Положение о порядке проведения инвентаризации месторождений твердых полезных ископаемых (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 25.06.2008 г. N 142)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению КМ РУз
от 25.06.2008 г. N 142
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке проведения инвентаризации месторождений
твердых полезных ископаемых
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение определяет основные цели и задачи инвентаризации месторождений твердых полезных ископаемых, состав сведений, необходимых и достаточных для оценки эффективности эксплуатации месторождений твердых полезных ископаемых, вовлеченных в промышленное освоение, состояния площадей залегания неэксплуатируемых месторождений, механизм проведения инвентаризации месторождений твердых полезных ископаемых на территории Республики Узбекистан.
2. Координация и контроль за ходом работ по проведению инвентаризации осуществляются Комиссией по координации проведения инвентаризации месторождений твердых полезных ископаемых (далее - Комиссия).
Основными задачами Комиссии являются:
утверждение графика проведения инвентаризации месторождений твердых полезных ископаемых (за исключением месторождений золота и урана) в Республике Каракалпакстан и в разрезе областей;
утверждение персонального состава рабочих групп по полевому обследованию месторождений твердых полезных ископаемых по территориям;
осуществление контроля за ходом проведения инвентаризации месторождений твердых полезных ископаемых и рассмотрение на системной основе ее результатов.
3. Комиссия вправе:
привлекать, при необходимости, к проведению инвентаризации месторождений твердых полезных ископаемых специалистов министерств, государственных комитетов и ведомств, представителей органов государственной власти на местах;
утверждать перечень месторождений твердых полезных ископаемых, запасы которых в порядке, установленном законодательством о недрах, передаются на баланс Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам (далее - Госкомгеологии);
выносить решения о проведении Госкомгеологии инструментальных обмеров объемов добытых полезных ископаемых на месторождениях, не вовлеченных в промышленное освоение, в случае установления фактов незаконной добычи полезных ископаемых.
ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
4. Целями проведения инвентаризации месторождений твердых полезных ископаемых являются:
создание единой электронной базы данных по месторождениям твердых полезных ископаемых на основе ГИС-технологий, используемой в целях оперативного предоставления в установленном порядке геологической и иной информации об участках недр органам государственного управления, а также потенциальным инвесторам по неразрабатываемым объектам;
внесение, с учетом единой базы данных по месторождениям твердых полезных ископаемых, необходимых дополнений и изменений в Государственный баланс запасов полезных ископаемых и Государственный кадастр месторождений, проявлений полезных ископаемых и техногенных минеральных образований.
5. Исходя из установленных целей основными задачами инвентаризации являются:
уточнение перечня разрабатываемых месторождений твердых полезных ископаемых и юридических лиц, которым предоставлено право пользования соответствующим участком недр для добычи полезных ископаемых;
определение соответствия фактически добытых объемов нерудных полезных ископаемых (по данным маркшейдерских отчетов) данным, представляемым пользователями недр в Государственный геологический фонд при Госкомгеологии (форма "5-ГР");
оценка состояния месторождений, не вовлеченных в промышленное освоение;
установление фактов незаконной добычи на месторождениях нерудных полезных ископаемых, не вовлеченных в промышленное освоение, и внесение в Комиссию предложений о проведении Госкомгеологии инструментальных обмеров объемов добытых полезных ископаемых;
выяснение степени освоения земельных участков (застроенность, наличие сельскохозяйственных угодий и др.) над площадями залегания полезных ископаемых по неэксплуатируемым месторождениям общераспространенных полезных ископаемых для решения вопроса о необходимости разработки укрупненных технико-экономических расчетов целесообразности списания запасов полезных ископаемых;
подготовка, по результатам инвентаризации, предложений о передаче на баланс Госкомгеологии запасов по не разрабатываемым месторождениям, а также по месторождениям твердых полезных ископаемых, при эксплуатации которых допущено нарушение законодательства о недрах, в том числе нарушения условий пользования недрами, установленных в лицензиях на право пользования участками недр для добычи полезных ископаемых, выявленные специально уполномоченными государственными органами в области горных отношений или органами государственной власти на местах.
III. МЕХАНИЗМ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
6. Инвентаризация месторождений твердых полезных ископаемых осуществляется в два периода: подготовительный (камеральный) и полевой.
7. В подготовительный (камеральный) период Госкомгеологии осуществляются сбор, систематизация и обобщение необходимых данных по всем месторождениям твердых полезных ископаемых в Республике Каракалпакстан и в разрезе областей.
8. В полевой период осуществляется обследование площадей всех месторождений нерудных полезных ископаемых, а также не разрабатываемых месторождений рудных полезных ископаемых (за исключением месторождений золота и урана).
9. В подготовительный (камеральный) период по каждому месторождению твердых полезных ископаемых составляется паспорт, включающий следующие сведения:
наименование месторождения;
административное положение (область, район);
географическое положение (наименование горной системы, гор и т. д.);
координаты угловых точек площади месторождения;
топографическая основа с нанесенной площадью месторождения масштаба 1:50000 или крупнее;
вид полезного ископаемого, способ разработки месторождения;
период разведки месторождения;
данные об организации, осуществлявшей разведку, подсчет запасов и представление их на утверждение;
разряд, к которому отнесено месторождение (разрабатываемое, резервное разведанное, неразрабатываемое) согласно данным Государственного баланса запасов полезных ископаемых;
количество утвержденных запасов (по месторождениям рудных полезных ископаемых, а также попутных полезных ископаемых и полезных компонентов), дата и номер протокола органа, утвердившего запасы;
данные о проведении опытно-промышленной разработки месторождения, объем запасов, добытых в процессе ее проведения;
наименование юридического лица, получившего лицензию на право пользования участком недр и его реквизиты;
номер, серия лицензии на право пользования участком недр, дата ее выдачи;
копия условий пользования участком недр;
состояние запасов на 1 января года, в котором проводится инвентаризация.
10. С целью обследования площадей месторождений нерудных, а также неразрабатываемых месторождений рудных полезных ископаемых решением Комиссии формируются рабочие группы по полевому обследованию месторождений твердых полезных ископаемых по территориям (далее - рабочая группа) из представителей Государственной инспекции "Саноатгеоконтехназорат", Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Госкомгеологии, Министерства экономики Республики Узбекистан, Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, АО "Узстройматериалы", Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятов областей.
В решении указываются задачи, которые необходимо решить рабочей группе, период проведения обследования, территория работ, руководитель группы, сроки представления заключений.
11. В процессе полевого обследования рабочая группа должна:
а) по всем инвентаризуемым месторождениям нерудных полезных ископаемых и неразрабатываемым месторождениям рудных полезных ископаемых (за исключением месторождений золота и урана) с помощью оборудования систем глобального позиционирования GPS определить координаты двух-трех угловых точек объекта, а также осуществить привязку с последующим закреплением на местности (тур или колышек с наименованием) позиций, из которых цифровой фотокамерой произвести не менее трех снимков (разрешением не менее 5 мегапиксел) наиболее характерных особенностей площади месторождения (примечательные формы рельефа, имеющиеся строения, карьер, наличие подземных вод в карьере, неорганизованное хранение отходов и т. д.);
б) по разрабатываемым месторождениям нерудных полезных ископаемых:
оценить полноту выполнения пользователем недр условий пользования участком недр, установленных в лицензии на право пользования участком недр для добычи полезных ископаемых;
установить наличие у пользователя недр утвержденного в установленном порядке проекта вскрытия и отработки месторождения;
выяснить периодичность производства пользователем недр маркшейдерских обмеров объемов добытых полезных ископаемых, изучить данные маркшейдерских обмеров и сделать вывод об их соответствии данным Государственного баланса запасов полезных ископаемых;
обследовать карьер с целью выяснения наличия подземных вод на его дне, установить причины;
в случае добычи песчано-гравийных материалов в пределах охранной зоны водных объектов проверить наличие разрешений на добычу полезных ископаемых в пределах охраняемой природной территории;
выяснить наличие эксплуатационной скважины на воду для обеспечения водой карьерного хозяйства и работников, проверить соблюдение пользователем недр установленного лимита водоотбора, регулярность замеров уровня подземных вод, производства химических и бактериологических анализов;
установить наличие разрешения на спецводопользование, срок его действия;
в) по неразрабатываемым месторождениям твердых полезных ископаемых (за исключением месторождений золота и урана):
установить, осуществлялась ли на объекте незаконная добыча полезных ископаемых;
в случае если месторождение затронуто отработкой, предварительно оценить объем добытой горной массы, в том числе полезных ископаемых, и оперативно направить информацию в Госкомгеологии;
выяснить, по возможности, какое юридическое или физическое лицо осуществляло (осуществляет) незаконную добычу полезных ископаемых на месторождении, отнесенном Государственным балансом запасов полезных ископаемых к разряду "Неразрабатываемые" или "Резервные разведанные";
оценить степень освоения земельного участка на площади залегания полезных ископаемых (наличие жилых домов, различных строений, сельскохозяйственных угодий и т. д.).
12. По результатам полевого обследования по каждому месторождению составляется краткая справка, которая подписывается всеми членами рабочей группы. К справке прилагаются на бумажных и электронных носителях данные по привязке месторождения и фотографии наиболее характерных особенностей площади месторождения.
IV. ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИХ В КОМИССИЮ
13. По завершении полевого обследования месторождений, расположенных в Республике Каракалпакстан или в областях, рабочей группой составляется заключение с указанием по каждому обследованному объекту нарушений законодательства о недрах, об охране природы, о воде и водопользовании, а также отражением всех вопросов, указанных в пункте 11 настоящего Положения. При необходимости к заключению прилагаются табличные материалы, характеризующие результаты полевого обследования месторождений.
14. В заключении должны быть также отражены:
перечень нерационально разрабатываемых месторождений нерудных полезных ископаемых, право пользования которыми может быть досрочно прекращено, с указанием соответствующих оснований;
при необходимости, предложения о проведении инструментальных обмеров объемов незаконно добытых полезных ископаемых на неразрабатываемых месторождениях;
перечень месторождений, запасы которых рекомендуется передать на баланс Госкомгеологии.
15. Заключение подписывается всеми членами рабочей группы. Члены рабочей группы, не согласные с выводами, изложенными в заключении, представляют председателю группы в письменном виде свое особое мнение.
16. Заключение представляется в Госкомгеологии для формирования сводного заключения по результатам проведенных в Республике Каракалпакстан или в соответствующих областях инвентаризации месторождений твердых полезных ископаемых.
17. Госкомгеологии по мере обобщения материалов инвентаризации месторождений твердых полезных ископаемых по обследованным в Республике Каракалпакстан или по областям представляет их в Комиссию с предложениями о:
досрочном прекращении права пользования участками недр для добычи нерудных полезных ископаемых в случае несоблюдения пользователями недр условий, установленных в лицензиях на право пользования участками недр для добычи полезных ископаемых, и передаче запасов в установленном порядке на баланс Госкомгеологии;
передаче в установленном порядке на баланс Госкомгеологии запасов, неразрабатываемых месторождений твердых полезных ископаемых;
целесообразности проведения инструментальных обмеров объемов добытых полезных ископаемых на конкретных месторождениях, включая неразрабатываемые объекты, затронутые отработкой;
разработке укрупненных технико-экономических расчетов целесообразности списания в установленном законодательством порядке запасов общераспространенных полезных ископаемых по месторождениям, площадь залегания которых застроена, занята сельскохозяйственными угодьями либо используется в иных целях.
18. На основании представленных материалов Комиссия принимает соответствующее решение в пределах своей компетенции.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2008 г., N 26-27, ст. 252