Законодательство
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 27.02.1996 г. N 2 "О судебной практике по делам о контрабанде и нарушении таможенного законодательства"

Полный текст документа доступен пользователям платного тарифа на сайте nrm.uz. По вопросам звоните на короткий номер 1172.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

27.02.1996 г.

N 2



О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

ПО ДЕЛАМ О КОНТРАБАНДЕ И НАРУШЕНИИ

ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Контрабанда оружия, боеприпасов, взрывных устройств, наркотиков и других запрещенных к вывозу или ввозу предметов, представляет повышенную опасность для общества и государства. Не способствуют экономической стабильности в республике и факты незаконного перемещения через таможенную границу Республики Узбекистан товаров и иных ценностей.

В связи с этим, а также необходимостью разъяснения вопросов, возникших в судебной практике по делам о контрабанде и нарушении таможенного законодательства, Пленум Верховного суда Республики Узбекистан



ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Разъяснить судам, что уголовная ответственность за контрабанду наступает в случае незаконного перемещения через таможенную границу Республики Узбекистан предметов, указанных в диспозиции статьи 246 Уголовного кодекса независимо от того перемешались ли эти предметы в другие страны СНГ или страны, не входящие в СНГ.


2. Уголовная ответственность за нарушение таможенного законодательства по статьей 182 Уголовного кодекса наступает в случае незаконного перемещения товаров или иных ценностей через таможенную границу Республики Узбекистан лишь в случаях когда такие товары и ценности перемешались в крупном размере после применения мер административного взыскания, а также при наличии других квалифицирующих признаков, указанных в данной статье. В других случаях незаконного перемещения товаров или иных ценностей через таможенную границу виновные в этом лица подлежат административной ответственности в соответствии со статьей 227 Кодекса об административной ответственности (нарушение таможенного законодательства).


3. Разъяснить, что:


а) под незаконным перемещением через таможенную границу Республики Узбекистан предметов, товаров и иных ценностей, указанных в диспозициях статей 246 и 182 Уголовного кодекса, помимо таможенного контроля надлежит признавать их перемещение вне места расположения таможенного органа или вне времени производства таможенного оформления и контроля;


б) под незаконным перемещением через таможенную границу Республики Узбекистан предметов, товаров и иных ценностей, указанных в диспозициях статей 246 и 182 Уголовного кодекса, с сокрытием от таможенного контроля надлежит признавать их перемещение с использованием тайников и других способов, затрудняющих их обнаружение, или путем придания одним предметам вида других;

Специальными хранилищами следует считать тайники, а также оборудованные и приспособленные в целях контрабанды на транспортных средствах, конструктивные емкости и предметы, предварительно подвергшиеся разборке, монтажу и т.п.


в) под обманным использованием документов следует понимать предоставление таможенному органу в качестве основания для перемещения предметов, товаров и иных ценностей через таможенную границу поддельных документов, документов полученных незаконным путем, либо документов содержащих ложные сведения;


г) в соответствии с таможенным законодательством Республики Узбекистан под средствами таможенной идентификации понимается, идентификация товаров или иных ценностей путем наложения на них пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб. и образцов, описания товаров, иных ценностей, составление чертежей, изготовление масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации и др.

Под обманным использованием средств таможенной идентификации следует понимать действия лиц, связанные с изменением, уничтожением, повреждением либо утратой средств идентификации, примененных таможенными органами Республики Узбекистан либо других государств.


д) под недекларированием или декларированием не своим наименованием предметов контрабанды, перечисленных в ст. 246 Уголовного кодекса РУ либо товаров или иных ценностей, указанных в ст. 182 понимаются действия лиц, связанные с нарушением порядка декларирования предметов контрабанды, или товаров либо иных ценностей, подлежащих перемещению через границу, то есть несоблюдение установленных требований таможенного законодательства о форме и месте декларирования, о процедуре его производства, о сроках представления декларации и иных дополнительных документов, а также внесением ложных сведений в декларацию относительно наименования, количества ввозимых на территорию Республики Узбекистан или вывозимых с ее территории контрабандных предметов, товаров или иных ценностей.

Лицо, составившее заведомо подложным документ, или вносящее ложные сведения в документ либо в приобретенный им заведомо ложный документ и представившее его таможенным органам, как достоверный документ несет уголовную ответственность по совокупности статьей 182 или 246 Уголовного кодекса РУ, и по ст. 209 или 228 Уголовного кодекса РУ.


е) субъектом преступления, предусмотренного п. "г" ч.2 ст. 182 Уголовного кодекса РУ являются должностью и иные лица, осуществляющие контрольные функции на границе, а также лица, злоупотребляющие властью или должностными полномочиями в целях незаконного перемещения товаров и" иных ценностей через границу Республики Узбекистан.


4. Контрабанду или перемещение товаров, либо иных ценностей, указанных в статьях 246 и 182 Уголовного кодекса РУ следует считать оконченным преступлением с момента фактического незаконного перемещения их через границу Республики Узбекистан.


5. В случаях, когда лицо наряду с контрабандой предметов, перечисленных в ст. 246 Уголовного кодекса РУ или с перемещением товаров или иных ценностей, указанных в ст.182 Уголовного кодекса РУ через границу Республики Узбекистан, совершает другие преступления, (например, незаконное завладение или владение огнестрельным оружием, боевыми припасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами, незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ и т.д.) действия виновного следует квалифицировать по совокупности преступлений.


6. В соответствии со статьей 211 УПК предметы контрабанды (статья 246 УК) или товары либо иные ценности (статья 182 УК), как вещественные доказательства подлежат конфискации.

При решении вопроса о признании транспортных средств орудием преступления судам необходимо руководствоваться разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного суда от 13 декабря 2012 года "О некоторых вопросах применения законодательства о вещественных доказательствах по уголовным делам".

Если предметы контрабанды были реализованы виновным, суд должен решить вопрос о взыскании с осужденного в доход государства их стоимость (статья 199 ГК).

7. При назначении наказания лицам, виновным в контрабанде или незаконном перемещении товаров или иных ценностей через границу Республики Узбекистан, судам надлежит на основании статьи 45 Уголовного кодекса РУ решать вопрос о лишении определенного права этих лиц, в связи с осуществлением которого было совершено преступление.


8. При рассмотрении дел о контрабанде (ст. 246 Уголовного кодекса РУ) или о нарушении таможенного законодательства (ст. 182 Уголовного кодекса РУ) суды должны выявлять причины и условия, способствовавшие совершению этих преступлений и реагировать на них частными определениями.