Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 28.01.2000 г. N 81 "Об итогах работы хозяйственных судов в 1999 году и основополагающих задачах, вытекающих для хозяйственных судов из речи Президента Республики Узбекистан Каримова И.А. от 22 января 2000 года на первой сессии Олий Мажлиса второго созыва"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

28.01.2000 г.

N 81



ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДОВ

В 1999 ГОДУ И ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ЗАДАЧАХ,

ВЫТЕКАЮЩИХ ДЛЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДОВ

ИЗ РЕЧИ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

КАРИМОВА И.А. ОТ 22 ЯНВАРЯ 2000 ГОДА НА ПЕРВОЙ

СЕССИИ ОЛИЙ МАЖЛИСА ВТОРОГО СОЗЫВА



Обсудив итоги работы хозяйственных судов за 1999 год и первоочередные задачи хозяйственных судов, вытекающие из речи Президента Республики Узбекистан Каримова И.А. от 22 января 2000 года на первой сессии Олий Мажлиса второго созыва, Пленум Высшего хозяйственного суда отмечает, что в ускорение экономики и рыночных отношений в стране, а также либерализации экономики хозяйствующих субъектов хозяйственные суды вносят свой вклад, осуществляют принципиальную деятельность в расширении значения частной собственности и защиты прав собственников, в развитии малого и среднего бизнеса. Пленум отмечает, что проведенные выборы в Олий Мажлиса, Совет народных депутатов областей, районов и городов страны, повторное избрание И.Каримова на пост Президента являются торжеством демократии и принципов независимой государственности.

Судьи и работники хозяйственных судов восприняли как основу содержания своей деятельности основополагающие задачи, поставленные Президентом на пороге ХХI века по обеспечению уверенного развития, качественного изменения и обновления общества.

Хозяйственные суды организационно развиваются, обеспечиваются хорошо оборудованными и отдельными зданиями. Успешно выполняется государственная программа по подготовке национальных кадров. В этой сфере формируется поколение по-новому мыслящих и духовно богатых специалистов.

В хозяйственных судах работают 8 человек награжденных почетным званием "Заслуженный юрист Республики Узбекистан", 1 - "Заслуженный наставник молодежи", 8 судей награждены медалью "Шухрат" и 1 - Почетной грамотой Республики Узбекистан. В должности судей работают 11 кандидатов наук и 1 доктор наук.

Регулярно растет число заявлений, поступающих в хозяйственные суды, и повышается качество их рассмотрения.

В 1999 году хозяйственными судами рассмотрено 32 тысячи дел. Это на 3704 или 13% больше по сравнению с 1998 годом. Сумма взысканной задолженности достигла 91,0 млрд. сум и 2 млн. долларов США. Это по сравнению с 1998 годом больше на 36,4 млрд. сум и 300 долларов США.

В решениях в основном правильно применяются экономические законы и верховенствует справедливость.

Месячный объем дел, рассматриваемых судьями хозяйственных судов Бухарского, Андижанского, Джизакского областей и Республики Каракалпакстан, достигает 40, а в Ташкентском городском хозяйственном суде  75-ти.

Общие споры, рассматриваемые в хозяйственных судах, а именно,  разрешение споров, вытекающих из нарушений налогового законодательства и Закона "О банкротстве",  требуют дополнительного введения штата специальных судебных составов и должности секретарей судебного заседания.

Наряду с этим Пленум особо отмечает, что со стороны некоторых судей и работников хозяйственных судов в осуществлении правосудия не прекращаются факты допущения серьезных недостатков.

В результате недостаточной организаторской способности и безответственного отношения к порученным делам, а также ослабления требовательности со стороны председателей судов и их заместителей судьи хозяйственных судов нарушили сроки, установленные законом, по рассмотрению 177 дел, и решения по 389 делам были разосланы сторонам и исполнителям в поздние сроки. Такие нарушения законов широко распространены в хозяйственном суде Ферганской области.

Качество решений дел в судах первой инстанции не отвечает предъявляемым требованиям.

Судьями хозяйственных судов Сурхандарьинского, Андижанского, Бухарского областей было допущено много случаев принятия некачественных решений.

Со стороны руководителей хозяйственных судов и судебных составов Высшего хозяйственного суда недостаточно изучена и обобщена практика работы судей нижнего уровня, на основе анализа допущенных с их стороны ошибок не оказана им практическая помощь. Недостаточно использована возможность Научного совета при Высшем хозяйственном суде.

Деятельность кассационной инстанции Высшего хозяйственного суда не стала примером для хозяйственных судов.

В некоторых случаях надзорной инстанцией были отменены постановления судей Высшего хозяйственного суда.

Несмотря на малый штат судебных исполнителей при хозяйственных судах, достигнуты положительные результаты по принудительному исполнению судебных решений.

По 6,5 тыс. судебным решениям в пользу взыскателей в бюджет и фонд развития хозяйственных судов было взыскано всего 5,7 млрд сум задолженности. Это на 2,2 млрд.сум больше по сравнению с 1998 годом.

В республиканский бюджет было взыскано 866,8 млн.сум государственной пошлины и судебного штрафа. В этой сфере в хозяйственных судах Наманганской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской и Хорезмской области, а также в хозяйственном суде города Ташкента достигнуты положительные результаты.

Исходя из требований Указа Президента Республики Узбекистан от 4 марта 1998 года, Закона Республики Узбекистан "О банкротстве" повысилась требовательность к должностным лицам, бездействие которых привело к состоянию банкротства хозяйствующие субъекты, несвоевременному исполнению судебных решений, проявлению недисциплинированности в выполнении договорных обязательств и несоблюдению требований экономического законодательства.

В период 1995-1999 годов 1702 экономически несостоятельных предприятия были признаны банкротами. Однако из 1015 предприятий, признанных банкротами в 1999 году, ликвидировано 81%, а процесс ликвидации оставшихся предприятий без каких-либо оснований затягивается внешними управляющими.

К концу года в Самаркандской области - 22, в Ферганской - 20 , в Бухарской - 19, в Андижанской области - 17, а всего по республике 191 предприятие, признанное банкротом, осталось не ликвидированным.

Возбуждено 312 уголовных дел в отношении 347 должностных лиц, виновных в доведении предприятий до состояния банкротства, невыполнении договорных обязательств и нанесении имущественного вреда. Из них только по 78 делам вынесены обвинительные приговоры. По многим делам суду не известны меры, предпринятые следственными органами.

Судьи хозяйственных судов города Ташкента, Республики Каракалпакстан, Ташкентского и Ферганской областей допускали  возбуждение уголовных дел по отношению к должностным лицам, предварительно полностью не определив состав преступления. По этой причине 24 уголовных дела были отклонены и по 14 делам постановлением высшей судебной инстанции определения признаны необоснованными.

Управление кадров проявляет медлительность в вопросах подбора, расстановки и воспитания кадров, в осуществлении мероприятий, направленных на систематическое повышение их квалификации.

Управлением делами недостаточно внимания уделяется сохранению и полному использованию имеющихся в хозяйственных судах материально-технических средств.

Не отвечает требованиям работа редакции и руководства учебного центра "Хужалик хукуки" по распространению журнала "Хужалик ва хукук"  "Хозяйство и право" среди предпринимателей и хозяйствующих субъектов, увеличению числа подписчиков, повышению правовой культуры населения.

В целях обеспечения осуществления правосудия в разрешении экономических споров, выполнения задач, вытекающих из речи Президента Республики Узбекистан И.Каримова от 22 января 2000 года на первой сессии Олий Мажлиса второго созыва, Пленум Высшего хозяйственного суда


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1.Судьям и сотрудникам хозяйственных судов в осуществлении своей деятельности обеспечить верховенство закона. Проявить инициативу и принципиальность в реализации задач, вытекающих из речи Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова от 22 января 2000 года на первой сессии Олий Мажлиса второго созыва.


2.Определить важной задачей в деятельности хозяйственных судов совершенствование обеспечения защиты прав и интересов хозяйствующих субъектов. В этих целях председателям хозяйственных судов Республики Каракалпакстан, Ташкентского городского и областей, а также председателям судебных составов Высшего хозяйственного суда:

2.1. Обеспечить качественное рассмотрение заявлений, поступающих от хозяйствующих субъектов, строго соблюдать при этом определенные законодательством сроки и нормы Хозяйственного процессуального кодекса;

2.2. На апелляционных и кассационных инстанциях тщательно изучать законность, обоснованность решений, выносимых судом, по каждому делу проанализировать причины допущенных судьей ошибок и недостатков, принимать соответствующие меры воздействия;

2.3. Оценивать вынесение судьями частных определений по возбуждению уголовных дел при отсутствии достаточных оснований как чрезвычайное положение и принимать соответствующие меры по их недопущению;

2.4. В обеспечении исполнения судебных решений проявлять организованность и принципиальность, не допускать либерализма и самотека, повысить эффективность работы Постоянной рабочей группы и на ее заседаниях систематически заслушивать отчеты должностных лиц, не обеспечивших исполнение судебных решений. Наметить дополнительные мероприятия в отношении принудительного исполнения судебных решений, не исполненных в настоящее время.

2.5.  В реализации требований Указа Президента Республики Узбекистан от 5 февраля 1997 года и Указа Президента Республики Узбекистан от 4 марта 1998 года поручить принять все меры по укреплению совместных действий с налоговыми органами, прокуратурой и учреждениями банка.


3. Поручить управлению кадров и организационно-контрольному управлению Высшего хозяйственного суда изучить положительный опыт хозяйственных судов Сырдарьинской и Хорезмской областей по отправлению правосудия в разрешении хозяйственных споров и обеспечении исполнения судебных решений, подготовить предложения по распространению их опыта и поощрению примерных работников.


4. Обратить внимание председателей хозяйственных судов Ферганской, Сурхандарьинской и Андижанской областей на имеющиеся факты невнимательности, бездействия и необоснованного затягивания сроков в деятельности судей при рассмотрения дел и разрешении споров.

Указать на их равнодушие к фактам нарушения законности и отсутствия должной требовательности в управлении деятельностью хозяйственных судов. Предупредить их о принятии строгих мер в случае не устранения имеющихся недостатков в течение первого полугодия 2000 года.


5. Признать заместителей председателей хозяйственных судов -  руководителей постоянно действующих рабочих групп по контролю за исполнением судебных решений Джизакской, Бухарской и Ташкентской областей заслуживающими дисциплинарного наказания за допущенную безответственность и недобросовестность в исполнении своих обязанностей. Однако, принимая во внимание сведения о принимаемых мерах с их стороны по коренному улучшению работы - предупредить их о том, что их деятельность в надзорном порядке будет проверяться в мае-июне 2000 года, по ее результатам в отношении них будут приняты меры.


6. Для обеспечения единого и точного применения законов хозяйственными судами поручить председателям хозяйственных судов Республики Каракалпакстан, всех областей и города Ташкента, отделу анализа и обобщения судебной практики, а также председателям судебных составов Высшего хозяйственного суда осуществление анализа и обобщения практики рассмотрения особо важных дел. Считать одной из основных задач заместителей председателя Высшего хозяйственного суда внесение в Президиум Высшего хозяйственного суда предложений, выработанных по итогам обобщений практики судов, организацию их рассылки на места и установление контроля над их исполнением.


7. Поручить отделу законодательства и международных правовых связей обеспечить отправление новых законов Республики Узбекистан, нормативных актов и текстов правовых документов, принятых Высшим хозяйственным судом, на места. Считать необходимым рассмотрение этого вопроса на Президиуме Высшего хозяйственного суда в первом полугодии 2000 года.


8. Потребовать от первого заместителя Высшего хозяйственного суда и управления кадров в первом полугодии 2000 года завершить полное формирование резерва на должность судей, разработать мероприятия по проведению учебы с ними и представить на рассмотрение Президиума Высшего хозяйственного суда.


9. Управлению кадров совместно с учебным центром "Хужалик хукуки" в соответствии с предложениями судебных составов и отдела анализа и обобщения судебной практики провести постоянные учебные занятия по повышению квалификации судей, составить по данному вопросу план работы на 2000 год и внести его на рассмотрение Президиума Высшего хозяйственного суда.


10. Потребовать от руководства Научно-консультативного совета оживления работы. Более полно использовать возможности Совета при разработке научно обоснованных рекомендаций для судей и обобщении судебной практики.


11. Главному редактору журнала "Хужалик ва хукук" - "Хозяйство и право", председателям хозяйственных судов Республики Каракалпакстан, всех областей и города Ташкента поручить принять дополнительные меры по проведению подписки. По итогам первого полугодия на Президиуме Высшего хозяйственного суда заслушивать отчеты главного редактора и некоторых председателей хозяйственных судов о состоянии этой работы.


12. В связи с постоянным увеличением количества споров, связанных с применением Закона "О банкротстве" и налогового законодательства, и необходимостью разрешения этих дел, а также обеспечения на должном уровне оформления их исполнения, считать целесообразным внести предложения в соответствующие органы о введении в систему хозяйственных судов специальных судебных составов и должности секретарей судебного заседания.


13. Для обеспечения повышения авторитета хозяйственных судов Пленум Высшего хозяйственного суда требует от судей и работников хозяйственных судов честного и добросовестного исполнения своих служебных обязанностей и осуществления отправления правосудия только при подчинении законам.