Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Санитарные требования к разработке и согласованию проектов предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ, поступающих в водные объекты со сточными водами (СанПиН РУз N 0088-99) (Утверждены Главным государственным санитарным врачом 12.10.1999 г.)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

САНИТАРНЫЕ НОРМЫ, ПРАВИЛА И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ

НОРМАТИВЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН



УТВЕРЖДЕНЫ


ГЛАВНЫМ

ГОСУДАРСТВЕННЫМ

САНИТАРНЫМ ВРАЧОМ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Б.И.НИЯЗМАТОВЫМ

12.10.1999 г.




САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к  разработке   и  согласованию  проектов

предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ,

поступающих в водные объекты

со сточными водами


СанПиН РУз

N 0088-99


Срок действия - 5 лет


Несоблюдение санитарных правил и норм, гигиенических нормативов преследуется по закону.

Обязательны для соблюдения всеми министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями, учреждениями, независимо от форм собственности, и отдельными лицами.



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. В соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об охране природы" все министерства и ведомства обязаны обеспечить разработку предложений по снижению сброса загрязняющих веществ, образующихся на подведомственных предприятиях, имеющих или проектирующих самостоятельные выпуски сточных вод в водные объекты. Под самостоятельными выпусками понимаются отдельные или объединенные для нескольких предприятий выпуски сточных вод непосредственно в водные объекты, минуя системы водоотведения населенных мест.


1.2. Под предельно допустимым сбросом (ПДС) веществ в водный объект принимается масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта, с целью обеспечения норм качества воды в пунктах водопользования. ПДС устанавливаются с учетом предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ в воде в местах водопользования, ассимилирующей способности водного объекта и оптимального распределения массы веществ между водопользователями, сбрасывающими сточные воды.


1.3. Настоящие санитарные требования составлены с использованием материалов "Методических указаний по рассмотрению проектов ПДС веществ, поступающих в водные объекты со сточными водами" (Минздрав СССР, N 2875-88) с учетом специфики условий республики и распространяется на проекты ПДС, представляемые для согласования в учреждения санитарно-эпидемиологической службы Минздрава Республики Узбекистан.


1.4. При сбросе нескольких веществ с одинаковым лимитирующим показателем вредности ПДС устанавливается так, чтобы с учетом примесей, поступающих в водоем от вышерасположенных выпусков, сумма отношений каждого вещества в водном объекте к соответствующим ПДК не превышала единицы. В исключительных случаях, по согласованию с ГСЭУ Минздрава РУз, при отсутствии утвержденных ПДК для каких-либо веществ, при установлении ПДС для них допускается временное использование ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) химических веществ, которые утверждаются в этом случае только на период, необходимый для проведения исследований по научному обоснованию ПДК, но не более чем на 3 года.


1.5. Для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (соответственно 1 и 2 категории) расчет ПДС проводится с обязательным учетом:

- общих требований к составу и свойствам воды водных объектов, приведенных в таблице 1 СанПиН РУз N 0056-96 "Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения"; при этом принимается во внимание и эпидемическая опасность сбросов для населения;

- предельно допустимых концентраций веществ в воде, утвержденных Минздравом Республики Узбекистан. При этом в случае одновременного использования водного объекта для различных нужд народного хозяйства при расчете ПДС необходимо исходить из более жестких требований в ряду одноименных нормативов качества поверхностных вод.


1.6. Величина ПДС (г/час) с учетом требований к составу и свойствам воды в водных объектах для всех категорий водопользования определяется как произведение наибольшего среднечасового расхода сточных вод qcm/куб.м/чac фактического периода спуска и концентрации вещества в сточных водах Сcm/г/куб.м/ согласно формуле:


ПДС = qcm х Сcm     (1)


При этом необходимо, чтобы сброс массы вещества, соответствующий ПДС, осуществлялся при постоянном расходе сточной воды; при сохранении величины ПДС будет увеличиваться концентрация вещества в сточной воде по сравнению с Сcm, принятой в расчете по формуле, что недопустимо.


1.7. Величина концентрации Сcm, необходимая для расчета ПДС, для предприятий, учреждений, организаций, расположенных в зонах повышенного загрязнения водных объектов и (или) имеющих выпуски сточных вод в черте населенных пунктов, принимаются на уровне не более ПДК веществ в воде водных объектов в местах водопользования населения.

В других случаях при учете разбавления сточных вод водой водного объекта, качества воды выше места сброса сточных вод и процессов естественного самоочищения, величина Сcm, входящая в формулу, определяется расчетным путем по общепринятой методике.

Для вновь проектируемых объектов ПДС устанавливаются с учетом возможного изменения условий водопользования на участке водного объекта, принимающего сточные воды проектируемого предприятия.


1.8. Для водных объектов или их участков в случае сброса суммирующихся загрязнений несколькими предприятиями, относящимися к разным министерствам и ведомствам, разработка проектов ПДС должна осуществляться централизованно головной организацией, которая определяется в установленном законодательством республики порядке.


1.9. Beличины ПДС действительны на определенный период, установленный государственными контролирующими органами, после чего подлежат пересмотру в сторону снижения, вплоть до полного прекращения в перспективе сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.



2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И СОГЛАСОВАНИЯ

ПРОЕКТОВ ПДС УЧРЕЖДЕНИЯМИ САНИТАРНО-

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ


2.1. Органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы рассматривают проекты ПДС объектов производственного (в том числе сельскохозяйственного) и жилищно-гражданского назначения, имеющих или проектирующих самостоятельные выпуски сточных вод в водные объекты, которые используются в настоящее время или намечены к использованию в перспективе, для хозяйственно-питьевых и культурно-бытовых целей, а также водные объекты, находящиеся в черте населенных мест.


2.2. Проекты ПДС, в первую очередь, разрабатываются для действующих предприятий, расположенных в зонах повышенного загрязнения водных объектов (водные объекты или их участки с индексом загрязнения 2 и 3). Для водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевых и культурно-бытовых целей, перечень предприятий, а также участков водных объектов, относящихся к зонам повышенного загрязнения, определяется органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с "Гигиенической классификацией водных объектов по степени их загрязнения", приведенной "Методических рекомендациях по гигиенической оценке степени загрязнения водных объектов и состояния хозяйственно-питьевого водоснабжения в целях охраны здоровья населения" (1994 г.).


2.3. Порядок рассмотрения и утверждения проектов ПДС сохраняется такой же, какой существует и используется в республике при выдаче органами государственного надзора разрешений на специальное водопользование.


2.4. В составе материалов, представляемых для рассмотрения проектов ПДС, должно быть представлено следующее:

- карты или схемы водного объекта или его участка с указанием расположения предприятий и объектов, сбросы сточных вод которых подлежат комплексному учету при установлении ПДС;

- расчеты ПДС с учетом категории (вида) водопользования, местных условий смешения и разбавления сточных вод и фонового загрязнения воды водных объектов;

- ведомственные планы водоохранных мероприятий по достижению ПДС, подтвержденные финансированием и разработанные с учетом схемы комплексного использования и охраны данного водного бассейна;

- проект документа для согласования и утверждения ПДС веществ, поступающих в водный объект со сточными водами по форме, установленной органами государственного надзора республики.


2.5. При рассмотрении проектов ПДС следует обратить особое внимание на план водоохранных мероприятий по достижению ПДС (характер мероприятий, сроки их выполнения), руководствуясь при этом степенью опасности существующего загрязнения водных объектов или их участков в соответствии с гигиенической классификацией водных объектов по степени их загрязнения (пункт 2.2). При этом в случае невозможности достижения ПДС современными технологическими и специальными мероприятиями, министерства и ведомства должны предусматривать в установленном порядке уменьшение объема производства, закрытие (вывод) соответствующих предприятий, объектов или изменение их профиля.


2.6. Проекты ПДС могут быть согласованы только в том случае, если они обеспечивают соблюдение нормативов качества воды в пунктах водопользования. Сроки достижения проектов ПДС согласовываются органами государственного санитарного надзора с учетом конкретной санитарной ситуации, исходя из степени опасности существующего загрязнения. Для вновь проектируемых объектов проекты ПДС согласуются только при условии, если сброс проектируемого количества сточных вод не приведет к превышению допустимого уровня загрязнения в пунктах водопользования.


2.7. Рассмотрение и согласование проектов ПДС и материалов специального водопользования должно быть взаимоувязано. Невыполнение плана мероприятий по достижению ПДС отдельными предприятиями является основанием выдачи отрицательного заключения по материалам специального водопользования при их очередном рассмотрении.


2.8. В тех случаях, когда при соблюдении ПДС действующими объектами не достигаются нормативные показатели состава и свойств воды в пунктах водопользования (из-за изменения технологического режима, увеличения отбора воды, изменения гидрологического режима, увеличения отбора воды, изменения гидрологического режима водных объектов, строительства новых объектов и других причин), органы и учреждения санэпидслужбы выдвигают вопрос о досрочном пересмотре ранее утвержденных ПДС.


2.9. Порядок рассмотрения разногласий, возникающих между водопользователями и органами государственного санитарного надзора при согласовании ПДС, аналогичен таковому при рассмотрении материалов специального водопользования ("Инструкция о порядке согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование").

При рассмотрении возникших разногласий определяющим моментом должен оставаться принцип приоритета охраны здоровья и гигиенических условий водопользования населения.


2.10. С введением данных санитарных правил и норм утрачивают силу "Методические указания по рассмотрению проектов предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ, поступающих в водные объекты со сточными водами" (Минздрав СССР, N 2875-83).