализовывать свои товары, работы, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно, исходя из конъюнктуры рынка или на договорной основе, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Определение рыночной цены товара должностными лицами налоговых органов и внесение на ее основе корректировок в налоговую базу – прямое вмешательство в предпринимательскую деятельность!

 

 

 

Подготовил Олег ГАЕВОЙ

 

Следите за нашими публикациями в телеграм-канале.

 

 

 

Новости законодательства. Изменения в нормативных актах законодательства. Новости законодательства Новости законодательства /ru/publish/doc/text200036_proekt_pkm_kakoy_poryadok_cenoobrazovaniya_predlagayut_vnedrit_nalogovye_organy