Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 11.02.2011 г. N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о легализации доходов, полученных от преступной деятельности"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

11.02.2011 г.

N 01



О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ

СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ

О ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ

ОТ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В связи с вопросами, возникшими в судебной практике по делам о легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и в целях устранения недостатков, допускаемых судами при рассмотрении дел данной категории, руководствуясь статьей 17 Закона "О судах", Пленум Верховного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Обратить внимание судов, что легализация доходов, полученных от преступной деятельности (далее по тексту - легализация доходов), представляет собой серьезную угрозу национальной безопасности, поскольку является необходимым условием порождения и функционирования организованной преступности в различных сферах жизни общества.

2. Разъяснить судам, что предметом преступления, предусмотренного статьей 243 УК, являются денежные средства или иное имущество, добытое в результате преступной деятельности. По смыслу закона эти денежные средства или иное имущество, добываются посредством совершения умышленного общественно-опасного деяния, предшествовавшего их легализации (далее - основное преступление).

К основным, в частности, относятся преступления:

против личности, совершаемые за материальное вознаграждение (например, убийство из корыстных побуждений, содержание притонов, торговля людьми);

в сфере экономики (например, кража, разбой, вымогательство, грабеж, мошенничество, хищение путем присвоения или растраты, уклонение от уплаты налогов или других обязательных платежей);

против порядка функционирования органов власти, управления и общественных объединений (например, получение взятки, получение незаконного вознаграждения);

против общественной безопасности и общественного порядка (например, контрабанда, незаконный сбыт огнестрельного оружия или сильнодействующих веществ, незаконный оборот наркотических средств и т.д.).

При этом не имеет значения, имело ли место одно или несколько основных преступлений, совершены ли они со стороны отдельно взятого лица, организованной группы или преступного сообщества, на территории Республики Узбекистан либо другой страны, добыто ли легализуемое имущество в результате совершения преступления прямо или косвенно.

2.1. Термин "доходы, полученные от преступной деятельности" в соответствии со статьей 3 Закона Республики Узбекистан "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространению оружия массового уничтожения", включает, в том числе:

прибыль или выгоду, полученную от использования денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем (доходы от доходов);

имущество, в которое денежные средства или имущество, полученные преступным путем, были превращены или преобразованы (например, сооружение недвижимости из стройматериалов, приобретенных преступным путем);

имущество, полученное путем приобщения денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, к имуществу, приобретенному за счет законных источников. В таких случаях имущество признается добытым преступным путем лишь в части, соответствующей сумме приобщенных денег или стоимости приобщенного имущества.

К денежным средствам относятся наличные деньги в национальной или иностранной валюте, а также безналичные денежные средства, в том числе электронные деньги.

Под иным имуществом следует понимать движимое и недвижимое имущество, включая имущественные права, вещи, ценные бумаги, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность).

Следует иметь в виду, что с учетом Рекомендации 15 Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) к доходам, полученным в результате преступной деятельности, могут относиться также крипто-активы (крипто-валюта).

3. По смыслу статьи 243 УК под легализацией доходов следует понимать придание виновным правомерного вида происхождению денежных средств или другого имущества, полученных в результате преступной деятельности, путем перевода, превращения или обмена, а также сокрытия либо утаивания подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении денежных средств или иного имущества либо его принадлежности.

Придание правомерного вида происхождению денежных средств или другого имущества, полученных в результате преступной деятельности, заключается, как правило, в осуществлении финансовых операций и/или совершении сделок с такими денежными средствами или имуществом.

К финансовым относятся любые операции с денежными средствами (наличные и безналичные расчеты, кассовые операции, в том числе зачисление денежных средств на счет, рассредоточение их на вкладах в различных банках, перевод в другую валюту, приобретение ценных бумаг, перевод денежных средств за границу с последующим их возвращением на вклад в банке и т.д.).

К сделкам, посредством которых может совершаться легализация, относятся действия, направленные на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, а равно на создание видимости возникновения или перехода гражданских прав и обязанностей (например, заключение договоров купли-продажи, займа, дарения, залога, аренды, мены и т.д.).

По смыслу закона ответственность за легализацию доходов наступает и в тех случаях, когда совершена лишь одна операция или сделка с нажитыми преступным путем денежными средствами или иным имуществом.

3.1. Легализацию доходов путем совершения финансовых операций следует считать оконченной с момента, когда лицо использовало полученные преступным путем денежные средства для расчетов за товары или размена либо предъявило (передало) банку распоряжение о переводе денежных средств и т.п.

В тех случаях, когда легализация доходов осуществляется путем совершения сделки, ее следует считать оконченной с момента фактического исполнения виновным лицом хотя бы части обязанностей или реализации хотя бы части прав, которые возникли у него по сделке (например, с момента передачи виновным лицом легализуемых денежных средств или иного имущества другой стороне договора, независимо от исполнения обязанностей по сделке другой стороной).

Если же в целях придания правомерного вида происхождению денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, создается лишь видимость заключения сделки с имуществом, тогда как в действительности фактическая передача имущества, оказание услуг (выполнение работ) по ней не предполагается, то преступление, предусмотренное статьей 243 УК, следует считать оконченным с момента оформления договора между виновным и иным лицом (например, с момента подписания договора об оплате услуг, которым прикрывается преступное приобретение денежных средств).

3.2. Необходимо иметь в виду, что при доказывании факта легализации доходов, полученных преступным путем, обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии законных источников доходов у подозреваемого, обвиняемого либо третьих лиц, на чье имя оформлены такие денежные средства или иное имущество, должны учитываться в совокупности с доказательствами, подтверждающими совершение лицом действий, составляющих объективную сторону преступления, предусмотренного статьей 243 УК.

4. Вывод суда, о преступном характере происхождения денежных средств или иного имущества, наряду с иными материалами уголовного дела, может основываться на:

обвинительном приговоре по делу об основном преступлении;

постановлении органа предварительного следствия или определении суда о прекращении дела по основному преступлению по основаниям, предусмотренным статьей 84 УПК, если материалы уголовного дела содержат доказательства, свидетельствующие о наличии события и состава основного преступления.

5. Судам следует различать легализацию доходов от преступления в виде приобретения или сбыта имущества, добытого преступным путем. В частности, не образует состава легализации доходов (статья 243 УК), приобретение или сбыт имущества, которое было получено в результате совершения преступления (например, хищения чужого имущества) иными лицами, если такому имуществу не придается видимость правомерно приобретенного (например, подделан технический паспорт либо доверенность на продажу украденного автомобиля).

В зависимости от конкретных обстоятельств дела (в частности, от цели совершения сделки с похищенным имуществом), указанные действия могут быть квалифицированы как соучастие в хищении чужого имущества (в форме пособничества) либо приобретение или сбыт имущества, добытого преступным путем (статья 171 УК), а при наличии к тому оснований - и как подделка документов.


6. Обратить внимание судов, что при решении вопроса о квалификации действий лица, участвовавшего в совершении действий, направленных на установление, изменение или прекращение имущественных прав и обязанностей в отношении денежных средств или иного имущества, в каждом случае необходимо выяснять, было ли этому лицу достоверно известно о получении имущества в результате преступной деятельности. Например, если лицо, желая легализовать имущество, полученное в результате преступной деятельности, заключило договор купли-продажи, и покупатель, осознавая, что продавцом ставится цель придания правомерного вида данному имуществу, приобрел это имущество, то действия покупателя надлежит квалифицировать как пособничество в легализации доходов по статьям 28, 243 УК. Такой приговор в дальнейшем может служить основанием для признания недействительным договора купли-продажи имущества в порядке гражданского судопроизводства.

Использование нотариусом служебных полномочий для удостоверения сделки, заведомо для него направленной на легализацию денежных средств или иного имущества, квалифицируются как пособничество в легализации доходов (статьи 28, 243 УК) а при наличии к тому оснований, и по другим статьям Уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за преступления против порядка управления.


7. Судам следует иметь в виду, что собственность, полученная от легализации доходов, в соответствии с пунктом 5 статьи 211 УПК является предметом преступления, предусмотренного статьей 243 УК, и на основании статьи 204 Гражданского кодекса подлежит конфискации после возмещения материального ущерба, причиненного основным преступлением физическому либо юридическому лицу.

Если при рассмотрении уголовного дела по обвинению лица в совершении преступления, предусмотренного статьей 243 УК, будет установлено, что часть денежных средств или имущества не нажита преступным путем, они на основании пункта 4 статьи 211 УПК подлежат возвращению законному владельцу.


8. При назначении наказаний лицам, признанным виновными в совершении легализации доходов, судам необходимо строго руководствоваться разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 3 февраля 2006 года N 1 "О практике назначения судами уголовного наказания".

Вместе с тем, учитывая, что в диспозиции статьи 243 УК не определен размер, с которого наступает уголовная ответственность за легализацию доходов, а санкция данной статьи предусматривает лишь наказание в виде лишения свободы, суды, соблюдая принципы гуманизма и справедливости, соразмерность наказания должны определять, руководствуясь понятиями о размерах (значительный, крупный, особо крупный), установленными в разделе восьмом УК.


9. Принимая во внимание, что одним из факторов, способствующих легализации доходов, является несвоевременное раскрытие преступлений, при рассмотрении каждого дела о преступлениях, в результате которых виновный приобрел собственность незаконно, судам необходимо реагировать на такие факты путем вынесения частных определений.


10. Суду Республики Каракалпакстан, областным, Ташкентскому городскому судам, Военному суду Республики Узбекистан периодически обобщать судебную практику по рассмотрению дел о легализации доходов, тщательно проверять законность и обоснованность судебных решений по делам этой категории, своевременно устранять допущенные нарушения закона.