Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20.12.1996 г. N 38 "О некоторых вопросах практики применения судами республики законодательства об ответственности за массовые беспорядки"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

20.12.1996 г.

N 38



О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ

ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ

РЕСПУБЛИКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА МАССОВЫЕ

БЕСПОРЯДКИ


В связи с вопросами,  возникшими по применению судами  закона об ответственности  за  массовые  беспорядки,  и  принятием нового уголовного законодательства,   Пленум   Верховного   суда   Республики   Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Разъяснить судам, что:

а) уголовную ответственность по ст.244 Уголовного кодекса несут организаторы,   а   равно   участники   массовых   беспорядков,  которые непосредственно  совершали   погромы,  разрушения,   поджоги  и   другие подобные    действия    или    оказывали    вооруженное    сопротивление представителям власти;  если действия  группы лиц  нарушают общественный порядок,  но  не  сопровождаются  погромами,  разрушениями,  поджогами и другими подобными действиями, они не могут рассматриваться как  массовые беспорядки и при наличии соответствующих условий влекут  ответственность по ст.277 Уголовного кодекса;

б)  если  участниками  массовых  беспорядков  совершаются кражи, грабежи,  разбои  и  другие  действия, образующие самостоятельный состав преступления,   содеянное   следует   квалифицировать   по  совокупности преступлений;

в) под  насилием над  личностью следует  понимать как причинение потерпевшему  телесных  повреждений,  так   и  любые  другие   действия, ограничивающие  его   свободу  и   препятствующие  осуществлению   своих законных прав;

г) под оружием, применяемым в ходе массовых беспорядков, следует понимать огнестрельное,  холодное оружие  или иные  предметы, специально изготовленные или приспособленные для  поражения живой цели. В  качестве оружия  могут  также  использоваться  металлические  цепи, обрезки труб, арматуры и т.д;

д) активное  участие в  массовых беспорядках  может выражаться в непосредственном совершении погромов, поджогов, разрушений и т.д;

е) лица, не совершившие никакие преступные деяния, но находившиеся во время массовых беспорядков в толпе, не подлежат уголовной ответственности, а могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение порядка организации, проведения собраний, митингов, уличных шествий или демонстраций по статье 201 Кодекса об административной ответственности.

2. Разъяснить, что при рассмотрении уголовных дел и административных материалов судам следует по фактам публичных призывов к неконституционному изменению существующего государственного строя, захвату власти или отстранению от власти законно избранных или назначенных представителей власти либо к неконституционному нарушению единства территории Республики Узбекистан, а равно распространения материалов такого же содержания, сообщать прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела с приложением соответствующих материалов.

3. По каждому факту массовых беспорядков и других антиобщественных проявлений  следует добиваться  устранения  причин  и  условий,  способствовавших  нарушению законов.

4. Признать утратившим силу постановление Пленума Верховного суда Республики  Узбекистан от 21 июня  1991 года "О ходе выполнения постановления  Пленума  Верховного  суда  Республики  Узбекистан  от 7 декабря  1989 года "О практике применения судами законодательства об ответственности  за  нарушение  установленного  порядка организации и проведения  собраний,  митингов,  уличных шествий  и  демонстраций и связанных с ними правонарушений".