Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 05.12.2013 г. N 255 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО

ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

05.12.2013 г.

N 255



О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В НЕКОТОРЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА

ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН



В связи с внесением изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, руководствуясь статьей 47 Закона Республики Узбекистан "О судах", Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


I. Внести в постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 25 июля 2003 года N 111 "О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам" следующие изменения и дополнения:


1) абзац второй пункта 1 дополнить следующим предложением:

"При обращении таких лиц с заявлением по вновь открывшимся обстоятельствам заявление подлежит отказу в принятии применительно к пункту 1 статьи 117 ХПК, а если заявление принято к производству, производство по нему подлежит прекращению применительно к пункту 1 статьи 86 ХПК";


2) абзац второй пункта 12 изложить в следующей редакции:

"При отмене судебного акта и возникновении при новом рассмотрении дела необходимости разрешения вопроса о составе суда суды должны исходить из правил статьи 19 ХПК";


3) второе предложение пункта 13 изложить в следующей редакции:

"Заявитель и другие лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного разбирательства в порядке, предусмотренном статьей 124 ХПК".



II. (Текст постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 12 марта 2004 года N 115 на русском языке не существует).



III. Внести в постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 23 декабря 2005 года N 136 "О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан при рассмотрении дел в кассационной инстанции" следующие изменения и дополнения:


1) пункт 4 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Кассационная жалоба и прилагаемые к ней документы могут быть направлены в хозяйственный суд в электронном виде через информационную систему";

абзац второй считать абзацем третьим;


2) пункт 7 изложить в следующей редакции:

"7. Судам следует иметь в виду, что перечень оснований для возвращения кассационной жалобы (протеста), предусмотренный в части первой статьи 180 ХПК, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Кассационная жалоба (протест) поданная одновременно на решения, постановления, принятые по нескольким делам, а также на решение, не вступившее в законную силу, подлежит отказу в принятии применительно к пункту 1 части первой статьи 117 ХПК. Если указанные обстоятельства будут установлены после принятия кассационной жалобы (протеста) к производству, то производство по жалобе (протесту) в кассационной инстанции подлежит прекращению применительно к пункту 1 статьи 86 ХПК.

В случаях, когда кассационная жалоба (протест) поступила в хозяйственный суд после поступления апелляционной жалобы (протест) с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на ее подачу и это ходатайство удовлетворено, кассационная жалоба подлежит отказу в принятии применительно к пункту 3 части первой статьи 117 ХПК. Отказ в принятии кассационной жалобы (протеста) не препятствует подателю жалобы (протеста) вновь обратиться в хозяйственный суд с кассационной жалобой (протестом), если основания для подачи жалобы (протеста) не отпали после принятия постановления (определения) в апелляционной инстанции.

Определение судьи суда первой инстанции о возвращении или отказе в принятии кассационной жалобы (протеста) может быть обжаловано (опротестовано) в суд кассационной инстанции в месячный срок";


3) абзац второй пункта 9 изложить в следующей редакции:

"В определении указывается время и место рассмотрения кассационной жалобы (протеста). Определение направляется лицам, участвующим в деле, прокурору, принесшему кассационный протест, а также лицу, подавшему жалобу в соответствии с пунктом 5 части третьей статьи 188 ХПК, в порядке, предусмотренном статьей 124 ХПК";


4) пункт 17 дополнить абзацем третьим следующего содержания:

"Если не приведенный в исполнение судебный акт отменен или изменен и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске либо производство по делу прекращено, либо иск оставлен без рассмотрения полностью или в части, в резолютивной части постановления суда кассационной инстанции указывается о полном или частичном прекращении взыскания по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту";


5) абзац второй пункта 19 изложить в следующей редакции:

"При обнаружении признаков преступления суд кассационной инстанции вправе сообщить об этом прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела с приложением соответствующих материалов".



IV. Внести в постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 27 января 2006 года N 142 "О некоторых вопросах применения хозяйственными судами Закона Республики Узбекистан "О банкротстве" следующие изменения и дополнение:


1) в абзаце первом пункта 2 слова "Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства" заменить словами "Государственного комитета Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции";


2) абзац третий пункта 6 изложить в следующей редакции:

"Если указанные обстоятельства установлены после принятия искового заявления (заявления) к производству, то производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 статьи 86 ХПК";


3) второе предложение пункта 7 изложить в следующей редакции:

"В случае непредставления таких документов, заявление подлежит отказу в принятии на основании части пятой статьи 45 Закона и пункта 1 части первой статьи 117 ХПК";


4) абзац второй пункта 8 дополнить третьим предложением следующего содержания:

"В этом случае вопрос о введении процедуры наблюдения и назначении временного управляющего решается в соответствии с частью второй статьи 48 Закона не позднее десяти дней со дня поступления заявления о признании должника банкротом";


5) третье предложение абзаца второго пункта 13 изложить в следующей редакции:

"В данном судебном заседании одновременно могут быть рассмотрены вопросы назначения нового судебного управляющего, привлечения к административной и (или) материальной ответственности бывшего судебного управляющего, освобожденного от занимаемой должности, а при установлении в его действиях признаков преступления, сообщения об этом прокурору в порядке статьи 152 ХПК";


6) первое предложение абзаца третьего пункта 15 исключить;


7) абзац седьмой пункта 19 изложить в следующей редакции:

"При наличии у должника задолженности в иностранной валюте, для проведения первого собрания кредиторов размер требований кредиторов, включаемых в реестр требований кредиторов, определяется в соответствии с официальным курсом, установленным на дату принятия хозяйственным судом заявления о признании должника банкротом, а в последующих процедурах  в порядке, предусмотренном Положением "О порядке отражения операций в иностранной валюте в бухгалтерском учете" (зарегистрировано Министерством юстиции Республики Узбекистан 30 июля 2013 года за N 1411-1), если в договоре, заключенном между кредитором и должником, не предусмотрен иной порядок";


8) из абзаца второго пункта 30 слова "не более чем на один год" исключить;


9) в абзаце пятом пункта 34 слова "Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства" заменить словами "Государственного комитета Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции";


10) абзацы второй и третий пункта 36 исключить;


11) пункт 38 изложить в следующей редакции:

"В соответствии с пунктом 4 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 апреля 2003 года N 188 "О мерах повышения эффективности проводимой реструктуризации и финансового оздоровления экономически несостоятельных предприятий", при объявлении предприятия-должника банкротом и открытии ликвидационного производства, коммерческий банк, являющийся кредитором с требованием в размере 70 и более процентов от общей суммы кредиторской задолженности, вправе обратиться в суд с заявлением о передаче предприятия (имущества) должника в его собственность по ликвидационной стоимости, за исключением имущества, являющегося предметом залога. При этом, банк принимает обязательства по:

погашению расходов и удовлетворению требований, предусмотренных частью первой статьи 134 Закона и задолженности по заработной плате;

погашению иной кредиторской задолженности предприятия-банкрота после реализации предприятия-банкрота.

Срок погашения банком расходов и удовлетворение требований, предусмотренных частью первой статьи 134 Закона, и задолженности по заработной плате не должен превышать одного месяца с момента принятия судом решения о передаче в собственность банка имущества предприятия-банкрота.

Имущество должника передается судебным управляющим в собственность банка на основании определения суда при условии погашения банком расходов и удовлетворения требований, предусмотренных частью первой статьи 134 Закона, и задолженности по заработной плате";


12) в пункте 41:

второе предложение изложить в следующей редакции:

"Если отчет ликвидационного управляющего признан обоснованным, хозяйственный суд выносит определение о завершении ликвидационного производства, а если отчет признан необоснованным, суд выносит определение об отказе в завершении ликвидационного производства";

дополнить третьим предложением следующего содержания:

"В этом случае, вопрос о завершении ликвидационного производства рассматривается после устранения недостатков и предоставления нового отчета".



V. Внести в постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 15 июня 2007 года N 162 "О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан при рассмотрении дел в суде первой инстанции" следующие изменения и дополнения:


1) в пункте 9:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"В статье 23 ХПК установлен субъектный состав участников правоотношений, из которых могут возникнуть споры, подведомственные хозяйственному суду. Он, прежде всего, включает в себя юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и получивших в установленном законом порядке статус индивидуального предпринимателя, а также граждан  физических лиц по делам, предусмотренным в пункте 4 части первой статьи 23 ХПК. Судам необходимо иметь в виду, что хозяйственный суд не вправе отказывать в принятии искового заявления, если с иском обратилось не само юридическое лицо, а его обособленное подразделение (филиал, представительство) на основании доверенности. При этом истцом по таким делам считается не обособленное подразделение, которое выступает как представитель, а юридическое лицо, в интересах которого оно действует";

в абзаце четвертом слова "В соответствии со статьей 23 ХПК" заменить словами "В соответствии с пунктом 1 части первой статьи 23 ХПК";


2) абзац второй пункта 13 изложить в следующей редакции:

"В соответствии с частью третьей статьи 49 ХПК граждане могут вести свои дела в хозяйственном суде лично или через представителей. Под гражданами, указанными в части третьей статьи 49 ХПК, следует понимать граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и получивших в установленном законом порядке статус индивидуального предпринимателя, а также физических лиц  участников споров, предусмотренных пунктом 4 части первой статьи 23 ХПК";


3) в пункте 21:

абзац первый дополнить третьим предложением следующего содержания:

"Заявления о выдаче судебного приказа рассматриваются в порядке, установленном главой 14 ХПК";

абзацы второй - седьмой исключить;


4) пункт 26 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"К исковому заявлению (заявлению) Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан и ее территориальных управлений должен быть приложен договор о членстве, заключенный между истцом и Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан. При несоблюдении данного требования исковое заявление (заявление) подлежит возврату применительно к пункту 2 части первой статьи 118 ХПК, а если данное обстоятельство установлено после принятия искового заявления к производству, иск подлежит оставлению без рассмотрения применительно к пункту 3 статьи 88 ХПК";


5) абзац первый пункта 29 изложить в следующей редакции:

"В ходе подготовки дела к судебному разбирательству хозяйственный суд извещает заинтересованных лиц о производстве по делу в порядке, предусмотренном в статье 124 ХПК";


6) первое предложение абзаца третьего пункта 35 изложить в следующей редакции:

"Определение об отложении рассмотрения дела направляется лицам, участвующим в деле в порядке, предусмотренном в статьи 124 настоящего Кодекса";


7) второе предложение абзаца первого пункта 44 изложить в следующей редакции:

"В случаях установления в процессе рассмотрения дел нарушений законности либо существенных недостатков в деятельности хозяйствующих субъектов, а также их должностных лиц хозяйственные суды вправе на основании статьи 152 ХПК выносить частные определения, а в случае обнаружения признаков преступления  направлять сообщения об этом прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовных дел с приложением соответствующих материалов".



VI. Внести в постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 28 декабря 2007 года N 172 "О частном определении хозяйственного суда" следующие изменения:


1) пункт 9 изложить в следующей редакции:

"9. В соответствии с частью четвертой статьи 152 ХПК, если при рассмотрении хозяйственного спора суд обнаружит в действиях лиц признаки преступления, он сообщает об этом прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела с приложением соответствующих материалов.

Разъяснить судам, что сообщение о наличии в действиях лиц признаков преступления должно быть указано в частном определении";


2) пункты 9.1 - 9.8 исключить;


3) из пункта 10.2 слова "либо УПК" исключить;


4) в пункте 10.3:

из второго предложения абзаца первого слова "связанных с возбуждением уголовного дела" и "УПК" исключить;

из второго предложения абзаца третьего слова "а также в частном определении о возбуждении уголовного дела" и "(преступления)" исключить.



VII. Абзац пятый пункта 4 постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 28 декабря 2007 года N 173 "О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан при рассмотрении дел в суде апелляционной инстанции" после слов "передано им под расписку" дополнить словами "а при наличии у них электронных адресов определение может быть направлено в электронной форме через информационную систему".



VIII. Внести в постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 18 апреля 2008 года N 180 "О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства о государственной пошлине" следующие изменения и дополнения:


1) пункт 4.6 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"В случае обжалования судебного акта только в части государственной пошлины, государственная пошлина оплате не подлежит";


2) дополнить пунктом 4.7 следующего содержания:

"4.7. Согласно статье 106 ХПК заявление о выдаче судебного приказа оплачивается государственной пошлиной в размере пятидесяти процентов ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы при обращении в суд с иском в общем порядке.

Разъяснить судам, что размер уплачиваемой (взыскиваемой) государственной пошлины по заявлению о выдаче судебного приказа должен быть не менее 50 процентов минимальной заработной платы";


3) третье предложение пункта 9 после слов "другим лицом" дополнить словами "(за исключением случаев оплаты государственной пошлины руководителем или учредителем за предприятие)";


4) пункт 26 дополнить абзацами вторым - четвертым следующего содержания:

"При обращении в суд в рамках осуществляемой предпринимательской деятельности субъекты малого бизнеса и частного предпринимательства уплачивают государственную пошлину в размере 50 процентов установленной ставки. При этом, статус субъекта малого бизнеса должен быть подтвержден справкой органа статистики, прилагаемой к исковому заявлению.

Если при обращении в хозяйственный суд субъектом малого бизнеса и частного предпринимательства государственная пошлина оплачена в размере 50 процентов установленной ставки и исковые требования удовлетворены, взыскиваемая по результатам рассмотрения дела с ответчика государственная пошлина ограничивается уплаченной истцом суммой. В случае отказа в иске, государственная пошлина дополнительно с истца не взыскивается.

Апелляционные и кассационные жалобы по этим делам оплачиваются государственной пошлиной в размере 50 процентов от пошлины, оплаченной (взысканной) в суд первой инстанции";


5) в пункте 28 слова "по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства" заменить словами "по приватизации, демонополизации и поддержке конкуренции";


6) абзац первый пункта 29 после слов "При отказе в иске" дополнить словами "(при прекращении производства по делу, оставлении иска без рассмотрения)".



IХ. Внести в постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 24 апреля 2009 года N 197 "О некоторых вопросах применения хозяйственными судами таможенного законодательства" следующие изменения:


1) в пункте 14.1:

в абзаце первом слова "статьей 113" заменить словами "частью первой статьи 113";

абзац третий изложить в следующей редакции:

"В случае, если до подачи искового заявления в суд плательщик в течение одного года не обращался в таможенные органы с заявлением о возврате (зачете) денежных средств, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 8 статьи 86 ХПК";


2) в пункте 14.2 слова "части второй статьи 113 ТК" и "с них" заменить соответственно словами "части третьей статьи 113 ТК" и "для них";


3) пункта 16 изложить в следующей редакции:

"При разрешении споров, связанных с возвратом уплаченной таможенной пошлины при импорте имущества предприятием с иностранными инвестициями для собственных производственных нужд, судам следует иметь в виду, что факт отнесения продукции к категории, импортируемой предприятиями для собственных нужд, удостоверяется соответствующим сертификатом, который выдается в соответствии с Положением "О порядке определения имущества, ввозимого предприятиями с иностранными инвестициями для собственных производственных нужд", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 мая 2011 года N 136";


4) пункт 16.1 изложить в следующей редакции:

"При этом следует учитывать, что согласно части шестой статьи 12 Закона Республики Узбекистан "Об иностранных инвестициях" имущество, ввозимое в Республику Узбекистан предприятиями с иностранными инвестициями с долей иностранных инвестиций в уставном фонде не менее 33 процентов для собственных производственных нужд, освобождается в течение двух лет с момента их государственной регистрации от обложения таможенной пошлиной в порядке, установленном законодательством";


5) пункт 19 изложить в следующей редакции:

"Судам следует иметь в виду, что при выставлении инкассового поручения на основании статьи 112 ТК, таможенный орган в соответствии с абзацем вторым пункта 61 Положения "О безналичных расчетах в Республике Узбекистан", зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан 3 июня 2013 года за N 2465, обязан указывать в деталях платежа номер и дату документа (ГТД, акт проверки, заключение таможенного органа), на основании которого производится бесспорное списание".



Х. Пункты 3, 16 и абзац второй пункта 23 постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 18 декабря 2009 года N 204 "О применении норм Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан при утверждении мирового соглашения" исключить.



XI. Внести в постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 18 июня 2010 года N 210 "О некоторых вопросах применения хозяйственными судами общей части Налогового кодекса Республики Узбекистан" следующие изменения и дополнения:


1) в пункте 1.1 слова "частью третьей статьи 14" заменить словами "частью третьей статьи 16";


2) в пункте 1.2 слова "в статье 14" "в статье 16";


3) абзац второй пункта 8 исключить;


4) абзац первый пункта 13 исключить;


5) дополнить пунктом 13.1 следующего содержания:

"13.1. При обращении органа государственной налоговой службы с заявлением об обращении взыскания на имущество налогоплательщика размер налоговой задолженности не должен быть менее размера, установленного законодательными актами. Если сумма задолженности менее установленного размера, заявление подлежит отказу в принятии применительно к пункту 1 части первой статьи 117 ХПК, а при установлении данного обстоятельства после принятия заявления к производству, производство по делу подлежит прекращению в соответствии с пунктом 1 статьи 86 ХПК";


6) пункты 16 - 16.2 исключить;


7) в абзаце первом пункта 18 цифру "0,05" заменить цифрой "0,033";


8) из абзаца первого пункта 28.1 цифру "115" исключить;


9) пункт 29 изложить в следующей редакции:

"Несоблюдение должностными лицами органов государственной налоговой службы правил, предусмотренных в статьях 92-104 НК, может явиться основанием для отмены решения органа государственной налоговой службы вышестоящим органом государственной налоговой службы или для признания судом этого решения недействительным";


10) из пункта 32 цифру "117" исключить;


11) пункт 37 изложить в следующей редакции:

"В соответствии с частью первой статьи 53 Налогового кодекса, банки обязаны исполнять платежные поручения налогоплательщика на перечисление налога и (или) другого обязательного платежа, а также инкассовые поручения соответствующего уполномоченного органа о взыскании налогов и других обязательных платежей в порядке очередности, установленной в Инструкции "О порядке списания денежных средств с банковских счетов хозяйствующих субъектов" (зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Узбекистан 15 марта 2012 года N 2342) и Положении "О безналичных расчетах в Республике Узбекистан" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Узбекистан 3 июня 2013 года N 2465), а также Инструкции "О кассовом исполнении Государственного бюджета Республики Узбекистан" (зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Узбекистан 1 февраля 2012 года N 2320)";


12) пункт 38.1 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Для частных предпринимателей, занимающихся розничной торговой деятельностью, регистрами учета доходов и товарных операций считается книга учета доходов и товарных операций и книжка чеков товара частного предпринимателя, занимающихся розничной торговой деятельностью. Регистры учета доходов и товарных операций регистрируются органами государственной налоговой службы по месту регистрации частного предпринимателя";

абзац второй считать абзацем третьим;


13) пункт 39 исключить.



XII. Пункт 12.1 постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 19 ноября 2010 года N 220 "О некоторых вопросах применения актов законодательства при рассмотрении дел о признании права собственности" исключить.


   

Председатель

Высшего хозяйственного суда

  

  

      

К.Камилов

Секретарь Пленума, судья

Высшего хозяйственного суда

           

М.Израилбекова