Положение о порядке контроля за приемом, учетом, адресным распределением и целевым использованием грузов гуманитарной помощи и мониторинга гуманитарных проектов (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 26.07.2002 г. N 268)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению КМ РУз
от 26.07.2002 г. N 268
о порядке контроля за приемом, учетом, адресным
распределением и целевым использованием грузов
гуманитарной помощи и мониторинга
гуманитарных проектов
I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение определяет порядок и регулирует вопросы контроля за приемом, учетом, адресным распределением и целевым использованием грузов гуманитарной помощи, а также мониторинга реализации гуманитарных проектов в Республике Узбекистан.
2. Гуманитарная помощь - это вид целевого безвозмездного содействия, предоставляемого для оказания медицинской и социальной помощи социально уязвимым группам населения, поддержки учреждений социальной сферы, ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий.
Гуманитарная помощь предоставляется в форме медицинских товаров, продуктов питания, товаров народного потребления и других товаров, включая оборудование, транспорт и технику, а также грантов, добровольных пожертвований, выполненных работ и услуг, включая транспортировку, сопровождение и хранение грузов гуманитарной помощи.
Товары, поступившие в качестве гуманитарной помощи, после прохождения процедур таможенного оформления маркируются получателем надписью "Гуманитарная помощь" с указанием реквизитов получателя.
Гуманитарная помощь может оказываться иностранными государствами, их федеральными или муниципальными образованиями, международными и зарубежными организациями, а также другими юридическими и физическими лицами (далее - донорские организации).
В качестве получателей с целью дальнейшего распределения гуманитарной помощи среди потребителей республики могут выступать бюджетные, негосударственные некоммерческие организации и другие юридические лица, деятельность которых не направлена на извлечение прибыли (далее - получатели).
Получатели грузов гуманитарной помощи определяются на основании программ и соглашений с донорами или решений Комплекса по вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты Кабинета Министров, ответственного за координацию мероприятий, связанных с гуманитарной помощью.
Не могут относиться к грузам гуманитарной помощи табачные изделия, винно-водочная и другая алкогольная продукция, товары военного назначения, а также товары, запрещенные к ввозу.
Стоимость грузов гуманитарной помощи в денежном выражении используется исключительно для целей таможенного оформления.
3. Представительства и филиалы международных и иностранных неправительственных организаций, оказывающих гуманитарную помощь в Узбекистане, проходят государственную регистрацию в Министерстве юстиции Республики Узбекистан. Основанием для государственной регистрации и перерегистрации представительства или филиала международной и иностранной неправительственной организации служит заключение Комплекса по вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты Кабинета Министров Республики Узбекистан.
4. Решения Комплекса по вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты Кабинета Министров по вопросам гуманитарной помощи являются обязательными для министерств, ведомств, организаций и местных органов власти и принимаются в форме протоколов.
Исполнительным органом Комплекса по вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты Кабинета Министров по вопросам координации гуманитарной помощи является постоянно действующая рабочая группа (далее - рабочая группа), персональный состав которой утверждается распоряжением Кабинета Министров.
5. Ответственность за прием, таможенное оформление, транспортировку, складирование, хранение, инвентаризацию, проведение охранных и других карантинных мероприятий по безопасности грузов, адресное распределение и эффективное целевое использование гуманитарной помощи возлагается:
- на территориальные комиссии по гуманитарной помощи (далее - территориальные комиссии), образуемые при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и г. Ташкента;
- на отраслевые комиссии по гуманитарной помощи (далее - отраслевые комиссии), образуемые при министерствах и ведомствах социальной сферы, а также негосударственных некоммерческих организациях.
6. Лица, виновные в нецелевом использовании гуманитарной помощи, несут ответственность в установленном законом порядке.
II. ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ ЗА ПРИЕМОМ,
УЧЕТОМ, АДРЕСНЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ
И ЦЕЛЕВЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРУЗОВ
ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ
7. Контроль за приемом, учетом, адресным распределением и целевым использованием грузов гуманитарной помощи осуществляется по схеме, согласно приложению 1 к настоящему Положению.
8. Таможенное оформление грузов, ввозимых в Республику Узбекистан в качестве гуманитарной помощи, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан на основании заключения Комплекса по вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты Кабинета Министров о принадлежности указанных грузов к гуманитарной помощи.
Сведения о поступивших в Республику Узбекистан грузах гуманитарной помощи ежеквартально в установленном порядке представляются Государственным таможенным комитетом в Комплекс по вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты Кабинета Министров и Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике.
9. Для подтверждения гуманитарного характера грузов получатель гуманитарной помощи представляет в Комплекс по вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты Кабинета Министров следующие документы:
- программу либо соглашение о гуманитарном сотрудничестве с организацией-донором;
- инвойс (счет-фактура) грузоотправителя с указанием гуманитарного характера груза;
- письмо грузополучателя о целевом назначении груза;
- дорожно-транспортные накладные;
- при необходимости, заключение карантинных и иных инспекционных служб о соответствии груза перечню грузов, разрешенных к ввозу в республику согласно действующему законодательству.
10. Заключения о принадлежности грузов к гуманитарной помощи оформляются в виде протокольного решения Комплекса по вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты Кабинета Министров и утверждаются его руководителем.
В целях оперативного таможенного оформления грузов гуманитарной помощи допускается выдача предварительного заключения об их принадлежности к гуманитарной помощи координатором, назначенным из числа ответственных работников Информационно-аналитического департамента по вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты Кабинета Министров, с последующим утверждением протокольным решением Комплекса по вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты Кабинета Министров.
11. Грузы гуманитарной помощи, находящиеся на складах аэропортов, железнодорожных и автотранспортных станций и других складах, не облагаются пошлинами, сборами и другими видами оплаты за хранение, оповещение, таможенные процедуры, декларирование, простои, разгрузочно-погрузочные работы и другие услуги.
12. Контроль за качеством грузов гуманитарной помощи и их безопасностью осуществляется уполномоченными органами государственного надзора в установленном порядке без взимания оплаты.
13. Сохранность грузов гуманитарной помощи при их транспортировке обеспечивается соответствующими транспортными организациями и подразделениями Государственной службы безопасности дорожного движения МВД Республики Узбекистан без взимания оплаты.
14. Получатели грузов гуманитарной помощи обязаны обеспечить учет, хранение, целевое использование и адресное распределение гуманитарных грузов.
Учет и хранение товаров, поступивших в качестве гуманитарной помощи, осуществляются отдельно от коммерческих товаров.
15. Территориальные и отраслевые комиссии представляют для протокольного утверждения в Комплекс по вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты Кабинета Министров предложения по адресному распределению грузов гуманитарной помощи, которые должны соответствовать ежегодно подаваемым заявкам (по форме согласно приложениям 2 и 3 к настоящему Положению), а также основываться на предложениях донорских организаций и отечественных общественных объединений, запросах народных депутатов и органов самоуправления на местах.
16. Контроль за целевым использованием и адресным распределением грузов гуманитарной помощи осуществляется территориальными и отраслевыми комиссиями. В отношении бюджетных организаций - получателей грузов гуманитарной помощи контроль также осуществляется вышестоящими организациями.
17. Министерства и ведомства Республики Узбекистан, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента, при которых образованы территориальные и отраслевые комиссии, представляют в Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике ежеквартальные отчеты о получении и целевом использовании грузов гуманитарной помощи по форме государственной статистической отчетности.
Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике совместно с рабочей группой Комплекса по вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты Кабинета Министров обеспечивает обобщение представленных территориальными и отраслевыми комиссиями сведений в виде ежеквартальной сводной статистической отчетности.
18. Проверки целевого использования и адресности распределения грузов гуманитарной помощи проводятся в установленном порядке рабочей группой по утвержденному Комплексом по вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты Кабинета Министров графику с привлечением, при необходимости, независимых экспертов, представителей Министерства финансов, Государственного таможенного комитета и Государственного налогового комитета Республики Узбекистан.
19. При проведении плановых проверок финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций, являющихся получателями или потребителями грузов гуманитарной помощи, в планы их проверок со стороны государственных финансовых органов включается инспекционная оценка целевого использования и адресности распределения гуманитарных грузов.
20. По итогам проведенных проверок составляется акт с отражением соответствия требованиям к таможенному оформлению, приему, учету и адресному распределению гуманитарных грузов, включая:
- условия хранения и распределения грузов гуманитарной помощи;
- наличие маркировки на товарах, поступивших в качестве гуманитарной помощи;
- наличие и полноту учетной документации на поступившие грузы гуманитарной помощи (журналы, книги учета, ведомости и др.);
- составление именных списков потребителей гуманитарных грузов с отметкой о получении;
- учет количества неиспользованных товаров, поступивших в качестве гуманитарной помощи, с указанием причин, а также товаров (продукции) с истекшим сроком годности;
- проведение работы с письмами и жалобами граждан.
III. ПОРЯДОК МОНИТОРИНГА РЕАЛИЗАЦИИ
ГУМАНИТАРНЫХ ПРОЕКТОВ
21. Мониторинг реализации гуманитарных проектов осуществляется по схеме согласно приложению 4 к настоящему Положению.
22. Целью мониторинга реализации гуманитарных проектов является повышение эффективности использования средств, товаров и услуг, предоставленных донорскими организациями в рамках гуманитарной помощи.
23. Территориальные и отраслевые комиссии по гуманитарной помощи осуществляют сбор, обработку и обобщение сведений о предложениях по реализации гуманитарных проектов и представляют эти данные в Комплекс по вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты Кабинета Министров на регулярной основе.
Рабочая группа Комплекса по вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты Кабинета Министров анализирует представленную информацию, ежегодно составляет сводный отчет и готовит предложения для Комплекса по вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты по формированию перечня приоритетных проектов.
24. Направление приоритетного перечня гуманитарных проектов донорским организациям осуществляется рабочей группой через Министерство иностранных дел Республики Узбекистан и представительства донорских организаций, аккредитованные в республике.
При подтверждении донорскими организациями заинтересованности в реализации гуманитарного проекта соответствующий исполнитель направляет через территориальные и отраслевые комиссии в Комплекс по вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты Кабинета Министров обоснованный план-график подготовки и реализации программы для его протокольного утверждения.
25. Ответственность за регулярное проведение мониторинга гуманитарных проектов возлагается на территориальные и отраслевые комиссии.
26. Осуществление мониторинга реализации гуманитарных проектов предусматривает обеспечение подготовки и сбора, а также утверждение следующих документов:
а) План-график (по форме согласно приложению 5 к настоящему Положению);
б) Отчет о выполнении работ (по форме согласно приложению 6 к настоящему Положению);
в) пояснительная записка к Отчету о выполнении работ (в произвольной форме), содержащая следующие сведения:
- общие данные о проекте (отраслевой сектор, наименование проекта, его местонахождение и ожидаемые результаты, исполнители гуманитарного проекта, период реализации, сметная стоимость, источники финансирования);
- информация о ходе финансирования и освоения выделенных средств, о проблемах, возникших при реализации гуманитарного проекта;
- сведения об импортируемых товарах и услугах;
- сведения о достижении поставленных целей и выполнении прогнозных показателей.
27. Отчетность представляется территориальными и отраслевыми комиссиями по гуманитарной помощи в Комплекс по вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты Кабинета Министров Республики Узбекистан и в Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике в следующие сроки:
План-график - ежегодно не позднее 25 января;
Отчет о выполнении работ и пояснительная записка к Отчету о выполнении работ - не позднее 10 числа следующего за отчетным кварталом месяца.
28. Ежеквартально Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике представляет в Информационно-аналитический департамент по вопросам внешних связей Кабинета Министров итоговую информацию о реализации приоритетных гуманитарных проектов.
к Положению
СХЕМА КОНТРОЛЯ
за приемом, учетом, адресным распределением
и целевым использованием грузов гуманитарной помощи
|
1 |
Донорские организации |
||||||||||||
|
11б |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Получатель |
8 |
Потребитель |
|||||||||||
|
||||||||||||||
|
6 |
|||||||||||||
|
2 |
9 |
||||||||||||
|
Территориальная и отраслевая комиссии Соответствующие министерства и ведомства, Совмин Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента |
|||||||||||||
|
||||||||||||||
|
11 |
|||||||||||||
|
10 |
4 |
11а |
|||||||||||
|
Государственный таможенный комитет и уполномоченные органы госнадзора |
|||||||||||||
|
2а |
7 |
||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Госкомстат |
3 |
Комплекс по вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты Кабинета Министров |
Рабочая группа |
|||||||||||
5 |
1. Предоставление донорскими организациями гуманитарных грузов получателям
2. Подготовка получателем соответствующей документации о принадлежности товаров к гуманитарным грузам и направление ее через комиссии в Комплекс по вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты (2а)
3. Рассмотрение Социальным комплексом и выдача таможенным органам заключения о гуманитарном характере грузов
4. Таможенное оформление и контроль за качеством грузов гуманитарной помощи
5. Ежеквартальное предоставление таможенными органами сведений о гуманитарных грузах в Госкомстат и Комплекс по вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты Кабинета Министров
6. Подготовка и обоснование проекта адресного распределения грузов гуманитарной помощи
7. Протокольное утверждение адресного распределения гуманитарных грузов
8. Доставка гуманитарных грузов до потребителей и взятие их на учет
9. Проведение плановых проверок и составление актов с отражением исполнения мер, связанных с таможенным оформлением, учетом, распределением и контролем за целевым использованием гуманитарных грузов
10. Ежеквартальные отчеты о получении и использовании грузов гуманитарной помощи
11. Осуществление проверок целевого использования и адресности распределения, в том числе по потребителям (11а), включая проверки со стороны донорских организаций (11б)
к Положению
ТИПОВАЯ ФОРМА
заявки территориальной комиссии по гуманитарной
помощи на реализацию гуманитарных программ
для представления в Комплекс по вопросам
образования, здравоохранения и социальной
защиты Кабинета Министров
1. Титульный лист
а) название программы
б) данные о территориальной комиссии (адрес, телефон, факс)
в) даты начала и завершения программы
г) география проекта (где он будет осуществляться)
д) стоимость программы
2. Постановка проблемы
3. Цели и задачи программы
4. Методы и этапы реализации программы
5. Методы мониторинга программы
6. Ожидаемые результаты и критерии их оценки
7. Бюджет программы
к Положению
ТИПОВАЯ ФОРМА
заявки отраслевой комиссии по гуманитарной помощи
на получение гуманитарной помощи
1) Название отраслевой комиссии
2) Наименование запрашиваемой группы товаров, поступающих в качестве гуманитарной помощи
(Например: медикаменты и медицинские принадлежности)
3) Кратность обращения
(Указать, является ли заявка первичной или повторной. Если заявка является повторной, указать, в какую международную организацию обращались и когда)
4) Форма для запроса востребованных гуманитарных грузов
ПОЛУЧАТЕЛИ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ |
ПЕРЕЧЕНЬ ВОСТРЕБОВАННЫХ ГРУЗОВ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ
|
КОЛИЧЕСТВО КОМПЛЕКТОВ |
Например: Минздрав Республики Узбекистан
|
Инвалидные коляски |
10 |
5) Ожидаемые сроки поставки
6) Методы мониторинга использования гуманитарной помощи
(Например: опрос непосредственных получателей, выездные комиссии на места распределения, отчеты от организаций - получателей, пр.)
к Положению
СХЕМА
мониторинга реализации гуманитарных проектов
Донорские организации |
3в |
МИД Республики Узбекистан |
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|
4 |
Исполнитель проекта |
|
||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|
5 |
1 |
|||||||||||||||||
|
Госкомстат |
Территориальная и отраслевая комиссии Соответствующие министерства и ведомства, Совмин Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента |
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
3б |
7 |
6 |
3а |
||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|
Информационно-аналитический департамент по вопросам внешних связей Кабинета Министров Республики Узбекистан |
||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|
6 |
2 |
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Представительства донорских организаций в Республике Узбекистан |
|||||||||||||||||||
Комплекс по вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты Кабинета Министров Республики Узбекистан |
|||||||||||||||||||
3б |
Рабочая группа |
||||||||||||||||||
1. Осуществление сбора, обработки и обобщения сведений о предложениях по реализации гуманитарных проектов
2. Анализ представленной информации, ежегодное составление сводного отчета, формирование первоочередного перечня приоритетных проектов
3. Утверждение Комплексом по вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты приоритетного перечня гуманитарных проектов и направление его через МИД Республики Узбекистан (3а) и представительства донорских организаций, аккредитованные в Республике Узбекистан (3б), донорским организациям (3в)
4. Разработка совместной программы или проекта и подготовка двустороннего соглашения об ответственности сторон
5. Обеспечение сбора информации о проекте, утверждение план-графика и получение квартальных отчетов о выполнении работ по проекту
6. Представление обобщенной информации о ходе реализации гуманитарных проектов в Комплекс по вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты Кабинета Министров и Госкомстат
7. Представление в Информационно-аналитический департамент по вопросам внешних связей Кабинета Министров итоговой обобщенной информации о реализации приоритетных гуманитарных проектов.
к Положению
ПЛАН-ГРАФИК
подготовки и реализации гуманитарного проекта
Наименование проекта ___________________________________
Исполнитель: ____________________________________________
Планируемые сроки проекта: 200__ .
N |
Наименование компонента проекта |
Единица измерения натурального показателя |
Объем выполнения финансирования |
|||||||||
Всего по проекту |
В том числе по годам |
|||||||||||
До начала планируемого года |
На планируемый 1 год |
Прогноз |
||||||||||
Мероприятия (виды работ) |
||||||||||||
Всего на год |
В т.ч. по кварталам |
На 2 год |
На 3 год |
Далее |
||||||||
I |
II |
III |
IV |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
|
-----------------------------------
Примечание. Плановые объемы выполнения и финансирования мероприятий (видов работ) по компонентам проекта заносятся в таблицу в виде дроби, числителем которой является натуральный показатель в соответствующих единицах измерения, а знаменателем - сумма финансирования в валюте. Под натуральным показателем подразумеваются физические величины (длина, объем, масса, количество и т.п.), разработанные документы (проектно-сметная документация, отчет, заключение и т.п.) или осуществленные действия (консультация, семинар, командировка, закупки, надзор, утверждение документа и т.п.).
к Положению
ОТЧЕТ
о выполнении работ по гуманитарному проекту
Наименование проекта ___________________________________
Исполнитель: ____________________________________________
Планируемые сроки проекта: 200__ .
N |
Наименование компонента проекта |
Виды работ в натуральном выражении |
Единица измерения натурального показателя |
Объем выполнения работ в натуральном выражении |
Объем освоения за отчетный квартал Сумы или долл.США |
||||
С начала года |
В т.ч. за отчетный квартал |
||||||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
-----------------------------------
Примечание. Под натуральным показателем подразумеваются физические величины (длина, объем, масса, количество и т.п.), разработанные документы (проектно-сметная документация, отчет, заключение и т.п.) или осуществленные действия (консультация, семинар, командировка, закупки, надзор, утверждение документа и т.п.).
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2002 г., N 14, ст. 112