Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Закон Республики Узбекистан от 22.04.2009 г. N ЗРУ-212 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма" (Принят Законодательной палатой 26.03.2009 г., одобрен Сенатом 28.03.2009 г.)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

22.04.2009 г.

N ЗРУ-212



О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ

УЗБЕКИСТАН     "О     ПРОТИВОДЕЙСТВИИ

ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ

ОТ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

И ФИНАНСИРОВАНИЮ

ТЕРРОРИЗМА"


Принят Законодательной палатой 26 марта 2009 г.

Одобрен Сенатом 28 марта 2009 г.



Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от 26 августа 2004 года N 660-II "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., N 9, ст. 160; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., N 4, ст. 167) следующие изменения и дополнения:


1) часть вторую статьи 3 изложить в следующей редакции:

"Финансирование терроризма - уголовно наказуемое общественно опасное деяние, направленное на обеспечение существования и функционирования террористической организации, подготовку и совершение террористических актов, прямое или косвенное предоставление или сбор любых средств, ресурсов, иных услуг террористическим организациям либо лицам, содействующим или участвующим в террористической деятельности";


2) в статье 4:

абзац второй изложить в следующей редакции:

"контроль, осуществляемый специально уполномоченным государственным органом";

абзац четвертый изложить в следующей редакции:

"меры по надлежащей проверке клиентов";


3) статью 5 изложить в следующей редакции:


"Статья 5. Контроль, осуществляемый специально

уполномоченным государственным органом


Контроль, осуществляемый специально уполномоченным государственным органом, - совокупность мер, принимаемых специально уполномоченным государственным органом по проверке информации, представляемой организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и осуществлению других полномочий в соответствии с настоящим Законом";


4) в статье 6:

в части первой слова "обязательному контролю в соответствии с законодательством" заменить словами "сообщению в специально уполномоченный государственный орган";

в части второй слова "обязательному контролю с учетом особенностей деятельности организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом" заменить словами "сообщению в специально уполномоченный государственный орган";

часть третью изложить в следующей редакции:

"Правила внутреннего контроля для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, разрабатываются и утверждаются соответствующими контролирующими, лицензирующими и регистрирующими органами совместно со специально уполномоченным государственным органом, а в случае отсутствия таковых - специально уполномоченным государственным органом";

дополнить частью четвертой следующего содержания:

"Мониторинг и контроль за соблюдением правил внутреннего контроля осуществляются органами, утвердившими эти правила, а также специально уполномоченным государственным органом";


5) статью 7 изложить в следующей редакции:


"Статья 7. Меры по надлежащей проверке

клиентов


Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны самостоятельно принимать меры по надлежащей проверке клиентов при:

установлении хозяйственных, гражданско-правовых отношений в случаях, определенных правилами внутреннего контроля;

осуществлении разовых операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, определенных правилами внутреннего контроля;

осуществлении подозрительных операций;

наличии сомнений относительно достоверности ранее полученных данных о личности клиента.

Меры по надлежащей проверке клиента, принимаемые организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, обязательно включают:

проверку личности и полномочий клиента и лиц, от имени которых он действует, на основании соответствующих документов;

идентификацию собственника или лица, контролирующего клиента - юридического лица, путем изучения структуры собственности и управления на основании учредительных документов;

проведение на постоянной основе изучения деловых отношений и операций с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемых клиентом, в целях проверки их соответствия сведениям о таком клиенте и его деятельности";


6) абзацы четвертый-шестой статьи 9 изложить в следующей редакции:

"при наличии достаточных оснований направляет материалы об операциях с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированием терроризма, в соответствующие органы, участвующие в противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма;

направляет предписания о приостановлении на срок не более двух рабочих дней операций с денежными средствами или иным имуществом, если полученное им сообщение о таких операциях по результатам проверки признано обоснованным;

запрашивает и получает безвозмездно информацию, необходимую для осуществления мер по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, в том числе из автоматизированных информационных, справочных систем и баз данных";


7) статьи 12-15 изложить в следующей редакции:


"Статья 12. Организации, осуществляющие операции

с денежными средствами или иным имуществом


Организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, являются:

банки, кредитные союзы и иные кредитные организации;

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

члены биржи;

страховщики и страховые посредники;

организации, оказывающие лизинговые услуги;

организации, осуществляющие денежные переводы, платежи и расчеты;

ломбарды;

организации, проводящие лотереи и иные игры, основанные на риске;

лица, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

лица, оказывающие услуги и принимающие участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества;

нотариальные конторы (нотариусы), адвокатские формирования (адвокаты) и аудиторские организации - при подготовке и осуществлении сделок от имени клиентов.



Статья 13. Операции с денежными средствами

или иным имуществом, подлежащие сообщению в специально

уполномоченный государственный орган


Сообщению в специально уполномоченный государственный орган подлежат совершаемые и подготавливаемые операции с денежными средствами или иным имуществом, признанные организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, подозрительными в ходе проведения внутреннего контроля.

Подозрительной операцией признается операция с денежными средствами или иным имуществом, находящаяся в процессе подготовки, совершения или уже совершенная, в отношении которой в соответствии с критериями и признаками, установленными правилами внутреннего контроля, возникли подозрения о ее осуществлении с целью легализации доходов, полученных от преступной деятельности, или финансирования терроризма.

Сообщению в специально уполномоченный государственный орган подлежат также операции с денежными средствами или иным имуществом, если одной из их сторон является лицо, постоянно проживающее, находящееся или зарегистрированное в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в области противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.


Статья 14. Операции с денежными средствами или иным имуществом,

подлежащие сообщению в специально уполномоченный

государственный орган в особых случаях


Операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат сообщению в специально уполномоченный государственный орган и приостановлению в соответствии с настоящим Законом при наличии полученной в установленном порядке информации о том, что одной из сторон этих операций является:

юридическое или физическое лицо, которое участвует или подозревается в участии в террористической деятельности;

юридическое или физическое лицо, которое прямо или косвенно является собственником или контролирует организацию, осуществляющую или подозреваемую в осуществлении террористической деятельности;

юридическое лицо, которое находится в собственности или под контролем физического лица либо организации, осуществляющих или подозреваемых в осуществлении террористической деятельности.


Статья 15. Обязанности организаций, осуществляющих операции

с денежными средствами или иным имуществом


Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:

принимать меры по надлежащей проверке клиентов;

при выявлении подозрительных операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих сообщению в специально уполномоченный государственный орган, предоставлять ему информацию по этим операциям в установленном порядке не позднее одного рабочего дня, следующего за днем выявления;

приостанавливать операции с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренные статьей 14 настоящего Закона, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет юридического или физического лица, на три рабочих дня с даты, когда эта операция должна быть совершена, и информировать специально уполномоченный государственный орган о такой операции в день ее приостановления. При отсутствии предписания специально уполномоченного государственного органа о приостановлении операции с денежными средствами или иным имуществом по истечении указанного срока организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, приступает к выполнению приостановленной операции;

внедрять и осуществлять процедуры внутреннего контроля";


8) статью 18 дополнить частью второй следующего содержания:

"Предоставление в установленном порядке информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом юридических и физических лиц либо других сведений в специально уполномоченный государственный орган не является нарушением коммерческой, банковской или иной охраняемой законом тайны";


9) в части второй статьи 19 слово "обязательном" исключить;


10) статью 21 изложить в следующей редакции:


"Статья 21. Хранение информации об операциях

с денежными средствами или иным имуществом, а также

идентификационные  данные  и  материалы

по надлежащей проверке клиентов


Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны хранить информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, а также идентификационные данные и материалы по надлежащей проверке клиентов в течение сроков, установленных законодательством, но не менее пяти лет после осуществления таких операций или прекращения деловых отношений с клиентами";


11) статью 22 дополнить частью второй следующего содержания:

"Специально уполномоченный государственный орган имеет право направлять в компетентные органы иностранных государств запросы о предоставлении необходимой информации и отвечать на запросы компетентных органов иностранных государств".


Статья 2. Признать утратившим силу Закон Республики Узбекистан от 27 апреля 2007 года N ЗРУ-94 "О временном приостановлении действия некоторых статей Закона Республики Узбекистан "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., N 4, ст. 167).


Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                    И. Каримов



"Народное слово", 23 апреля 2009 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2009 г., N 17, ст. 210


Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан,

2009, N 4, ст. 139