О ежегодной переоценке основных фондов
О ЕЖЕГОДНОЙ ПЕРЕОЦЕНКЕ
ОСНОВНЫХ ФОНДОВ
Авторский материал подготовлен экспертной службой
редакции газеты "Налоговые и таможенные вести"
и ИПС "Norma"
(Нормативно-правовой материал представлен
по состоянию на 02.02.2002 г.)
В соответствии с постановлением Кабинета Министров "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2002 год" от 31 декабря 2001 г. N 490 приложением N 14 утверждена ставка налога на имущество юридических лиц в размере 2 процентов от налогооблагаемой базы.
Она применяется к остаточной стоимости имущества с учетом ее переоценки. Теперь все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности ежегодно должны производить переоценку основных фондов по состоянию на 1 января для приведения их стоимости в соответствие с текущими ценами согласно Положению, утвержденному Министерством макроэкономики и статистики, Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом, зарегистрированному Минюстом 19 февраля 2001 г. N 1008.
В результате переоценки определяется полная восстановительная стоимость основных фондов, то есть полная стоимость затрат, которые должна была бы осуществить организация, если бы полностью заменила их на аналогичные новые объекты по рыночным ценам и тарифам, существующим на дату переоценки.
Переоценке подлежат все основные средства, находящиеся в собственности организаций, независимо от их технического состояния, действующие и неиспользуемые, находящиеся на консервации, подготовленные к списанию, а также объекты незавершенного строительства и оборудование, предназначенное к установке.
Переоценка основных средств может быть осуществлена как "методом прямой переоценки", так и "индексным методом".
"Метод прямой переоценки" осуществляется путем прямого пересчета стоимости отдельных объектов по документально подтвержденным рыночным ценам на новые объекты, аналогичные оцениваемым, сложившимся на дату переоценки. "Индексный метод" осуществляется с применением индексов изменения стоимости основных фондов, дифференцированных по видам основных фондов и проценту износа. Переоценку организация может осуществлять самостоятельно либо с привлечением специалистов-экспертов, имеющих право заниматься оценочной деятельностью в соответствии с законодательством.
В соответствии с НСБУ N 5 основные средства в результате переоценки отражаются в учете и отчетности по восстановительной стоимости. Износ основных средств, начисленный на дату проведения переоценки, не корректируется, а последующее начисление износа производится от переоцененной стоимости. Износ, начисленный на дату проведения переоценки, также переоценивается.
Приведя стоимость основных средств в соответствие с текущими ценами, необходимо определить их остаточную стоимость с учетом износа, который также переоценен. Напомним, что остаточная стоимость основных средств - это стоимость минус износ.
С момента ввода НСБУ N 5 хозяйствующие субъекты могут применять в бухучете четыре метода начисления амортизации, оговоренных в учетной политике. При расчете норм амортизации и определении срока службы основных средств для целей налогообложения применяются нормы амортизации, утвержденные статьей 23 Налогового кодекса.
С 1 января 2002 года объектом налогообложения при расчете налога на имущество является среднегодовая остаточная стоимость основных средств, включая приобретенные по договору лизинга, и нематериальных активов.
П. 19 Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий, зарегистрированной Минюстом 26 декабря 1997 года N 381, предусмотрена уплата текущих платежей. Следовательно, при расчете сумм, вносимых в качестве аванса в I квартале 2002 года, необходимо исходить из остаточной стоимости основных средств с учетом переоценки.
Для предприятий-экспортеров с 1 января 2002 года введена регрессивная шкала налогообложения имущества в зависимости от доли экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства за свободно конвертируемую валюту в общем объеме реализации:
- от 15 до 25 процентов - ставка снижается на 30 процентов;
- от 25 до 50 процентов - ставка снижается на 50 процентов;
- от 50 и более процентов - налог на имущество не взимается.
Однако отменена льгота для производственных предприятий с долей иностранного капитала в уставном фонде не менее пятисот тысяч долларов США. С 2002 года находящееся на их балансе имущество будет облагаться налогом.
Предприятия, являющиеся плательщиками единого налога, с 1 января 2002 года в случае сдачи в аренду основных средств и нематериальных активов (за исключением финансового лизинга) будут уплачивать налог на имущество в общеустановленном порядке.
За не установленное в нормативные сроки и неиспользованное оборудование повышенные ставки налога на имущество сохранены.
Марина КУШАКОВА,
эксперт