Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Порядок проведения мониторинга и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий (Зарегистрирован МЮ 05.06.1998 г. N 442, утвержден Комитетом по делам об экономической несостоятельности предприятий при ГКИ 20.03.1998 г.)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ЗАРЕГИСТРИРОВАН

МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

05.06.1998 г.

N 442



УТВЕРЖДЕН


КОМИТЕТОМ

ПО ДЕЛАМ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

ПРИ      ГОСКОМИМУЩЕСТВЕ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

20.03.1998 г.

СОГЛАСОВАН


МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

30.03.1998 г.



ПОРЯДОК

проведения мониторинга и анализа

финансово-хозяйственной деятельности

предприятий


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 11 декабря 1996 г. N УП-1658 "О мерах по реализации законодательства о банкротстве предприятий", постановлением Кабинета Министров  Республики Узбекистан от 28 декабря 1996 г. N 465 "О вопросах организации деятельности Комитета по делам об экономической несостоятельности предприятий  при Госкомимуществе Республики Узбекистан", законодательством Республики  Узбекистан по бухгалтерскому учету и определяет процедуру проведения мониторинга и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий Комитетом  по делам об экономической несостоятельности предприятий и его территориальными  подразделениями (далее - Комитет).


1.2. В целях правильного и единообразного применения настоящего Порядка  используются следующие понятия:

мониторинг - система сбора и обобщения информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий;

санация - проведение комплекса мероприятий по оздоровлению финансово-хозяйственного состояния предприятий;

экономическая несостоятельность - неспособность предприятия удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, включая требования об уплате заработной платы, а также обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды за счет принадлежащего ему имущества;

банкротство - признание в установленном порядке экономической несостоятельности предприятия, объявленного хозяйственным судом банкротом;

добровольная ликвидация - это внесудебная процедура, осуществляемая в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О банкротстве" по взаимному согласию между предприятием-должником и кредиторами в целях удовлетворения   требований кредиторов и предотвращения негативных социальных последствий в связи с экономической несостоятельностью предприятия;

анализ финансово-хозяйственной деятельности - комплексное исследование предприятия с целью определения его финансовой устойчивости и платежеспособности на основе финансовых показателей.


1.3. Целью мониторинга финансово-хозяйственной деятельности предприятия (далее мониторинг) является выявление и предотвращение причин, которые могут привести предприятие к экономической несостоятельности, и подготовка предложений по предотвращению банкротства для внесения в Правительственную комиссию по вопросам банкротства и санации.


1.4. Основными задачами проведения мониторинга финансово-хозяйственного состояния предприятия являются предотвращение банкротства и обеспечение платежеспособности путем:

а) анализа финансово-хозяйственного состояния;

б) разработки предложений по проведению санации, реструктурированию предприятий, имеющих признаки несостоятельности или ликвидации экономически несостоятельных (банкротов) предприятий;

в) создания базы данных по предприятиям республики.

В зависимости от экономического положения предприятия разделяются по следующим группам:

- состоятельные;

- группа "риска";

- группа "кризисных";

- неплатежеспособные;

- группа "потенциальных банкротов" (экономически несостоятельные).



II. ВИДЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА

И АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ


2.1. Мониторинг финансово-хозяйственной деятельности проводится в следующем  порядке:

а) по отраслевому признаку - для выявления влияния экономических факторов на состояние предприятий отрасли;

б) по региональному (территориальному) признаку - для выявления факторов регионального характера, влияющих на состояние предприятий независимо от их форм собственности.


2.2. Мониторинг финансово-хозяйственного состояния конкретного предприятия осуществляется для определения его платежеспособности или экономического состояния в целом. Результаты, полученные на основе системы наблюдения за состоянием предприятий, обобщаются Комитетом в разрезе регионов и отраслей.


2.3. В результате мониторинга Комитетом разрабатываются конкретные предложения и мероприятия по реструктурированию предприятия.


2.4. Основными методами проведения мониторинга являются:

а) "Экспресс - диагностика" - выявление потенциальной платежеспособности предприятий путем анализа показателей системы критериев и применение данного метода в проведении мониторинга и анализа предприятий на уровне макроэкономики, при прогнозировании и определении динамики экономически несостоятельных и состоятельных предприятий в разрезе отраслей и регионов в целом;

б) Глубокий анализ финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия на микроэкономическом уровне с целью отслеживания процессов восстановления или утраты его платежеспособности, выхода из экономической несостоятельности или нарастания факторов предбанкротного состояния.



III. ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА

И АНАЛИЗА


3.1. Проведение мониторинга и анализа включает в себя следующие этапы:

а) сбор и обработка информации о финансово-хозяйственном состоянии предприятий;

б) анализ финансово-хозяйственного состояния предприятий на базе накопленной информации;

в) заключение по результатам анализа;

г) рекомендации.


3.2. Исходные данные (сведения о долгах и финансовом состоянии предприятия) для проведения мониторинга и анализа предоставляются Министерством макроэкономики и статистики. Государственным налоговым комитетом, коммерческими банками, а также министерствами и ведомствами в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан N УП-1658 от 11.12.1996 года.


3.3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий проводится по системе критериев для определения признаков экономической несостоятельности предприятия согласно Системе критериев для определения признаков экономической несостоятельности предприятия.

3.4. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий включает изучение:   

- финансового состояния;

- финансовой устойчивости;

- платежеспособности;

- ликвидности баланса;

- финансовых коэффициентов;

- финансовых результатов.


3.5. Источниками информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий являются:

бухгалтерский баланс, форма N 1;

отчет о финансовых результатах, форма N 2;

отчет о движении основных средств, форма N 3;

отчет о денежных потоках, форма N 4;

отчет о собственном капитале, форма N 5;

справка о дебиторской и кредиторской задолженностях, форма  N 2а;

данные бухгалтерского учета в соответствии с Законом "О бухгалтерском учете";

данные статистического учета в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О государственной статистике".


3.6. Изучаются сведения о предприятии-должнике, исследуется состояние основных фондов и имущества, использование мощностей, динамика дебиторской и кредиторской задолженностей, в том числе и просроченной. Выявляются сильные и слабые стороны анализируемого предприятия, соотношение стоимости имущества и обязательств, возможность восстановления платежеспособности.


3.7. По предприятиям, в имуществе которых имеется государственная доля, Комитетом вносится предложение в Правительственную комиссию по вопросам банкротства и санации для объявления предприятия банкротом или о предоставлении  ему санации.



IV. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА И АНАЛИЗА

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЙ


4.1. Мониторинг финансово-хозяйственного состояния предприятий, имеющих госдолю, осуществляется постоянно, анализ проводится в следующих случаях:

а) по заявлению кредитора;

б) по заявлению собственника;

в) перед добровольной ликвидацией предприятия-должника;

г) при наличии внешних признаков несостоятельности;

д) в период санации при оказании государственной финансовой поддержки.


4.2. Проведение анализа осуществляется после поступления официального заявления кредитора в Комитет. К заявлению кредитора прилагаются документы, подтверждающие требования к должнику, которые не были удовлетворены в течение срока, указанного в статье 7 Закона Республики Узбекистан "О банкротстве".

4.2.1.Комитет в течение 3 дней со дня получения заявления кредитора направляет извещение предприятию-должнику о представлении бухгалтерских документов для проведения анализа финансово-хозяйственного состояния предприятия  (Приложение N 1).

4.2.2. После получения комплекта необходимых документов Комитетом проводится анализ, по результатам которого применяются процедуры, установленные действующим законодательством.

4.2.3. На должника заводится отдельное дело, сведения о предприятии и его финансово-экономические показатели заносятся в базу данных Комитета. Далее устанавливается мониторинг за его работой.


4.3. Мониторинг и проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности по заявлению собственника проводится в том же порядке, как и по заявлению кредитора.


4.4. Решение о добровольной ликвидации предприятия-должника и об объявлении им о своем банкротстве принимается руководителем предприятия совместно с кредиторами на основе анализа экономического состояния предприятия, в результате которого установлено, что предприятие не может платить по своим обязательствам и нет возможности восстановить его платежеспособность.

4.4.1. Указанное решение утверждается собственником имущества предприятия-должника и Комитетом по делам об экономической несостоятельности предприятий.

4.4.2. Предприятие-должник в течение 3 дней после принятого решения о добровольном объявлении себя банкротом представляет все результаты анализа, согласованного с кредиторами, в Комитет для получения подтверждения принятого решения.

4.4.3. Для утверждения решения предприятия-должника и кредитора о добровольной ликвидации Комитет проводит мониторинг и анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия-должника.

4.4.4. Если результат мониторинга и анализа, проведенных предприятием-должником и кредиторами, сходится с результатом мониторинга и анализа, проведенных Комитетом, решение о добровольной ликвидации утверждается, в противном случае в установленном порядке возбуждается производство по делу о несостоятельности  предприятия. Если результат мониторинга и анализа предприятия выявил его экономическую состоятельность, данные действия предприятия-должника могут оцениваться как неправомерные, т.е. заведомо ложное (фиктивное) объявление о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них скидок или рассрочки причитающихся им платежей.


4.5. Периодический мониторинг и анализ по внешним признакам несостоятельности проводится с целью определения состояния предприятий в регионах и отраслях в целом. На основе базы данных экономически несостоятельных предприятий по отраслям и по регионам изучаются закономерности, тенденции, структурные изменения по экономически несостоятельным предприятиям.

4.5.1. При этом анализируются финансовые и экономические показатели, изменения в объемах просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, тенденции увеличения или уменьшения количества несостоятельных и убыточных  предприятий.

4.5.2. Комитет проводит периодический мониторинг и анализ с целью решения вышеизложенных задач и разрабатывает меры и рекомендации по реструктуризации, перепрофилированию и восстановлению платежеспособности предприятий, по отраслям и регионам в целом.


4.6. Мониторинг за проведением санации предприятий проводится по предприятиям, получившим государственную финансовую поддержку в соответствии с "Положением о санации экономически несостоятельных предприятий" по постановлению  Кабинета Министров Республики Узбекистан N 465 от 28 декабря 1996 г. и протокольным поручением заседания Кабинета Министров N 2 от 29 апреля 1998г. (п.7).

4.6.1. Комитет осуществляет контроль за ходом санации хозяйствующих субъектов-должников и использованием средств на проведение санации. В течение всего установленного срока санации Комитетом ведется мониторинг финансовой деятельности предприятия и определяется поэтапная эффективность.

4.6.2. Комитет при необходимости оказывает санируемому предприятию практическую помощь в решении вопросов по успешному выполнению мероприятий санации. При этом глубоко изучаются причины, препятствующие ходу санации, и принимается решение о продолжении санации или о бесперспективности дальнейшей санации. Предложения о прекращении процесса санации вносятся Комитетом в государственный орган, вынесший решение о предоставлении санации.



V. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА

И АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ


5.1. Порядок проведения и оформления результатов мониторинга и анализа осуществляется в следующей последовательности.


5.2. Все сведения, поступившие в Комитет от Минмакроэкономстата, ГНК, коммерческих банков, хозяйственного суда, министерств, ведомств и предприятий, вносятся в книгу регистрации, которая ведется в управлении (отделе) мониторинга и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий.


5.3. При первичной обработке материалов определяется перечень предприятий, по которым необходимо вести мониторинг, после чего направляется извещение руководителям этих предприятий, а также руководителям предприятий-должников о проведении мониторинга по заявлению кредитора (собственника) (см. Приложение N 1).


5.4. Результаты изучения финансово-хозяйственной деятельности предприятий оформляются протоколом с участием представителей Комитета, кредиторов (собственников) и предприятия-должника. К протоколу прилагается заключение  Комитета о результатах анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия для принятия решения Правительственной комиссией о передаче дел в хозяйственный суд для объявления банкротом или предоставлении санации.


5.5. Если в результате мониторинга и анализа выявлено, что ранее экономически несостоятельное предприятие стало экономически состоятельным, то об этом сообщается предприятию и другим заинтересованным сторонам (кредиторам, собственникам), и в их адрес направляется уведомление об изменении финансовых показателей (Приложение N 2), однако сведения о предприятии остаются в базе данных Комитета для проведения периодического мониторинга по нему.


5.6. Если в результате мониторинга и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий выявлено, что предприятие находится в кризисном состоянии и на грани банкротства, Комитетом направляется в адрес предприятия уведомление с конкретными рекомендациями, направленными на предотвращение банкротства (Приложение N 3).



VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ


6.1. Предприятие в лице руководителя несет в установленном порядке ответственность за надлежащее, полное и своевременное выполнение своих обязательств по проведению процедуры анализа и мониторинга финансово-хозяйственного состояния.



VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ

ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЙ


7.1. Комитет по делам об экономической несостоятельности предприятий в своей деятельности несет ответственность в установленном законодательством порядке.




ПРИЛОЖЕНИЕ N 1


ИЗВЕЩЕНИЕ N____

о неплатежеспособности предприятия

__________________________

(руководителю предприятия)

от "___" _________199__г.


Комитет (тер. управление) по делам об экономической несостоятельности извещает Вас о том, что согласно представленным данным Вашего кредитора (банк, предприятие, организация) Ваше предприятие имеет признаки неплатежеспособности.

В связи с этим необходимо провести анализ финансово-хозяйственного состояния  Вашего предприятия Комитетом (тер. управлением).

Обязываю Вас для проведения анализа представить в Комитет по делам об экономической несостоятельности предприятий (тер. управление) в трехдневный срок пакет нижеследующих документов:

1.__________________________________________________________

2.__________________________________________________________

3.__________________________________________________________

4.__________________________________________________________

             (наименование документов)


Документы должны быть представлены по адресу:_____________

___________________________________________________________

       (почтовые реквизиты Комитета (тер. управления))


Председатель (зам. председателя) Комитета

________________  ________________

         (подпись)                 (Ф.И.О.)


Начальник (зам. начальника) управления

________________  ________________

         (подпись)                 (Ф.И.О.)

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2


УВЕДОМЛЕНИЕ N ___

о признании экономически состоятельным

ранее экономически несостоятельного предприятия


__________________________

(руководителю предприятия)

от "___" _________199__г.



Комитет по делам об экономической несостоятельности при Госкомимуществе Республики Узбекистан уведомляет Вас, что Ваше предприятие

___________________________________________________________________

                               (полное наименование предприятия)

___________________________________________________________________

               (почтовые реквизиты, юридический адрес предприятия)


на основании Закона Республики Узбекистан от 5 мая 1994 г. "О банкротстве", Указа Президента Республики Узбекистан  N УП-1658 от 11 декабря 1996 г. "О мерах по реализации законодательства о банкротстве предприятий", N УП-1816 от 9 июля 1997 г. "О мерах по повышению ответственности за сохранность и своевременное пополнение оборотных средств", постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 декабря 1996 г. "О вопросах организации деятельности  Комитета по делам об экономической несостоятельности предприятий при Госкомимуществе Республики Узбекистан" предприятие ______________________ признано экономически состоятельным.


Председатель (зам. председателя) Комитета

________________  ________________

         (подпись)                 (Ф.И.О.)


Начальник тер. управления (зам. начальника тер. управления)

________________  ________________

         (подпись)                 (Ф.И.О.)



ПРИЛОЖЕНИЕ N 3


Руководителю ___________________________________________

(наименование хозяйствующего субъекта, органа управления)


УВЕДОМЛЕНИЕ

о необходимости принятия мер по выводу

из экономической несостоятельности

предприятия ______________________

N ____ от ___________199 ____г.


(на основании Закона Республики Узбекистан N 1054 от 5 мая 1994 г. "О банкротстве", Указа Президента N 1658 от 11 декабря 1996 г. "О мерах по реализации  законодательства о банкротстве предприятий", N УП-1816 от 9 июля 1997 г. "О мерах по повышению ответственности за сохранность и своевременное пополнение оборотных средств", постановления Кабинета Министров  N 465 от 28 декабря 1996 г. "О вопросах организации деятельности Комитета по делам об экономической несостоятельности предприятий" и протокольного решения заседания Правительственной комиссии по вопросам банкротства и санации предприятий от 23 октября 1997 г.)


___________________________________________________________________

(Комитет по делам об экономической несостоятельности предприятий или его территориальное подразделение)


в результате мониторинга и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий установил:  что


___________________________________________________________________

              (наименование хозяйствующего субъекта подразделения)


находится в предбанкротном состоянии, т.е.


___________________________________________________________________

(необходимо отразить причины и показатели предбанкротного состояния).


В связи с вышеизложенным предупреждаю Вас, что согласно ст. 3 Закона Республики Узбекистан "О банкротстве" за неправомерные действия, повлекшие банкротство, должностные лица или собственники субъекта хозяйствования могут быть привлечены к ответственности. Предлагаю в срочном порядке принять меры по предотвращению угрозы банкротства и улучшению финансово-экономического положения. О принятых мерах сообщить до "___"__________199____г.


Председатель (зам. председателя) Комитета

________________  ________________

         (подпись)                 (Ф.И.О.)


Начальник (зам. начальника) тер. подразделения    

________________  ________________

         (подпись)                 (Ф.И.О.)