Постановление от 07.04.2015 г. Министерства финансов N 27 и Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре N 9 "О внесении изменений и дополнений в Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма в организациях, оказывающих лизинговые услуги" (Зарегистрировано МЮ 14.04.2015 г. N 2265-1)
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО
МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
14.04.2015 г.
N 2265-1
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН N 27 |
ДЕПАРТАМЕНТА ПО БОРЬБЕ С НАЛОГОВЫМИ, ВАЛЮТНЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ И ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ ПРИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН N 9 |
07.04.2015 г.
О внесении изменений и дополнений
в Правила внутреннего контроля по противодействию
легализации доходов, полученных от преступной
деятельности, и финансированию терроризма
в организациях, оказывающих
лизинговые услуги
В соответствии с Законом Республики Узбекистан "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма" Министерство финансов и Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЮТ:
1. Внести изменения и дополнения в Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма в организациях, оказывающих лизинговые услуги, утвержденные постановлением Министерства финансов и Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан от 25 августа 2011 года NN 56, 28 (рег. N 2265 от 22 сентября 2011 года) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2011 г., N 38, ст. 394), согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.
Министр финансов |
Р. Азимов
|
И. о. Начальника Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре |
Б. Зиляев |
к Постановлению
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,
вносимые в Правила внутреннего контроля
по противодействию легализации доходов, полученных
от преступной деятельности, и финансированию терроризма
в организациях, оказывающих лизинговые услуги
1. Преамбулу дополнить абзацем следующего содержания:
"Требования настоящих Правил распространяются на лизингодателей, за исключением коммерческих банков и микрокредитных организаций".
2. В пункте 1:
дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
"государства, не участвующие в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма - государства и территории, определенные в официальных заявлениях Группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), которые представляют угрозу международной финансовой системе и у которых система противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, имеет стратегические недостатки;";
абзацы четвертый - девятый считать соответственно абзацами пятым - десятым;
абзац шестой изложить в следующей редакции:
"клиент - лицо, приобретающее объект лизинга в свое владение и пользование, согласно требованиям законодательства по договору лизинга (лизингополучатель);";
дополнить абзацами следующего содержания:
"оффшорная зона - государства и территории, предоставляющие льготный налоговый режим и (или) не предусматривающие раскрытие и представление информации при проведении финансовых операций;
риск - риск совершения клиентами операций в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, или финансирования терроризма.".
3. В пункте 2:
дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
"определение и оценка рисков в сфере деятельности лизингодателя, а также мер по их снижению;";
абзац четвертый считать абзацем пятым.
4. Пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:
"принятие соответствующих мер по определению, оценке и снижению рисков в рамках деятельности лизингодателя.".
5. Пункт 8 дополнить абзацем следующего содержания:
"осуществляет мониторинг по организации системы внутреннего контроля и устранению недостатков, выявленных в деятельности лизингодателя в ходе проведения мониторинга и контроля в установленном порядке.".
6. В пункте 10:
дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"принимать соответствующие меры по определению и оценке своих рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирования терроризма, документально фиксировать эти риски и принимать меры по их снижению;";
абзацы второй - десятый считать соответственно абзацами третьим - одиннадцатым.
7. В пункте 13:
дополнить абзацем третьим следующего содержания:
"при осуществлении разовых сделок, сумма которых превышает 300-кратный размер минимальной заработной платы на день осуществления операции;";
абзацы третий и четвертый считать соответственно абзацами четвертым и пятым.
8. Дополнить пунктами 13-1 и 13-2 следующего содержания:
"13-1. Лизингодатели обязаны принимать усиленные меры надлежащей проверки в случае, если одной из сторон операции является лицо, постоянно проживающее, находящееся или зарегистрированное в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, либо в оффшорной зоне, а также отнесенное к категории высокого уровня риска.
13-2. Усиленные меры по надлежащей проверке клиента включают:
получение дополнительной информации о клиенте (род деятельности, размер активов, информация, доступная через открытые базы данных, и т. д.) и более частое обновление данных по клиенту и бенефициарному собственнику;
получение от клиента информации об источнике его денежных средств или источниках его финансового состояния;
получение информации о причинах заключения договора лизинга или ранее заключенных договоров лизинга;
проведение мониторинга деловых отношений с клиентом путем анализа заключенных с ним договоров лизинга.".
9. Пункты 15 и 16 изложить в следующей редакции:
"15. Идентификация клиента осуществляется на основании следующих документов:
документ (паспорт или приравненный к нему документ), удостоверяющий личность клиента;
соответствующие документы о государственной регистрации, сведения об организационно-правовой форме, местонахождении, руководителях, а также сведения, указанные в учредительных документах.
16. В целях более тщательного изучения клиента необходимо уделять особое внимание:
оформлению учредительных документов (включая все зарегистрированные изменения и дополнения) клиента и документов, подтверждающих государственную регистрацию клиента;
структуре органов управления клиента и их полномочиям;
размеру зарегистрированного уставного фонда (капитала) клиента;
иным необходимым сведениям в соответствии с законодательством.".
10. В пункте 18 слова "юридических и физических лиц" заменить словом "клиента".
11. Дополнить главой III-1 следующего содержания:
"III-1. Определение и оценка уровня риска
19-1. Лизингодатель обязан принимать меры по определению, оценке и снижению уровня риска совершения клиентами операций в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, или финансирования терроризма (далее - уровень риска).
Уровень риска определяется и оценивается ответственным лицом ежегодно на основании представленной клиентом информации с учетом видов операций, совершаемых клиентом, критериев, определенных настоящими Правилами, и результатов надлежащей проверки клиента.
Результаты оценки рисков должны оформляться в письменном виде и представляться в Департамент.
19-2. К категории высокого уровня риска лизингодатель обязан отнести клиентов, отвечающих изначально следующим критериям, и проявлять в отношении них повышенное внимание:
лица, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности либо нахождении под контролем лиц, занимающихся террористической деятельностью либо прямо или косвенно являющихся собственником или контролирующим организацию, осуществляющую или подозреваемую в осуществлении террористической деятельности;
лица, постоянно проживающие, находящиеся или зарегистрированные в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, либо в оффшорной зоне;
нерезиденты;
клиенты, фактическое местонахождение которых не соответствует сведениям, указанным в учредительных или регистрационных документах;
клиенты, реальным владельцем которых является лицо, указанное в абзацах втором и третьем настоящего пункта;
клиенты, осуществляющие подозрительные операции на систематической основе (более двух раз в течение трех месяцев подряд);
иные лица, финансовые операции которых вызывают обоснованные подозрения ответственного лица.
19-3. По мере изменения характера проводимых клиентом операций лизингодатель при необходимости должен пересматривать уровень риска работы с ним.
Лизингодатель должен уделять повышенное внимание всем сложным, необычно крупным операциям, а также всем необычным схемам совершения операций, не имеющим явной экономической или видимой законной цели.
Информация о результатах осуществленных мер должна представляться руководству лизингодателя.
19-4. Лизингодатель должен принимать меры по недопущению использования технологических достижений в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирования терроризма. В этих целях лизингодатель должен определять и оценивать уровни риска, которые могут возникнуть в связи:
с разработкой новых видов услуг и новой деловой практики;
с использованием новых или развивающихся технологий как для новых, так и для уже существующих видов услуг.
Такая оценка риска должна проводиться до запуска новых видов услуг, деловой практики либо использования новых или развивающихся технологий.
Лизингодатель должен принимать соответствующие меры для мониторинга и снижения этих рисков.".
12. В пункте 20:
абзац семнадцатый исключить;
абзацы восемнадцатый и девятнадцатый считать соответственно абзацами семнадцатым и восемнадцатым.
13. Дополнить пунктом 22-1 следующего содержания:
"22-1. Сообщению в Департамент подлежат также операции, если одной из ее сторон является лицо, постоянно проживающее, находящееся или зарегистрированное в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.".
14. В абзацах четвертом, пятом и шестом пункта 26 слова "физического или юридического лица" заменить словом "клиента".
15. Главу V дополнить пунктами 28-1 и 28-2 следующего содержания:
"28-1. В целях ограничения доступа ко всем документам (перепискам касательно проведения внутреннего контроля, в том числе бумажным и электронным копиям сообщений, переданных в Департамент, бумажным и электронным анкетам клиентов, специальным журналам и др.), использованным в деятельности ответственного лица, такие документы и их опись должны храниться непосредственно этим лицом в специально обустроенном помещении или в несгораемом и опечатываемом сейфе.
28-2. Электронные версии документов должны архивироваться программным способом, записываться на электронные носители информации и храниться ответственным лицом вместе с их описью в несгораемом и опечатываемом сейфе.".
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
20 апреля 2015 г., N 15, ст. 187