Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Положение о порядке размещения средств накопительной пенсионной системы в качестве инвестиционных и кредитных ресурсов (Утверждено Постановлением МФ от 11.10.2006 г. N 88 и правления ЦБ от 07.10.2006 г. N 282-В)

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

УТВЕРЖДЕНО

Постановлением МФ от 11.10.2006 г. N 88 и

правления ЦБ от 07.10.2006 г. N 282-В



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке размещения средств

накопительной пенсионной системы

в качестве  инвестиционных и

кредитных ресурсов


    

Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О накопительном пенсионном обеспечении граждан" и определяет порядок размещения средств накопительной пенсионной системы в качестве инвестиционных и кредитных ресурсов, в том числе в финансовые инструменты.



I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. В целях настоящего Положения применяются следующие основные понятия:


средства накопительной пенсионной системы - совокупность средств, аккумулируемых на индивидуальных накопительных пенсионных счетах в Народном банке;


размещение средств - использование средств накопительной пенсионной системы в качестве инвестиционных и кредитных ресурсов, а также для размещения в финансовые инструменты.



II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ

СРЕДСТВ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ


2. В целях организации эффективного размещения средств накопительной пенсионной системы (далее - НПС) создается Координационный совет (далее - Коорсовет) по определению политики размещения средств и формированию доходов накопительной пенсионной системы, состоящий из представителей Министерства финансов, Центрального банка и Народного банка.

Состав Коорсовета утверждается Министерством финансов и Центральным банком Республики Узбекистан. Количество членов Коорсовета (без учета секретаря Коорсовета) должно быть нечетным.


3. Задачами Коорсовета являются:

определение объектов размещения средств НПС на основе принципов срочности, возвратности, прибыльности и диверсификации;

определение предельных объемов средств НПС для размещения по каждому из объектов размещения;

отнесение объектов размещения средств НПС к группам риска;

установление размера маржи Народному банку от дохода, полученного от размещения и инвестирования средств НПС, и определение процентной ставки для начисления на индивидуальные накопительные счета граждан.


4. Коорсовет имеет право:

рассматривать предложения Народного банка по размещению средств НПС исходя из действующего законодательства;

принимать решения от имени Министерства финансов и Центрального банка Республики Узбекистан по вопросам размещения средств НПС;

получать от Народного банка информацию, необходимую для обеспечения выполнения возложенных на него задач;

определять повестку дня, дату и место проведения заседания Коорсовета, а при необходимости вносить в нее изменения.


5. Коорсовет обязан:

исполнять и соблюдать порядок, установленный Министерством финансов и Центральным банком Республики Узбекистан по вопросам размещения средств НПС, в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением;

вести мониторинг за своевременным и качественным исполнением Народным банком принятых решений Коорсовета.


6. Порядок организации работы Коорсовета:

заседания Коорсовета проводятся периодически по мере необходимости при участии не менее трех четвертей ее членов не реже одного раза в квартал;

решения Коорсовета принимаются простым большинством голосов от общего количества членов Коорсовета, участвующих в заседании. При равенстве голосов голос председателя Коорсовета является решающим;

заседания Коорсовета оформляются протоколом, подписываемым членами Коорсовета, участвовавшими в заседании, и утверждаемым председателем Коорсовета.


7. Рабочим органом Коорсовета является Народный банк Республики Узбекистан.



III. ОБЯЗАННОСТИ НАРОДНОГО БАНКА

ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ СРЕДСТВ НПС


8. Народный банк при размещении средств НПС осуществляет свои права и исполняет обязанности исключительно в интересах вкладчиков НПС и управляет средствами НПС в соответствии с требованиями Закона Республики Узбекистан "О накопительном пенсионном обеспечении граждан" и настоящего Положения.


9. Народный банк при размещении средств НПС обязан:


а) решать организационные вопросы по созыву заседаний Коорсовета;

б) своевременно и качественно выполнять решения, принятые Коорсоветом, и размещать средства НПС исключительно в соответствии с утвержденными решениями Коорсовета и настоящим Положением путем заключения в установленном порядке договоров;

в) осуществлять предварительную экспертизу предлагаемых объектов размещения средств НПС;

г) ежемесячно направлять в Министерство финансов Республики Узбекистан и Центральный банк информацию о поступлении средств на индивидуальные накопительные пенсионные счета граждан о направлениях по размещению данных средств, отчеты о сделках, а также о выплатах с индивидуальных накопительных пенсионных счетов;

д) организовать учет ценных бумаг, приобретенных в результате размещения средств, хранение сертификатов ценных бумаг и осуществлять предусмотренные законодательством Республики Узбекистан мероприятия для отдельных видов ценных бумаг.



IV. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА

СРЕДСТВ НПС В НАРОДНОМ БАНКЕ


10. Народный банк обеспечивает проведение ежегодной сверки данных между Центральным операционным филиалом и районными, городскими филиалами Народного банка о размерах средств НПС с нарастающим итогом и общим объемом средств НПС. Также сверяются данные поступлений взносов за прошедший финансовый год и данные по остаткам средств на индивидуальных накопительных пенсионных счетах граждан.


11. Сумма денежных средств, состоящая из взносов на индивидуальные накопительные пенсионные счета граждан, отражается в пассивной части баланса. При этом в активной части баланса должны отражаться средства, размещенные в соответствии с настоящим Положением.


12. Учет расходов по ведению индивидуальных накопительных пенсионных счетов граждан и выплат средств с индивидуальных накопительных пенсионных счетов ведется отдельно от других расходов Народного банка.


13. Поступившие в НПС средства перечисляются филиалами Народного банка в Центральный операционный филиал Народного банка через счет 16102 - "К получению из головного офиса/филиала - безналичные ресурсы".


14. Учет поступивших от филиалов Народного банка средств НПС в Центральный операционный филиал Народного банка ведется на счете 22203 - "К оплате в головной офис/филиалы - безналичные ресурсы".


15. Учет процентных доходов, полученных от размещения средств НПС, в Центральном операционном филиале Народного банка ведется на счете 45994 - "Прочие доходы".


16. В Центральном операционном филиале Народного банка ведется внесистемный учет перечисленных средств в разрезе филиалов банка. В конце года полученная маржа от размещения средств направляется в Центральный операционный филиал для распределения каждому филиалу исходя из поступления средств на счета НПС.


17. Народный банк ежеквартально представляет в Министерство финансов и Центральный банк Республики Узбекистан отчет о движении размещенных средств НПС. Форма отчета устанавливается Министерством финансов по согласованию с Центральным банком Республики Узбекистан.



V. РАЗМЕЩЕНИЕ СРЕДСТВ НПС


18. Денежные средства, поступившие в виде накопительных пенсионных взносов, зачисляются филиалом Народного банка на специальный транзитный счет с последующим аккумулированием Центральным операционным филиалом Народного банка на балансовом счете 22628 - "Средства граждан на индивидуальном накопительном пенсионном счете".


19. В зависимости от общей суммы средств НПС, аккумулированных Центральным операционным филиалом Народного банка, и предполагаемого объема накопительных пенсионных выплат в течение календарного года устанавливается объем свободных средств, направляемых для размещения.


20. Остаток средств НПС на специальных счетах филиалов Народного банка должен составлять не менее 1 месячной потребности для осуществления выплат с накопительных пенсионных счетов.


21. Размещение средств НПС осуществляется Народным банком в соответствии с утверждаемыми Коорсоветом квотами.


22. Квоты на размещение средств НПС по объектам размещения утверждаются решениями Коорсовета ежеквартально.


23. Средства НПС могут быть размещены в следующие объекты:


а) государственные ценные бумаги Республики Узбекистан;

б) корпоративные ценные бумаги, выпущенные в обращение в Республике Узбекистан, в порядке, установленном действующим законодательством, и прошедшие процедуру листинга;

в) депозиты в банках;

г) иностранная валюта в кредитных организациях;

д) иные объекты, определяемые законодательством, утверждаемые решениями Коорсовета для каждого отдельного случая и отвечающие требованиям пункта 27 настоящего Положения.


24. Размещение средств в государственные краткосрочные облигации и государственные среднесрочные облигации осуществляется в соответствии с Положением об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных облигаций (peг. N 552 от 30.11.1998 г.) и Положением о порядке размещения, обращения и погашения выпусков государственных среднесрочных казначейских обязательств Республики Узбекистан (peг. N 1327 от 16.03.2004 г.) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., N 11, ст. 135).


25. Средства НПС не могут быть использованы для приобретения ценных бумаг эмитентов, в отношении которых осуществляются меры досудебной санации или возбуждена процедура банкротства (наблюдения, временного (внешнего) управления) в соответствии с законодательством Республики Узбекистан о банкротстве либо в отношении которых такие процедуры применялись в течение двух предшествующих лет.

Также средства НПС не могут использоваться для размещения в отношении эмитентов ценных бумаг, не отвечающих требованиям ликвидности, платежеспособности, прибыльности и иным требованиям, предъявляемым к эмитентам ценных бумаг.


26. Размещение средств НПС в объекты, не предусмотренные настоящим Положением, не допускается.



VI. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕКТАМ

РАЗМЕЩЕНИЯ СРЕДСТВ НПС


27. При размещении средств НПС в объекты, указанные в подпункте "д" пункта 23 настоящего Положения, Коорсоветом предъявляются следующие требования:


а) о наличии необходимого профессионального опыта по осуществлению деятельности кредитного учреждения;

б) о минимальном размере, составе и структуре активов, в отношении которых должен иметься опыт осуществления профессиональной деятельности;

в) о минимальном размере собственного капитала кредитного учреждения или хозяйствующего субъекта;

г) о рентабельности, финансовой устойчивости, деловой и рыночной активности и иные требования, установленные действующим законодательством и Коорсоветом для эмитентов корпоративных ценных бумаг.


28. При размещении средств НПС в иные объекты, предусмотренные подпунктом "д" пункта 23 настоящего Положения, являющиеся хозяйствующими субъектами, последние обязаны представить заверенное аудиторское заключение о достоверности финансовой отчетности, заверенную налоговой инспекцией финансовую отчетность, отчет о прибылях и убытках за три года, предшествующие подаче заявки о размещении средств НПС, и иные документы, необходимые для всестороннего рассмотрения вопроса о размещении средств НПС.



VII. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

ОТ РАЗМЕЩЕНИЯ СРЕДСТВ НПС


29. Доходы, полученные от размещения средств, за вычетом маржи Народного банка, ежегодно в конце года зачисляются на индивидуальные накопительные пенсионные счета граждан пропорционально размеру имеющегося на них остатка средств.


30. Размер маржи, получаемой Народным банком от размещения средств, устанавливается Министерством финансов по представлению Коорсовета предварительно - авансовая часть в начале года до 1 февраля, окончательно - в последней декаде декабря.


31. Порядок распределения получаемой маржи между Народным банком и его филиалами устанавливается Народным банком.






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Положению

СОСТАВ

Координационного совета по размещению

средств и формированию доходов

накопительной пенсионной

системы


Ашрафханов Б.Б., первый заместитель министра финансов, председатель Коорсовета.


Рофиев К.Т., первый заместитель председателя правления Центрального банка, заместитель председателя Коорсовета.


Жумагалдиев М.Р., председатель правления Народного банка, член Коорсовета.


Мансуров Ш.Х., исполнительный директор внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов, член Коорсовета.


Маматов А.М., директор департамента лицензирования и регулирования деятельности коммерческих банков.


Туляганов Т., директор департамента по управлению накопительной пенсионной системой Народного банка, секретарь Коорсовета.



Примечание. При переходе лиц, входящих в состав Совета, на другую работу в его состав включаются лица, вновь назначенные на указанные должности.