Закон Республики Узбекистан от 24.04.1997 г. N 398-I "О естественных монополиях" (Старая редакция)
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
24.04.1997 г.
N 398-I
О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ
Настоящий Закон определяет правовые основы государственной политики в отношении естественных монополий в Республике Узбекистан и направлен на достижение соответствия интересов потребителей и субъектов естественной монополии.
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие на товарных рынках Республики Узбекистан, в которых участвуют субъекты естественной монополии, потребители и государственные органы.
Статья 2-1. Основные понятия, применяемые
в настоящем Законе
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
естественная монополия - состояние товарного рынка, на котором в силу технологических особенностей невозможно или экономически нецелесообразно создание конкурентных условий удовлетворения спроса на определенный вид товаров (работ, услуг) в связи с высокими издержками производства;
субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии".
Статья 3. Органы, регулирующие деятельность
субъектов естественной монополии
Государственное регулирование деятельности субъектов естественной монополии осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан и государственным антимонопольным органом.
Полномочия органов регулирования деятельности субъектов естественной монополии устанавливаются в соответствии с Законом "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и иными актами законодательства.
Статья 4. Методы регулирования деятельности
субъектов естественной монополии
Органом регулирования деятельности субъектов естественной монополии могут применяться следующие методы:
- ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребителей в товаре, работе, услуге (далее - товар), реализуемом субъектом естественной монополии;
- лицензирование деятельности субъектов естественной монополии.
Органом регулирования деятельности субъектов естественной монополии в соответствии с законодательством могут применяться и другие методы.
Статья 5. Государственный контроль
за деятельностью субъектов естественной
монополии
Государственный контроль за деятельностью субъектов естественной монополии осуществляется государственным антимонопольным органом.
Государственный антимонопольный орган осуществляет контроль за:
сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование, если балансовая стоимость таких основных средств превышает десять процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии;
передачей потребителю основных средств на лизинговой основе;
сделками, в результате которых субъект естественной монополии передает другому хозяйствующему субъекту право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Законом, если балансовая стоимость этих основных средств превышает десять процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии.
Для совершения действий, указанных в части второй настоящей статьи, субъект естественной монополии обязан предоставить в государственный антимонопольный орган соответствующую информацию и ходатайство о даче согласия на совершение таких действий.
Порядок рассмотрения ходатайства, требования к содержанию такой информации и форме ее предоставления определяются правилами, утвержденными государственным антимонопольным органом.
Государственный антимонопольный орган вправе отказать в удовлетворении ходатайства, если заявленные в нем действия могут привести к отрицательным последствиям, а также в случаях, если заявителем не представлены все необходимые документы либо содержащаяся в них информация является недостоверной.
Государственный антимонопольный орган не позднее тридцати дней со дня получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении.
Государственный антимонопольный орган вправе запросить дополнительные документы у заявителя и увеличить срок рассмотрения ходатайства при условии, что такой запрос вместе с уведомлением о продлении срока рассмотрения ходатайства направлен заявителю не позднее пятнадцати дней со дня его получения.
Если по истечении срока рассмотрения ходатайства ответ государственного антимонопольного органа не будет получен либо в удовлетворении ходатайства будет отказано, заявитель вправе обратиться в суд.
Субъекты естественной монополии обязаны предоставлять органу регулирования деятельности субъектов естественной монополии отчеты о своей деятельности в порядке, установленном законодательством.
Субъекты естественной монополии не вправе отказываться от включения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.
Статья 7. Основания для принятия органом регулирования
деятельности субъектов естественной монополии
решений о применении методов регулирования
Орган регулирования деятельности субъектов естественной монополии принимает решение о применении методов регулирования применительно к конкретному субъекту естественной монополии с учетом их стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них. При этом оценивается обоснованность затрат и учитываются:
издержки производства (реализации) товаров;
налоги и другие платежи;
потребности в инвестициях, необходимых для воспроизводства;
прогнозируемая прибыль от реализации товаров;
удаленность различных групп потребителей от места производства товаров;
соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей;
государственные дотации и другие меры государственной поддержки.
За нарушение законодательства о естественных монополиях субъекты естественной монополии несут ответственность в соответствии с антимонопольным законодательством.
Статья 9. Принятие решения о введении,
изменении или прекращении регулирования
деятельности субъектов естественной монополии
Решения по вопросам введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественной монополии, а также методов регулирования принимаются в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Вопросы введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественной монополии могут быть рассмотрены на основании предложений государственных органов, общественных объединений потребителей и хозяйствующих субъектов.
Статья 10. Обжалование решений (предписаний)
органа регулирования деятельности субъектов
естественной монополии
Субъекты естественной монополии, государственные органы, потребители, общественные объединения потребителей вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично решений (предписаний) органа регулирования деятельности субъектов естественной монополии.
Подача заявления в суд приостанавливает исполнение решения (предписания) органа регулирования деятельности субъектов естественной монополии до принятия решения суда и вступления его в законную силу.
Президент
Республики Узбекистан И. Каримов
“Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан”,
1997 г., N 4-5, ст. 106