Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14.11.2007 г. N 16 "О применении судами меры пресечения в виде заключения под стражу на стадии досудебного производства"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

14.11.2007 г.

N 16



О ПРИМЕНЕНИИ

СУДАМИ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ В ВИДЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПОД СТРАЖУ НА СТАДИИ

ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА


Принятие Закона Республики Узбекистан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с передачей судам права выдачи санкции на заключение под стражу" явилось одним из важнейших факторов обеспечения защиты прав человека и направлено на дальнейшую демократизацию судебно-правовой системы.

В целях обеспечения правильного применения органами дознания, предварительного следствия и судами указанного Закона, на основании статьи 17 Закона "О судах", Пленум Верховного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Разъяснить, что передача судам права выдачи санкции на заключение под стражу соответствует положениям, закрепленным в статье 27 Конституции Республики Узбекистан, общепризнанных нормах международного права и призвана способствовать эффективной защите прав и законных интересов лица, привлеченного к участию в уголовном деле в качестве подозреваемого, обвиняемого.

2. Обратить внимание судов, что согласно закону в компетенцию судов входит не только право принятия решения по вопросу о применении меры пресечения в виде заключения под стражу и продлении срока содержания под стражей на стадии досудебного производства, но и о применении другой меры пресечения в случае, предусмотренном пунктом 2-1 части десятой статьи 243 УПК.

3. В соответствии с частью первой статьи 236 УПК меры пресечения применяются в целях предотвращения уклонения подозреваемого, обвиняемого от дознания, предварительного следствия и суда, пресечения его преступной деятельности, воспрепятствования попыткам помешать установлению истины по делу, обеспечения исполнения приговора.

В связи с тем, что применение меры пресечения в виде заключения под стражу ограничивает права лица на свободу, законом строго определены основания для его применения.

Мера пресечения в виде заключения под стражу применяется по делам:

об умышленных преступлениях, за которые Уголовным кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет;

о преступлениях, совершенных по неосторожности, за которые Уголовным кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет.

При решении вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу судам необходимо также учитывать обстоятельства, предусмотренные частями второй и третьей статьи 236 УПК.


4. В соответствии с частью второй статьи 242 УПК, в исключительных случаях, мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена по делам об умышленных преступлениях, за которые Уголовным кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы и на срок не свыше трех лет, а также о преступлениях, совершенных по неосторожности, за которые Уголовным кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы и на срок не свыше пяти лет, при наличии одного из нижеследующих обстоятельств, если:

Обвиняемый, подсудимый скрылся от следствия и суда;

личность задержанного подозреваемого не установлена;

обвиняемым, подсудимым нарушена ранее примененная мера пресечения;

задержанный подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства в Республике Узбекистан;

преступление совершено в период отбывания наказания в виде лишения свободы.

5. Обратить внимание судов, что в соответствии с частью первой статьи 558 УПК мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетнего обвиняемого может быть применена лишь по делам об умышленных преступлениях, за которые Уголовным кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет, и когда меры пресечения другого вида не могут обеспечить надлежащее поведение обвиняемого.

В связи с этим применение меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление по неосторожности, а также по основаниям, предусмотренным частью второй статьи 242 УПК, не допускается.

При рассмотрении вопроса о возбуждении ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетнего, прокурор обязан лично ознакомиться с материалами дела, проверить обоснованность избрания меры пресечения данного вида и убедиться в исключительности случая, допросить обвиняемого по обстоятельствам, связанным с применением меры пресечения этого вида.


6. При наличии указанных в законе основании мера пресечения в виде заключения под стражу применяется в отношении лица, привлеченного к участию в деле в качестве обвиняемого. В таком случае мера пресечения считается примененной на трехмесячный срок (с учетом времени задержания), предусмотренный частью первой статьи 245 УПК.

В исключительных случаях, в соответствии с частью третьей статьи 226 УПК, применение такой меры пресечения возможно и в отношении подозреваемого лица, задержанного на основании статьи 221 УПК. В таких случаях мера пресечения считается примененной на срок до десяти дней (с учетом времени задержания), в течение которого подозреваемый должен быть привлечен к участию в уголовном деле в качестве обвиняемого. В противном случае прокурор или следователь с согласия прокурора обязан освободить подозреваемого из-под стражи.

При предъявлении обвинения в десятидневный срок мера пресечения считается примененной на трехмесячный срок с учетом времени задержания.

Время задержания должно исчисляться в соответствии с частью первой статьи 226 УПК с момента фактического задержания лица (с момента фактического ограничения его прав на свободное передвижение).

7. Согласно части второй статьи 240 УПК, мера пресечения в виде заключения под стражу, примененная на стадии досудебного производства, при отпадении оснований для дальнейшего содержания лица под стражей, может быть отменена или изменена постановлением прокурора либо следователя с согласия прокурора. При этом обеспечение немедленного освобождения лица из-под стражи возлагается на орган, принявший такое постановление.

Обсуждение в постановлении прокурора либо следователя законности и обоснованности решения суда о применении меры пресечения не допускается.

Об изменении либо отмене меры пресечения в виде заключения под стражу прокурор должен письменно информировать суд, вынесший определение.


8. В случае установления по уголовному делу обстоятельств, предусмотренных статьями 236, 242 УПК, прокурор, а также дознаватель, следователь с согласия прокурора вправе вынести постановление о возбуждении ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемого или обвиняемого.

9. В постановлении о возбуждении ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу должно быть указано преступление, в совершении которого подозревается либо обвиняется лицо, квалификация деяния, основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу, а также выводы о нецелесообразности применения к лицу меры пресечения иного вида.

К указанному постановлению прилагаются необходимые материалы, обосновывающие ходатайство, в частности, копии постановления о возбуждении уголовного дела, постановления о привлечении, к участию в уголовном деле в качестве подозреваемого, обвиняемого, протокола задержания, составленного на основании статей 221, 225 УПК, документов, содержащих сведения о личности подозреваемого, обвиняемого, ордера защитника, документов, подтверждающих соблюдение требований статьи 239 УПК. При необходимости прокурором могут быть представлены суду для обозрения подлинники указанных документов, а также другие документы.

Ходатайство и материалы представляются суду не позднее чем за восемь часов до истечения срока задержания. Копии документов, имеющихся в материале, должны быть заверены дознавателем, следователем или прокурором и скреплены печатью.

10. Ходатайство о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей, представленное суду после истечения установленного законом срока задержания или содержания под стражей судом не рассматривается. В таких случаях вопрос об освобождении задержанного или содержащегося под стражей лица решается в соответствии со статьей 234 и частью второй статьи 240 УПК.

Вместе с тем, суд должен принять к рассмотрению такое ходатайство в случае его представления в суд позже установленного в законе срока, но до истечения срока задержания или содержания под стражей. В таких случаях, суд выносит частное определение в отношении должностного лица, допустившего нарушение закона.


11. Законом установлено, что ходатайство о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей рассматривается единолично судьей районного (городского) суда по уголовным делам, территориального военного суда.

Ходатайство о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей должно рассматриваться судом по месту совершения преступления или производства предварительного следствия. Пререкание по вопросу о подсудности материала со ссылкой на статью 243 УПК не допускается.

В случае отсутствия судьи либо при наличии обстоятельств, исключающих участие судьи в рассмотрении материала, прокурор, внесший ходатайство, обращается в письменном виде к председателю этого суда, а если суд односоставный - председателю вышестоящего суда.

Председатель вышестоящего суда рассматривает указанное обращение немедленно и поручает рассмотрение ходатайства судье другого соответствующего суда.


12. Ходатайство о применении меры пресечения в виде заключения под стражу рассматривается в течение восьми часов с момента поступления материала, но не позднее предельных сроков задержания, предусмотренных частью первой статьи 226 УПК. Ходатайство о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого, к которому не применена мера процессуального принуждения в виде задержания, также подлежит рассмотрению в течение восьми часов.

Ходатайство о продлении срока содержания под стражей рассматривается в течение семидесяти двух часов с момента поступления материалов в суд по правилам, установленным статьей 247 УПК.

Суд обязан обеспечить рассмотрение ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей, независимо от дня и времени представления материалов (в выходные или праздничные дни, после окончания рабочего времени).


13. Судам следует иметь в виду, что состав участников судебного заседания при рассмотрении ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу пли о продлении срока содержания под стражей строго регламентирован законом и несколько отличается от состава участников судебного заседания при рассмотрении уголовного дела по существу.

По закону ходатайство о применении меры пресечения в виде заключения под стражу рассматривается с участием прокурора, подозреваемого или обвиняемого, защитника. При рассмотрении такого ходатайства в судебном заседании могут участвовать законный представитель подозреваемого или обвиняемого, а также дознаватель, следователь. В необходимых случаях, дознаватель, следователь может быть вызван в судебное заседание.

Ходатайство о продлении срока содержания под стражей рассматривается с участием прокурора, обвиняемого, защитника. В необходимых случаях дознаватель, следователь может быть вызван в судебное заседание.

В случаях, предусмотренных статьям 20, 51 УПК, обеспечение участия в судебном заседании переводчика и защитника обязательно. При рассмотрении ходатайства участие других лиц не допускается.


14. Суд устанавливает место, дату и время рассмотрения ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей, о чем уведомляет прокурора, внесшего ходатайство. Прокурор или следователь обеспечивает явку в суд в установленное время участников судебного заседания, в том числе подозреваемого или обвиняемого.

Неявка лиц (за исключением подозреваемого, обвиняемого, защитника), надлежаще уведомленных о месте, дате и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста.

По закону рассмотрение ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого допускается лишь в случае объявления его в розыск (часть восьмая статьи 243 УПК).

Ходатайство о продлении срока содержания под стражей может быть рассмотрено судом без участия обвиняемого в случае помещения его в медицинское учреждение для проведения стационарной судебно-психиатрической экспертизы. При этом участие защитника обвиняемого в судебном заседании является обязательным (часть шестая статьи 247 УПК).


15. Судам следует иметь в виду, что законом не предусмотрен вопрос об ознакомлении участников судебного заседания с ходатайством о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей, а также с приложенными к нему материалами. Однако, исходя из конституционного принципа права на защиту, прокурор должен ознакомить подозреваемого, обвиняемого, его защитника и законного представителя с ходатайством и приложенными к нему материалами до начала судебного заседания, если они обратились с просьбой об этом.


16. Ходатайство о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей рассматривается в здании суда в закрытом судебном заседании в отношении каждого подозреваемого, обвиняемого отдельно.

Судебное заседание начинается с объявления судьей о том, какое ходатайство подлежит рассмотрению. Затем судья объявляет фамилию, имя, отчество судьи, прокурора, защитника, законного представителя подозреваемого или обвиняемого, секретаря, переводчика, следователя, устанавливает личность подозреваемого, обвиняемого и разъясняет их права и обязанности, выясняет, не имеются ли заявления об отводе. При наличии таких заявлений судья принимает по ним решение в соответствии со статьями 76, 80 УПК.

Рассмотрение ходатайства начинается с доклада прокурора, который обосновывает необходимость применения меры пресечения в виде заключения под стражу или продления срока содержания под стражей. Затем заслушиваются подозреваемый или обвиняемый, его защитник, законный представитель, а также другие явившиеся в суд лица, исследуются представленные материалы. Затем судья удаляется в отдельную комнату для вынесения определения.

17. При рассмотрении ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей ведется протокол судебного заседания по правилам, предусмотренным статьей 426 УПК, который подписывается не позднее следующего дня с момента вынесения определения.

Стороны; могут ознакомиться с протоколом судебного заседания с момента его подписания.

Замечания на протокол судебного заседания рассматриваются немедленно в порядке, предусмотренном статьей 427 УПК.


18. Обратить внимание судов, что в отличие от разбирательства дела по существу, при рассмотрении ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей судебное следствие не проводится, участники процесса заслушиваются, а не допрашиваются.

При этом необходимо иметь в виду, что по закону обязанность обоснования ходатайства возложена не на суд, а на прокурора, который вправе отозвать ходатайство в любой стадии процесса до удаления суда в отдельную комнату.

Суд, не входя в обсуждение вопроса о виновности или невиновности подозреваемого, обвиняемого, решает вопрос о применении меры пресечения в виде заключения под стражу либо о продлении срока содержания под стражей.


19. В соответствии с частью десятой статьи 243 УПК при недостаточности собранных материалов, суд по ходатайству сторон может продлить срок задержания до сорока восьми часов для представления ими дополнительных доказательств.

Если в установленный срок сторонами не будут представлены дополнительные доказательства обоснованности или необоснованности применения меры пресечения в виде заключения под отражу, суд принимает решение на основании имеющихся материалов.

В случае отзыва ходатайства прокурором оно оставляется судом без рассмотрения, о чем выносится определение.


20. В случае удовлетворения ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в резолютивной части определения не указывается срок, на который применяется эта мера пресечения.

Вместе с тем, при удовлетворении ходатайства о продлении срока содержания под стражей суд обязан указать в определении дату, до которой продлевается действие данной меры пресечения.

В случае отложения рассмотрения вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу ввиду невозможности принятия решения по заявленному ходатайству и необходимости представления дополнительных доказательств, в определении суда должно быть указано число, время и место повторного рассмотрения ходатайства.


21. Определение судьи о применении либо об отказе в применении меры пресечения в виде заключения под стражу вступает в силу с момента его оглашения и подлежит немедленному исполнению.

Определение судьи в зале суда вручается прокурору для исполнения подозреваемому, обвиняемому, защитнику - для сведения.


22. Если в процессе рассмотрения ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей будет заявлено о нарушении закона, в частности о применении пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, сообщение об этом вносится в протокол судебного заседания и подлежит проверке прокурором, осуществляющим надзор в ходе предварительного следствия и о результатах сообщается суду.


23. При отклонении ходатайства и отказе в применении меры пресечения в виде заключения под стражу подозреваемый, обвиняемый (независимо от наличия или истечения предельного срока задержания) освобождается из-под стражи в зале суда с применением в отношении него меры пресечения в виде домашнего ареста или залога (пункт 2-1 части десятой статьи 243 УПК).

24. В случае применения меры пресечения в виде заключения под стражу суд обязан незамедлительно письменно уведомить о применении к лицу меры процессуального принуждения и месте его содержания кого-либо из членов семьи подозреваемого, обвиняемого, а при их отсутствии - родственников или близких лиц, также сообщить об этом по месту работы или учебы.

Если лицо, в отношении которого применена мера пресечения в виде заключения под стражу, является гражданином другого государства, то уведомление направляется в Министерство иностранных дел Республики Узбекистан.

Сведения о направлении уведомления приобщаются к материалу, находящемуся в суде.


25. Разъяснить судам, что отказ в применении меры пресечения в виде заключения под стражу и ее отмена или изменение не препятствует повторному обращению в суд с ходатайством о применении такой меры пресечения в отношении того же лица, если при расследовании дела возникли новые обстоятельства, обуславливающие заключение его под стражу.

Новыми обстоятельствами следует признать, в частности:

действия подозреваемого, обвиняемого после отклонения судом ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, свидетельствующие о его уклонении от предварительного следствия, продолжении им преступной деятельности;

воспрепятствование подозреваемого, обвиняемого установлению истины по уголовному делу;

предъявление подозреваемому, обвиняемому обвинения в совершении другого или более тяжкого преступления.


26. Законом не запрещено участие судьи, принимавшего решение об отклонении ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу при повторном обращении с аналогичным ходатайством в отношении того же подозреваемого, обвиняемого.

Судья, вынесший определение по вопросу о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей, а также прокурор, внесший такое ходатайство, могут также участвовать при рассмотрении уголовного дела в отношении того же лица по существу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 76 УПК.


27. Определение судьи по вопросу о применении меры пресечения в виде заключения под стражу либо о продлении срока содержания под стражей может быть обжаловано подозреваемым, обвиняемым, его защитником и законным представителем, опротестовано прокурором в апелляционном порядке в течение семидесяти двух часов со дня его вынесения.

Подача апелляционной жалобы (протеста) не приостанавливает исполнение решения по вопросу о применении меры пресечения.

Апелляционная жалоба (протест) подаются через суд, вынесший определение. По истечении срока на подачу жалобы (протеста) председатель соответствующего суда в течение двадцати четырех часов направляет материал с жалобой (протестом) в суд апелляционной инстанции с выполнением требований, предусмотренных статьей 497-12 УПК.

28. Жалоба (протест) на определение суда по вопросу о применении меры пресечения в виде заключения под стражу либо о продлении срока содержания под стражей, поданная по истечении семидесяти двух часов, оставляется без рассмотрения, о чем сообщается лицам, их подавшим (статья 497-4 УПК).


29. Жалоба (протест) на определение суда по вопросу о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей рассматривается судом апелляционной инстанции в здании суда в составе трех судей суда, в закрытом судебном заседании не позднее семидесяти двух часов с момента ее поступления.


30. Судебное заседание начинается с объявления председательствующим о том, какая жалоба (протест) подлежит рассмотрению. Затем председательствующий объявляет фамилию, имя, отчество судей, прокурора, защитника, законного представителя подозреваемого или обвиняемого, секретаря, переводчика, следователя, устанавливает личность подозреваемого, обвиняемого и разъясняет их права и обязанности, выясняет, не имеются ли заявления об отводе. При наличии таких заявлений суд принимает по ним решения в соответствии со статьями 76, 80 УПК.

Рассмотрение жалобы (протеста) начинается с доклада одного из судей, который излагает суть рассматриваемого вопроса, доводы жалобы (протеста), а также сущность возражений против них. Затем заслушивается лицо, подавшее жалобу (протест). В случае подачи и жалобы и протеста, первым выступает прокурор. При необходимости суд заслушивает дознавателя, следователя, исследует представленные материалы. После этого суд удаляется в совещательную комнату для вынесения определения.

При рассмотрении в суде апелляционной инстанции жалобы (протеста) ведется протокол судебного заседания по правилам, предусмотренным статьей 426 УПК.


31. Суд апелляционной инстанции, рассмотрев жалобу (протест) на определение по вопросу о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей, вправе своим определением принимать одно из решений, предусмотренных в части тринадцатой статьи 243 УПК.

Определение суда апелляционной инстанции вручается прокурору для исполнения, другим участникам судебного заседания - для сведения.

32. Определение суда апелляционной инстанции по вопросу о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей вступает в силу с момента его оглашения и подлежит немедленному исполнению.

Определение суда апелляционной инстанции по вопросу о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей является окончательным и обжалованию (опротестованию) в кассационном порядке не подлежит.

33. Судья, а также прокурор, принимавшие участие в рассмотрении материала по вопросу о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей в суде апелляционной инстанции, вправе участвовать в рассмотрении уголовного дела в отношении того же лица по существу, соответственно в судах первой, апелляционной, кассационной инстанций, за исключением случаев, предусмотренных статьей 76 УПК.

34. Согласно статье 3 УПК производство по уголовному делу ведется в соответствии с законом, действующим на момент производства процессуального действия или принятия процессуального решения, в связи с чем нормы Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с передачей судам права выдачи санкции на заключение под стражу" распространяются лишь на решения по вопросу о применении меры пресечения в виде заключения под стражу либо о продлении срока содержания под стражей, вынесенные с 1 января 2008 года.

Решения о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей, вынесенные до 1 января 2008 года, пересмотру по новому закону не подлежат.


35. Настоящее постановление подлежит применению с 1 января 2008 года.



Председатель

Верховного суда                                                                     Б. Мустафаев


Секретарь Пленума,

Судья Верховного суда                                                         М. Хасанов