Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 18.10.1994 г. N 28 "О некоторых вопросах подсудности (подведомственности) споров хозяйственным судам"(извлечение)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
18.10.1994 г.
N 28
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПОДСУДНОСТИ
(ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ) СПОРОВ
ХОЗЯЙСТВЕННЫМ СУДАМ
(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
1. Подсудность (подведомственность) заявленного требования определяется в соответствии с компетенцией хозяйственного суда, установленной законодательными актами Республики Узбекистан.
В случаях, когда в законодательном акте подсудность (подведомственность) определена альтернативно (суду или хозяйственному суду) либо когда имеется указание о рассмотрении требования в судебном порядке, следует исходить из субъективного состава участников и характера спорных правоотношений, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии со ст. 2 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан в хозяйственные суды вправе обращаться за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав либо законных интересов предприятия, учреждения и организации, в том числе колхозы, индивидуальные, совместные предприятия и международные объединения, организации Республики Узбекистан и других государств, основанные на различных формах собственности, а также государственные и иные органы, другие лица в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Узбекистан. В хозяйственный суд вправе также обращаться граждане-предприниматели. При этом следует иметь в виду, что предпринимательской признается инициативная, в рамках действующего законодательства деятельность субъектов собственности, направленная на производство товаров и оказание услуг и получение прибыли или дохода. Гражданин приобретает статус предпринимателя путем государственной регистрации. Документом, подтверждающим наличие подобного статуса, является свидетельство о государственной регистрации.
Хозяйственный суд разрешает споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений, которые определены ст. 12 п. 2,3. Хозяйственного процессуального кодекса. Хозяйственный суд вправе рассмотреть и другие споры, отнесенные к его компетенции.
2. В соответствии с Законом Республики Узбекистан "О разгосударствлении и приватизации" разрешение споров по вопросам, связанным с разгосударствлением и приватизацией, осуществляется в судебном порядке.
Правом принимать решение о разгосударствлении и приватизации наделены распорядители объектов государственной собственности. Инициатива в проведении разгосударствления, приватизации предприятия может исходить также от граждан, негосударственных юридических лиц, трудового коллектива, которые вправе в этом случае подать соответственную заявку. Решение распорядителя объектов государственной собственности (Госкомимущество) об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявки на разгосударствление, приватизацию является не имеющим нормативного характера актом органа государственного управления, а следовательно, спор о признании его недействительным по иску заинтересованной организации подлежит рассмотрению в хозяйственных судах.
В случае, если органом Госкомимущества не соблюдается установленный законом двухмесячный срок для принятия решения по заявке либо решение принято о передаче имущества в собственность другому лицу, а по существу поданной заявки ответа нет, то заявитель вправе обратиться за защитой в хозяйственный суд. Рассматривая такое обращение, хозяйственный суд может обязать соответствующий орган Госкомимущества принять решение по существу поданной заявки, а принятое решение признать недействительным.
За неисполнение решения хозяйственного суда должностное лицо, которое обязано исполнить это решение, несет ответственность, установленную законом за неисполнение решения общего суда.